Особенности сопровождения воспитанников с трудностью в освоении образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский»
В современном представлении понятие «качество образования» не сводится к обученности воспитанников дошкольного учреждения, а связывается с понятием «социальное благополучие» и «защищенность». В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ, трудностями в освоении образовательных программ и особыми образовательными потребностями не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, и включает в себя обеспечение успешной социализации и коррекцию нарушений.
Сопровождение воспитанников данных категорий в МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский» осуществляется на основании Положения об оказании логопедической помощи в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский». Сопровождение воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, осуществляют учителя-логопеды, закрепленные за группами компенсирующей направленности. Сейчас в учреждении их 3 на разных возрастных параллелях. В моей профессиональной деятельности осуществляется сопровождение:
Для сопровождения детей из 1 категории составляется и реализуется план коррекционно-педагогической работы с воспитанником и сопутствующая документация (речевая карта, график занятий, план работы с родителями и т.д.).
Основной целью сопровождения детей из 2 категории является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с ними в рамках профессиональных компетентностей. Определение и реализация ИОМов происходит поэтапно, по определенному алгоритму (диагностика, заседание ППк, составление ИОМ совместно со всеми педагогами) и осуществляется педагогом -психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и воспитателями в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк в социализации ребенка, его максимальном развитии, эмоциональной стабилизации и коррекции речи.
При оказании логопедической помощи, мной решаются задачи:
•организация и проведение логопедической диагностики с целью современного выявления и последующей коррекции речевых нарушений;
•проведение логопедических занятий с воспитанниками с нарушениями речи;
•организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
•консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
Логопедическая помощь воспитанникам осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и оказывается в рамках реализации Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский», основанной на примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах, количество занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения, рекомендаций ПМПК или ППк.
Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. В процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие коммуникативной и когнитивной сферы:
•игровые технологии в логопедической коррекции;
•элементы ОТСМ-ТРИЗ – технологии;
•технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова);
•информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы: «Дельфа 142»; «Игры для Тигры», «Учимся говорить», «Комплекс игр «Мерсибо», «Учимся, играя»; игры выполненные в формате слайд-презнтаций) и т.п.;
•здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная);
Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ, используемые в образовательном процессе
Методы
1.Метод анализа ситуаций «Ситуативная Да - Нет»
2.Метод «Системный оператор» (автор Г.С.Альтшуллер)
3.Метод сужения поля поиска (дихотомия: пространственная, классификационная) (автор Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)
4.Метод «Круги Луллия» (Р.Луллия),
5.Технология работы с сюжетной картиной И.Мурашковска, Т.А.Сидорчук)
6.Методика работы с именами признаков (Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)
7.Морфологический анализ (Ф.Цвикке)
Необходимым компонентом в сопровождении воспитанников является взаимодействие с родителями. После проведения обследования представляю родителям полную и подробную информацию о речевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее организую как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников сообщаются результаты диагностического обследования речи детей, даются ответы на запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации звуков, созданием развивающей среды вне детского сада - т.е. активным участием в коррекционном процессе.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на помощь специалиста. На них даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи. Родители могут познакомиться с различным материалом, который поможет организовать развивающее общение с ребенком дома, на прогулке, повысить свою педагогическую компетентность.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей обеспечивает развитие воспитанников в условиях дошкольного учреждения, интеграцию деятельности всех специалистов учреждения, единство диагностики и коррекции, возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Учитель-логопед:
Губкина Ольга Николаевна