Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Изучение правил дорожного движения средствами информационно-коммуникационных технологий

Цель изучить возможности повышения грамотности детей по вопросам правил дорожного движения формирование, закрепление и систематизация представлений детей о правилах поведения на дороге средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Введение

Информатизация современного общества является одной из тенденций развития образования в условиях научно-технического прогресса и социально-экономического развития, разработки и внедрения новых технологий. В этих условиях информатизация оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе на сферу образования. Информационные технологии активно внедряются в образовательный процесс и используются как средство обучения и воспитания.

Информационные технологии используются педагогом для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач, достижения целевых ориентиров. Посредством информационных технологий процесс обучения становиться более насыщенным, наглядным, что способствует формированию познавательной активности и познавательного интереса детей.

Реализация информационных технологий осуществляется на всех уровнях образования, в том числе дошкольном. Для того, чтобы образовательный процесс был более интересным, необходимо использование информационных технологий на занятиях с целью передачи информации, наглядного изображения материала, в том числе в процессе ознакомления старших дошкольников с правилами дорожного движения.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Наиболее частыми причинами являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора. Невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, поэтому необходимо использовать все более разнообразные формы работы с детьми.

Ребёнок, знающий правила дорожного движения, много раз подумает прежде, чем перебежать дорогу перед идущей машиной. Безопасность для него станет нормой жизни.

Тема ПДД также остаётся актуальной, ведь важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому саду. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода.

В настоящее время отдельное место в образовательном процессе ДОО отводится интерактивным дидактическим играм. Образовательная деятельность с применением интерактивных игр очень интересна дошкольникам. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание.

В своей практике я активно использую интерактивные игры и упражнения для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Интерактивная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает ИКТ игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Цель: изучить возможности повышения грамотности детей по вопросам правил дорожного движения (формирование, закрепление и систематизация представлений детей о правилах поведения на дороге) средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Объект:процесс использования ИКТ-технологий при изучении правил дорожного движения с детьми.

Предмет: определение педагогических условий по использованию ИКТ-технологий при изучении правил дорожного движения с детьми в образовательном процессе.

Задачи:

Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать эффективную информационно – образовательную среду, которая способствует формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаёт условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; влияет на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

Основная часть

В распоряжении педагогов ДОО представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском саду.

Способность ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с обрабатывать данные позволяет педагогам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навыки исследовательской деятельности.

Информационные технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу.

3. Обеспечивает наглядность, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.

5. Можно смоделировать жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни.

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.

При всех плюсах использования ИКТ возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОО. Для реализации ИКТ необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран.

2. Защита здоровья ребенка. Использование ИКТ в ДОО требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

3. Недостаточная ИКТ-компетентность педагога. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Таким образом, информационные технологии в современных условиях информатизации образования являются неотъемлемым условием организации образовательного процесса. Существует большое разнообразие информационных технологий, которые могут использоваться в образовательном процессе.

Авторская разработка «Упражнения по ПДД»

В непосредственно образовательной деятельности со своими детьми мы используем мультимедийные презентации и интерактивные игры и упражнения для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети знакомятся с новыми знаниями, что наиболее эффективно, чем традиционный подход, где использовались иллюстрации. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. Для большей эффективности каждая презентация должна быть построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, включать занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.

Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают нам добиться поставленных целей. Интерактивные игры и упражнения, состоящие из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения.

Данные упражнения рекомендованы для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детских образовательных учреждений, а так же в кругу семьи. Состоят из 5 слайдов. Можно на занятии использовать все упражнения, а можно только одно. Разработанные упражнения являются полностью авторскими от идеи упражнения до сюжета конструкта. Интерактивные упражнения разработаны в программе Smart Notebook и предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Все упражнения сделаны в одной игре и для смены упражнения используются гиперссылки. При разработке данных упражнений использовались следующие образовательные технологии:

Упражнение №1. Тема: Знаки дорожного движения (Приложение 1)

Цель:закрепление знаний о знаках дорожного движения в процессе составления рассказа о дорожных знаках с использованием интерактивного дидактического упражнения

Задачи:

Обучающая: узнать дорожный знак и определить его значение в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе составления рассказа о дорожных знаках

Воспитательная: самостоятельно договариваться об очередности выступления, не привлекая к этому педагога, в процессе выбора играющего

Дополнительные задачи:

Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Дидактическая: выбрать ячейку с дорожным знаком с помощью двух кубиков (с цифрами и цветами) в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Планируемый результат: дети закрепляют знания о знаках дорожного движения средствами составления рассказа о дорожных знаках

Словарная работа: названия знаков дорожного движения

Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово

Ход:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность

Педагог зовет детей к себе, спрашивает, что необходимо для безопасного передвижения по дороге водителям и пешеходам

Подходят к педагогу

Дети отвечают на вопрос педагога

-Знаки дорожного движения

Основной этап

Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей

Педагог предлагает интерактивное упражнение:

-спрашивает правила работы с интерактивной доской

-объясняет правила упражнения:

*нажать на кубики

*выбрать и открыть соответствующую ячейку

*рассказать о выбранном знаке дорожного движения

*передать ход другому игроку

-контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения

-проводит гимнастику для глаз

Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской

Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение

Делают гимнастику для глаз

Заключительный этап

Задача этапа: подвести итоги упражнения

Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения)

Направляет на другой вид деятельности

Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным

Идут играть

Упражнение №2. Тема: Перекресток (Приложение 2)

Цель: закрепление знаний о движении участников дорожного движения на перекрестке в процессе моделирования перекрестка и дорожных ситуаций на нем с использованием интерактивного дидактического упражнения

Задачи:

Обучающие: правильно расположить элементы перекрестка (дорожное полотно, светофор, знаки дорожного движения) в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения; смоделировать ситуацию на дороге (перекрестке) с учетом правил дорожного движения в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе обыгрывания возможных ситуаций на перекрестке

Воспитательная: самостоятельно распределять роли для моделирования перекрестка и его обыгрывания в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Дополнительные задачи:

Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Дидактическая: смоделировать перекресток из отдельных частей и создать дорожную ситуацию на нем в процессе выполнения упражнения

Планируемый результат: дети закрепляют знания о движении на перекрестке средствами составления перекрестка из отдельных его частей и моделирования дорожной ситуации

Словарная работа: названия частей дороги и знаков дорожного движения, «перекресток», «светофор»

Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово

Ход:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность

Педагог зовет детей к себе, спрашивает, как называется часть проезжей части, когда одна дорога пересекает другую

Подходят к педагогу

Дети отвечают на вопрос педагога

-Перекресток

Основной этап

Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей

Педагог предлагает интерактивное упражнение:

-спрашивает правила работы с интерактивной доской

-объясняет правила упражнения:

*создать интерактивный плоскостной макет из предлагаемых частей

*смоделировать и обыграть ситуацию на перекрестке

-контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения

-проводит гимнастику для глаз

Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской

Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение

Делают гимнастику для глаз

Заключительный этап

Задача этапа: подвести итоги упражнения

Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения)

Направляет на другой вид деятельности

Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным

Идут играть

Упражнение №3. Тема: Светофор (Приложение 3)

Цель: закрепление знаний о сигналах светофора в процессе выполнения двигательных упражнений с использованием интерактивного дидактического упражнения

Задачи:

Обучающая: составить магический квадрат из сигналов светофора в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе составления рассказа о сигналах светофора

Воспитательная: самостоятельно договариваться об очередности выступления, не привлекая к этому педагога, в процессе выбора играющего

Дополнительные задачи:

Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Дидактическая: составить магический квадрат из сигналов светофора в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Планируемый результат: дети закрепляют знания о сигналах светофора средствами составления магического квадрата и двигательных упражнений

Словарная работа: сигналы светофора

Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово

Ход:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность

Педагог зовет детей к себе, спрашивает, что необходимо для безопасного передвижения по дороге водителям и пешеходам

Подходят к педагогу

Дети отвечают на вопрос педагога

Основной этап

Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей

Педагог предлагает интерактивное упражнение:

-спрашивает правила работы с интерактивной доской

-объясняет правила упражнения:

*собрать пазлы

*создать магический квадрат из разных сигналов светофора

*придумать на каждый сигнал светофора движение

*«пройти» магический квадрат с помощью придуманных движений

-контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения

-проводит гимнастику для глаз

Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской

Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение

Делают гимнастику для глаз

Заключительный этап

Задача этапа: подвести итоги упражнения

Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения)

Направляет на другой вид деятельности

Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным

Идут играть

Упражнение №4. Тема: Знаки дорожного движения (Приложение 4)

Цель: закрепление знаний о знаках дорожного движения в процессе разделения знаков на три категории (запрещающие, разрешающие, предупреждающие) с использованием интерактивного дидактического упражнения

Задачи:

Обучающая: узнать дорожный знак и определить, в какую группу его переместить (запрещающие, разрешающие, предупреждающие знаки) в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе классификации дорожных знаков

Воспитательная: самостоятельно договариваться об очередности выступления, не привлекая к этому педагога, в процессе выбора играющего

Дополнительные задачи:

Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Дидактическая: выбрать звездочку с дорожным знаком, классифицировать знак в одну из трех групп (запрещающие, разрешающие, предупреждающие) в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Планируемый результат: дети закрепляют знания о знаках дорожного движения средствами классификации знаков на группы (запрещающие, разрешающие, предупреждающие)

Словарная работа: названия знаков дорожного движения

Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово

Ход:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность

Педагог зовет детей к себе, спрашивает, что необходимо для безопасного передвижения по дороге водителям и пешеходам

Подходят к педагогу

Дети отвечают на вопрос педагога

-Знаки дорожного движения

Основной этап

Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей

Педагог предлагает интерактивное упражнение:

-спрашивает правила работы с интерактивной доской

-объясняет правила упражнения:

*выбрать звездочку

*перетащив звездочку, увидеть знак дорожного движения

*определить группу этого знака

*переместить знак в нужную ячейку

-контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения

-проводит гимнастику для глаз

Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской

Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение

Делают гимнастику для глаз

Заключительный этап

Задача этапа: подвести итоги упражнения

Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения)

Направляет на другой вид деятельности

Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным

Идут играть

Упражнение №5. Тема: Светофор (Приложение 5)

Цель: закрепление знаний о сигналах светофора в процессе определения света светофора для определенной ситуации с использованием интерактивного дидактического упражнения

Задачи:

Обучающая: определить, какой сигнал светофора необходим для конкретной ситуации в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе составления рассказа о дорожных знаках

Воспитательная: самостоятельно договариваться об очередности выступления, не привлекая к этому педагога, в процессе выбора играющего

Дополнительные задачи:

Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Дидактическая: выбрать цвет и закрасить соответствующее место на светофоре в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения

Планируемый результат: дети закрепляют свои знания о сигналах светофора средствами определения света светофора для конкретной ситуации на дороге

Словарная работа: сигналы светофора

Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово

Ход:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность

Педагог зовет детей к себе, спрашивает, что необходимо для безопасного передвижения по дороге водителям и пешеходам

Подходят к педагогу

Дети отвечают на вопрос педагога

-Светофор

Основной этап

Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей

Педагог предлагает интерактивное упражнение:

-спрашивает правила работы с интерактивной доской

-объясняет правила упражнения:

*определить, какой сигнал нужен в данной ситуации

*закрасить необходимое место на светофоре нужным цветом

-контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения

-проводит гимнастику для глаз

Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской

Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение

Делают гимнастику для глаз

Заключительный этап

Задача этапа: подвести итоги упражнения

Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения)

Направляет на другой вид деятельности

Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным

Идут играть

Заключение

В результате работы по использованию ИКТ в образовательном процессе детского сада можно отметить следующие преимущества:

Дети заинтересованы мероприятиями, интересная подача НОД способствовала развитию у детей интереса к изучению и соблюдению правил дорожного движения.

Развитие у детей интереса к изучению и соблюдению правил дорожного движения является актуальной темой. Значительное внимание в данной работе уделяется отбору произведений, а также наглядного материала, который облегчает процесс восприятия и понимания текста. Помимо традиционных форм наглядности в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, необходимо отметить, что внедрение ИКТ-технологий приносят положительные результаты. При соблюдении санитарно-гигиенических правил не представляют угрозы здоровью детей дошкольного возраста.

В дальнейшем можно использовать в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения другие формы ИКТ: диафильмы, просмотры мультфильмов, презентации, интерактивные обучающие программы.

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области