Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка "Импровизация на уроке "Танец""

Развитие творческих способностей детей с помощью импровизации

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ имени П.И. ЧАЙКОВСКОГО»

муниципального образования город Ноябрьск

Методическая разработка на тему:

« Импровизация на уроке «Танец»».

Подготовила:

Преподаватель хореографического

отделения

Падалка А.В.

2023г.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….3

2. Развитие творческих способностей детей с помощью импровизации…....4

3. Упражнения на импровизацию………………………………………………9

4. Заключение…………………………………………………………………...19

5. Список используемой литературы………………………………………….20

Введение.

С латыни импровизация переводится как «внезапный», «без подготовки», «неожиданный». Проще говоря, сочинение на ходу: музыки, стихотворения, танца. Такой свободный полёт фантазии на заданную тему.

Импровизация – это радость движения и игры. Импровизация - это творческая лаборатория для учащихся, где они раскрывают свои творческие способности. Это самостоятельность и свобода действий, возможность воплотить свои творческие хореографические фантазии в реальность.

Введение импровизационных элементов в занятия по хореографии, несомненно, оказывает влияние на музыкальное, интеллектуальное развитие ребёнка, способствует углублению, закреплению и освоению знаний о хореографии, музыке, искусстве.

В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей. Включение в занятия по хореографии элементов импровизации значительно повышает степень развития творческого потенциала у детей.

В хореографии сегодня существуют два противоположных взгляда на сущность танца:

У некоторой части хореографов сложилось мнение, что импровизация - это полное отсутствие технической подготовки и школы, то есть танцуй, как хочешь, как тебе нравится. Это распространённое заблуждение, школа в импровизации как раз есть, просто немного иная: через чувствование своего тела, его сигналов и импульсов. Через взаимодействие с партнёром, ощущение пространства и времени рождается мелодия танца.

У музыкантов есть поговорка: «Всякая импровизация хороша тогда, когда она хорошо подготовлена». Это же нужно отнести и к хореографии. Сценическая импровизация - не готовый выученный материал, но в ней обязательно должна быть структура действий с конкретными фокусами внимания и якорями, только тогда это будет интересно.

Импровизационное творчество не возникает само по себе, ему необходимо научить. И задача педагога – раскрыть и развить творческую личность способом импровизации, помочь ребёнку научиться логически думать и свободно фантазировать.

Развитие творческих способностей детей с помощью импровизации.

Всё большее число хореографов считают импровизацию важным компонентом на занятиях и в сценических выступлениях. Так развивается в детях творческое начало, они начинают мыслить, включаться в процесс создания нового номера. Развивать у ребёнка творческие способности, фантазию, нестандартное мышление, воображение необходимо с детства. В образовательном и воспитательном процессах для решения этой задачи педагог может использовать новые активные специальные приёмы и методы обучения и создавать комбинации из уже известных. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей детей. В педагогическом процессе с самого раннего детского возраста используется метод перевоплощения. В данном случае задачей ребёнка является наиболее убедительно перевоплотиться в другой образ, например: сидеть тихо « как мышки», прыгать « как лягушки», летать « как бабочки». Если заглянуть в суть этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных процессов. Для того чтобы ребёнок мог поверить, что он «превратился» в бабочку, ему надо представить, как она выглядит. Охарактеризовать её, сравнить с другими бабочками (маленькая, лёгкая, воздушная, цветная, перелетает с цветка на цветок). Затем ребёнок присваивает эти качества себе и воплощает их при помощи движений.

Практически каждое занятие по хореографии традиционно заканчивается полюбившейся творческой развивающей игрой, которая представляет собой набор задач, предлагаемых учащимся в порядке возрастания сложности. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей, кроме того игры разнообразны по своему содержанию, поэтому они могут быть интересны на протяжении нескольких лет. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она постепенно перерастает в обучение, творчество, позволяет развивать фантазию, обогащать танцевальную лексику учащихся.

Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям:

- коллективная творческая деятельность на практических занятиях, помогающая педагогу научить детей слушать и слышать друг друга;

- индивидуальное и в мини-группах самостоятельное выполнение творческих заданий на импровизацию.

Обучение детей импровизации строится по принципу «от простого к сложному» (постепенное развитие творческого потенциала детей). И опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребёнка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

Дети импровизируют выразительно – изобразительные движения в зависимости от характера музыки, которую слушают; изображают с помощью ритмических хлопков, отстукиваний отдельные слова и словосочетания, двух и четырёхтактные фразы из стихотворений; участвуют в ритмических и мелодических «разговорах», проходящих в вопросно-ответной форме, в играх - импровизациях с тематикой русских народных сказок и сказок других стран.

Хороводы под русские народные песни вводят их в атмосферу народного танца. Здесь же ставится задача услышать куплетно-вариационное строение народной песни - танца. Игровые движения к песне подбираются на основе соответствия её содержанию. Например, импровизируя под песню «Зимушка» ( муз. и слова Л. Олифирова) выразительные движения, изображающие детские зимние забавы, дети лучше воспринимают характер «зимней песни», её весёлый быстрый темп.

К творческим заданиям импровизационного характера относится также самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке.

Чтобы настроить детей на процесс творчества, необходимо создать определённые условия. К ним относятся создаваемые педагогом в ходе занятия проблемные ситуации – это и узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, и узнавание мелодии в разном тембровом звучании, и нахождение нужных исполнительских красок и т.д.

Танец – это физическая активность и творческий процесс. Использование творческого воображения ребят и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяют превратить танцы в самую приятную физическую активность. А танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжение чувств. Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на импровизацию для развития образного мышления, снятия напряжения и усталости в группе, можно добиться поразительных результатов.

Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности. Танцевальная игра с одной стороны помогает: снять напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает: коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности.

Танцевальная игра может быть сильным терапевтическим средством, которое способствует раскрытию личности. Танцевальная игра - это особая форма экспрессивного поведения ребёнка, которая открывает «границы», в особенности тем, кто имеет проблемы в общении, кто отгорожен от мира. Танцевальная игра погружает в мир образов и чувств, движения несут символическую форму повествования.

При проведении танцевальных игр с разными возрастными группами важно учитывать, что развитие танцевальных возможностей на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах, но движения порой не согласованы с музыкой. На четвёртом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они ещё плохо ориентируются в пространстве, поэтому важно учить их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов ( птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, чёткими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения ( прямой галоп, движения парами, притопы, выставление ноги на пятку ) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки.

В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и чётки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Дети в этом возрасте владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями ( бег с высоким подъёмом ноги, подскоки, шаг польки, полуприседания и т. д.). Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определённую двигательную активность. Задача педагога заключается в том, чтобы направить её в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал.

В подростковом возрасте необходимо предоставлять возможность самовыражения через движения. Подростки уже могут самостоятельно придумывать танцевальные движения и целые танцы, можно вместе придумывать танцы « эмоций». Подростки очень любят импровизировать, можно использовать различные атрибуты (барабаны, веера, платки, маски и т. д.) и придумывать целые танцевальные сюжеты.

Танцевальные игры можно разделить на две части.

Танцевальные игры первого раздела в основном выполняют подготовительную функцию и призваны разогреть тело и открыть его для движения, а так же разбудить эмоции. Такие игры помогают в формировании пространственных представлений, осознании детьми двигательных возможностей своего тела: отдельных частей и их взаимосвязи, тела в целом, развивают способность управлять своим поведением и эмоциями, соотносить свои действия с действиями других детей, то есть развивают произвольную саморегуляцию.

Игры второго раздела предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Для того, чтобы дети могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше времени для самостоятельного воплощения своих идей, поэтому задача педагога – только направить фантазию ребёнка, а не навязывать свою собственную. С помощью занятий по импровизации дети учатся выражать эмоции через движения. Известно, что познавательные процессы, воля и эмоции находятся в тесном взаимодействии. Эмоции могут оказывать регулирующее воздействие на познавательные процессы, их можно рассматривать как результат и основу познавательной деятельности человека. Дети с трудом осознают и называют свои эмоции. Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребёнка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей. Поэтому значимость выражения своих эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, дети учатся адекватно выражать, принимать и регулировать их. Развивается способность понимать эмоциональное состояние других людей.

Как научить детей импровизировать в танце.

Импровизация в танце – это не столько танец, сколько полёт души, тела и фантазии, вдохновляемой музыкой, её звуками, ритмом, внутренней энергией. Музыка способна разбудить в человеке фантазию, вызвать в его воображении яркие образы. Ведь каждому из нас определённое музыкальное произведение может навеять свои истории, поможет создать определённый образ.

Работу над импровизацией необходимо вести поэтапно. На первом этапе используются занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания: «Прошу – не надо», «Давай дружить». На втором этапе дети учатся создавать свои танцевальные этюды. Этюды – это естественное продолжение обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку. Так же можно предложить детям нарисовать соответствующий сюжет и обсудить разнообразные телесные ощущения, чувства и мысли, которые возникли во время исполнения этюда. На третьем этапе дети учатся сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия), после прослушивания музыки дети придумывают движения ( хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок.

ИГРА «Снеговик»

Четыре разные по характеру мелодии. Каждый ребёнок должен изобразить.

ИГРА «Лётчики».

Несколько музыкальных отрывков из детских песен.

Дети стоят в классе в шахматном порядке. «Лётчики на аэродром, заводим моторы, полетели». Дети изображают, как работает мотор, потом разводят руки в стороны (самолёт) и двигаются по классу в произвольном порядке со скоростью, которую задаёт преподаватель (1- медленный шаг; 2- быстрый шаг; 3- бег), дети должны следить за тем, чтобы не столкнуться и не задеть друг друга. Далее объявляется посадка, название страны или континента и тот, кого дети должны изображать – дети танцуют:

Австралия – кенгуру; Антарктида – пингвины; Африка – обезьянки; пустыня – змеи; джунгли – тигры; Япония – дельфины; Малайзия – черепахи; Индия – слоны; Россия – детский сад.

ИГРА «Море волнуется»

Можно исполнять старую версию игры. Но мы играем в эту игру, показывая различные эмоции. «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – Радость на месте замри». Дети поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону, потом делают поворот на полупальцах вокруг себя и должны и лицом и позой изобразить заданную эмоцию: радость, обиду, удивление, восторг, возмущение и т.д.

ИГРА «Фигуры»

Дети делятся на группы по 4-5 человек. Выходит первый ребёнок и встаёт в какую-либо фигуру, выходит второй и дополняет, достраивает эту фигуру, чтобы получилось единое целое. И так каждый по очереди, пока все сделают одну общую композицию. Потом первый выходит с этой общей композиции и начинает её менять, и так каждый по очереди. Играть можно долго, но всегда должна сохраняться целостность фигуры.

Упражнения на импровизацию.

Занятия по импровизации обучают навыкам, но они так же требуют навыков и умений. Танцоры должны приучиться, привыкнуть к процессу импровизации, к концентрации и фокусировке. Они должны быть способны видеть и реагировать на то, что они видят. Эти навыки представлены упражнениями «Зеркало» и «Унисон». Освоив эти элементы, танцоры начинают приобретать новые навыки и соединять их в своей работе в танце.

При работе с группой находки сами по себе не так важны, как способность использовать их в совместной работе с другими людьми. Это начинается с заинтересованности в совместной работе и чувстве доверия к другим членам группы. Разделы «Активные и Пассивные роли» и «Работа с весом» помогают развить эти качества.

Обязательная подготовка ко всем упражнениям – разминка. Она подготавливает танцоров физически, чтобы они могли двигаться свободно и безопасно. Упражнение «Слово – Действие» помещает танцоров в импровизирующее состояние ума, активизируя память, воображение и способность к подражанию.

Ведущий называет качество движения. Например: покачивания, растяжки, скручивание, ходьба, бег, падения и подъёмы, тряска. Группа придумывает движение в данной категории тремя способами : через спонтанное физическое исследование; через прошлый опыт – движения, изученные в классе, выученные в танцах, увиденных в спектаклях или в жизненных ситуациях; подражая другим танцорам и используя свои вариации. Танцоры должны сохранять непрерывность движения. После нескольких минут исследования одной категории движения, ведущий называет другую категорию. Или танцоры могут называть категории, в соответствии с тем, что, как они чувствуют, необходимо для разогрева.

Примечание: Если это упражнение используется как разминка, то лучше начать с простых движений ( покачивания, ходьба затем бег и растяжки) перед выполнением внезапных движений или прыжков. С помощью некоторых подсказок ведущего это упражнение может также помочь разогреть ум танцоров. Танцоры могут различать воспроизведение уже знакомого материала, открываемый новый материал. Подражание чьему-либо движению и создание спонтанных вариаций. Они могут также обратить внимание на переходы между их собственным исследованием и имитацией других людей. Так как это упражнение простое, ведущий может предложить танцорам поработать с теми областями движения или перфоманса, которые нуждаются в большом количестве внимания, таких как качество движения, использование центра, использование всех частей тела и т.д.

Танцоры встают в круг. Один танцор называет часть тела. Все танцоры двигают этой частью тела, сначала осторожно, затем всё более и более активно. Через некоторое время другой танцор может назвать другую часть тела. Танцоры тогда двигают вновь названной частью тела. Таким образом, группа проходит по всем частям тела. Танцоры могут повторять процесс движения, когда движение начинается с одной части тела, а затем в него вовлекается всё тело целиком.

Все выстраиваются за одним танцором. Этот танцор двигается по пространству так, чтобы задействовать различные части тела. Через некоторое время другой танцор может встать во главу линии и принять руководство, используя новый вид движения. Движение должно стать постепенно более полным и более энергичным. Танцоры должны быть внимательными, не спешить, не делать слишком много за короткое время. Танцор, который чувствует, что не готов делать движение со всей группой, может встать в главу линии и начать другое движение, или может исполнять тот вариант движения, который чувствует более подходящим для себя. В течение этой разминки танцоры должны перемещаться по всему пространству, а не только по центру.

«ЗЕРКАЛО»

Зеркальное отражение других людей является основой импровизации. Даже в своих простейших формах, когда два танцора лицом друг к другу зеркально повторяют движения, зеркальное отражение выявляет навыки, необходимые для всей групповой импровизации. Способность воспринимать и воспроизводить движение развивается через точное подражание; способность отвечать без промедления исходит из необходимости двигаться синхронно с партнёром; способность сохранять концентрацию поддерживается постоянной фокусировкой танцоров друг на друге; и возникновение нового движения происходит из наблюдения и реагирования на движения других. Так как должна быть произведена каждая деталь, танцоры также получают кинестетическое чувство движения другого. И, в конечном счёте эти навыки наблюдения и реакции – предисловие к групповой импровизации, в которой танцоры видят и воспринимают всё, что происходит в это время, независимо от размеров группы. Процессы ведения, следования и взаимодействия свойственны всей импровизации. Упражнения на отзеркаливание, представленные здесь, дают возможность испытать все эти роли и затем развивать их. Как только танцоры приобретают некоторую способность отражать друг друга, они могут начать играть с разными вариациями этих движений. Они также получают возможность отзеркаливать большее число танцоров одновременно через «групповое зеркало». Эти упражнения являются центральными в импровизационном процессе и могут быть неоднократно повторены. Они могут даже использоваться перед началом каждого сеанса, служа ментальной и физической разминкой для последующих импровизаций.

Танцоры делятся на пары, встают напротив друг друга. Один из них – ведущий, другой – ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение так точно, как это возможно. Цель – достигнуть такой согласованности движения, чтобы наблюдатель не мог различить, кто ведёт, а кто следует. Ведущий должен сосредоточить своё внимание на том, чтобы двигаться чётко, чтобы ведомый сохранял связь, а задача ведомого – чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.

Вариация: Лидерство переходит между двумя танцорами. Смена может происходить в быстрой последовательности, так, что даже сами танцоры не могут определить, когда эта смена происходит. Один из танцоров также может оставаться на время лидером. Ни один из танцоров не должен специально выбирать, сохранять ему лидерство или избегать этого.

Примечание: Чтобы сделать зеркальное отражение максимально точным, ведущие должны двигаться достаточно медленно и избегать внезапных движений. Они должны смотреть на своих партнёров и партнёры, будучи зеркальным отражением смотрят на ведущих. Танцоры не обязаны оставаться на одном месте. Они могут перемещаться вдоль зеркала, приближаться или отдаляться от него. Но они не должны двигаться сквозь зеркало, они должны точно знать, где проходит зеркальная плоскость.

Упражнение «Зеркало» служит нескольким основным целям. Оно приучает танцоров смотреть друг на друга; требует, чтобы танцоры тщательно наблюдали и воспроизводили движения. Смена лидерства стимулирует гибкость в начинании и следовании движениям – навык, который является центральным в групповой импровизации.

Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре – ведущий. В каждой паре ведущий движется, а партнёр отзеркаливает его движения. Иногда ведущий движется так, чтобы партнёр мог повторить всё в точности, а иногда может двигаться быстро или с акцентом. Ведомый не должен позволить этому смутить себя, он должен отзеркалить и эти изменения, уверенно создавая ритмическую вариацию. Танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.

Танцоры делятся на пары. Один из танцоров в каждой паре – ведущий. Ведущий делает несколько движений, которые легко отзеркалить и несколько движений более трудных для отражения. Когда движение становится слишком быстрым или сложным, чтобы отразить его в точности, ведомый может выполнять их последовательность или сократить движение или создать вариацию. Чтобы танцор не выбрал, он должен поддерживать полноту и непрерывность движения на всём протяжении танца. Ведущий может также предлагать моменты неподвижности или повторять свои движения, позволяя партнёру более полно развивать вариации. Танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.

Вариация: Танцоры делятся на группы по три или по четыре. В каждой группе один танцор становится ведущим, в то время как другие отзеркаливают с вариациями движения. Ведомые могут также найти способ реагировать на вариации каждого из них.

Примечание: Замечая реакции своих ведомых, ведущему легче решить, когда повторять движения, а когда вводить новые мотивы.

Линия, пересекающая центр пространства, обозначает зеркало. Её можно нарисовать мелом или положить ленту для наглядности.

Половина танцоров – зрители. Остальные делятся на пары. Один из танцоров в каждой паре – ведущий. Все ведущие начинают с одной стороны зеркала, а их партнёры на противоположной. Ведущие двигаются, их партнёры отзеркаливают так точно, как могут. Ведущие могут взаимодействовать друг с другом, обращая особое внимание на пространственную согласованность группы в целом. Ведущий может меняться ролями с партнёром всякий раз, когда захочет, приблизившись к зеркалу, дотронувшись ладонью до ладони партнёра и поменявшись местами через зеркало. Таким образом, все ведущие всегда остаются по одну сторону зеркала.

Примечание: это упражнение работает лучше всего, когда есть больший диапазон движения, чем был возможен в упражнении «Зеркало». Это упражнение может быть ограничено фокусировкой на отдельных навыках. Например, танцоров можно просить обратить особое внимание на рисунок танца, уровни или ритм.

УНИСОН.

Двигаться в унисон с другими – это особое удовольствие, возможно, потому что порождает чувство согласия и поддержки – или анонимность. Унисон, подобно зеркальному отражению, является упражнением по имитации. Однако, предлагая массовое движение, унисон проще и не требует такого личного вовлечения как «зеркало». Он смещает фокус внимания вовне. Движение свободно распространяется в пространстве, не ограничиваясь мнимым зеркалом. Это означает, что танцоры могут исследовать использование пространства в различных контекстах, не затрагивая сложные двигательные комбинации. Простота движения группы в унисоне делает использование пространства ясно видимым. Практика тщательного наблюдения и точной имитации необходима в изучении движения в танцклассе или на репетициях. Это также основа всей работы в групповой импровизации, которая зависит от наблюдения за другими людьми и реакции на их действия.

Каждый танцор составляет короткую танцевальную фразу, которую нужно сопроводить названием своего имени. Имя может быть произнесено во время движения, до или после. Танцоры могут играть с ритмом и громкостью, произнося своё имя. Они не должны шептать его застенчиво.

Все танцоры стоят в круге. Танцор, назначенный ведущим, начинает. Он или она представляет свою танцевальную фразу, сопровождая её своим именем, и повторяет её ещё раз. Затем вся группа повторяет движение и звук в унисон. Второй танцор повторяет танцевальную фразу со звуком и добавляет своё движение и имя. Он повторяет обе фразы. Затем все повторяют движение и звук в унисоне. Этот процесс продолжается… Ведущий может прервать цикл и начать снова со следующего человека, если последовательность становится слишком длинной для запоминания. Использование имён помогает новой группе познакомиться. Но это упражнение можно также выполнять, используя любое звуковое сопровождение или в тишине.

Группа собирается вместе в пространстве, все лицом в одном направлении. Танцор, который окажется во главе группы, начинает двигаться. Другие двигаются в унисон с этим танцором. Если направление движения ( и, следовательно группы) изменяется, так же меняется и ведущий. Ведущим всегда становится человек, который не может видеть остальных. Если два танцора, стоящие рядом, не уверены, кто из них должен вести, они должны решить этот вопрос по возможности быстрее. Когда ведущий наклоняется и фокус внимания перемещается назад, тот , кто находится на противоположной стороне группы, становится ведущим. Танцоры должны стремиться к гладким переходам от ведущего к ведущему, прерывая движение как можно меньше. Группа должна всегда стараться поддерживать унисон.

Ведущие должны всегда помнить, что другие стремятся следовать им и выбирать соответствующие движения. Однако не следует оставаться на одном месте. Группа может двигаться через пространство и менять уровни. Другие танцоры могут менять место внутри группы во время перемещения так, чтобы ведущими становились разные люди, а не только те, что находятся во внешнем крае группы.

Вариации: Танцоры делятся на группы по три человека в каждой. Если пространство позволяет, все трио могут быть в пространстве одновременно. Каждое трио строится в треугольник, все три танцора лицом в одном направлении. Танцор, стоящий спиной к двум другим, является ведущим. В этом формате, ведущие могут исследовать диапазон движений, за которыми можно следовать. Они могут перемещаться и использовать любую динамику движения. Ведомые подражают как можно точнее. Когда ведущий поворачивается к одному из танцоров, лидерство переходит к этому танцору. Танцоры должны в конечном итоге экспериментировать с всё более и более частой сменой ведущих

Часть группы – зрители. Не менее пяти танцоров находятся в пространстве. Два танцора выбираются ведущими. Танцоры распределяются так, чтобы каждый мог видеть, по крайней мере, одного из ведущих. Ведущие двигаются, как пожелают, оставаясь спиной к ведомым. Ведомые могут подражать любому из ведущих. Они могут двигаться то за одним, то за другим по собственному усмотрению, поддерживая непрерывность движения во время этих переходов.

Примечание: Ведущие играют важную роль, определяя не только движение, но и связи между двумя группами. Они могут противопоставлять уровни или скорость, или оставить одну группу на месте, в то время как другая перемещается, или устанавливать двигательный диалог между двумя группами. Ведущий может быть также неподвижен какое то время.

Ведомые определяют размер и расположение групп. Они также создают неожиданные моменты, когда переходят от одного ведущего к другому. Эти переходы должны происходить довольно часто, так как они – наиболее интересная часть этой импровизации.

Танцоры делятся на три группы, не обязательно равные по размеру. Каждая группа движется в унисоне, позволяя руководству переходить среди членов группы. В каждой группе танцор, который не может видеть остальных, становится ведущим. Три группы должны взаимодействовать между собой, согласуя или противопоставляя форму, динамику, скорость, рисунок.

В любое время любой танцор может перейти от одной группы к другой. Однако не на совсем, так как одна группа может со временем уменьшиться до единственного танцора. Танцоры должны найти способы поддерживать непрерывность выступления при изменении групп.

Танцор должен быть всегда готов к тому, что человек, за которым он следует, может присоединиться к другой группе в любой момент. Танцор тогда должен выбрать оставаться ему в прежней группе или поменять её.

«АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ РОЛИ»

Чтобы импровизировать, как группа, танцоры должны относиться с доверием к физическому телу и физическому аспекту движения. Они не должны бояться физического контакта друг с другом и должны знать, каким образом контактировать безопасно и как их взаимодействие может передавать идеи движения.

Упражнения, приведённые ниже, связаны с ролями инициатора и ведомого в буквальном физическом смысле. Это является подготовкой к обмену инициативой, который происходит, когда танцоры наблюдают друг друга и реагируют в движении на действия друг друга.

Все танцоры закрывают и поворачиваются вокруг своей оси несколько раз, чтобы потерять ориентацию в пространстве. Затем танцоры двигаются в пространстве, исследуя пол, стены, мебель. Желательно исследовать пространство через медленные движения, чтобы чувствовать себя безопасно с закрытыми глазами. Если два танцора сталкиваются друг с другом, они могут взаимодействовать некоторое время, оставаясь с закрытыми глазами.

Примечание: Даже в знакомом пространстве танцоры могут сделать открытия относительно размера или формы пространства, или расположения объектов внутри него. Это упражнение готовит их к упражнению на доверие, приведённое ниже.

Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре закрывает глаза. Партнёр должен вести его в пространстве. Вначале это следует делать медленно. Если позволяют условия, ведущий может вести своего партнёра смелее, например, бегом, кружась, садясь и вставая.

Два ведущих в любой момент могут поменяться партнёрами. Ведомые должны оставаться с закрытыми глазами, так чтобы не знать, кто ведёт их в данный момент. Танцоры должны стремиться двигаться легко и непрерывно, даже меняя партнёров.

Танцоры могут меняться ролями ведущего и ведомого двумя способами. Ведомый может открыть глаза и встретиться с глазами ведущего, который затем закрывает глаза; или ведущий может коснуться лба своего партнёра, чтобы он открыл глаза, в то время как ведущий закрывает их.

Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре активен, другой пассивен. После каждой из первых четырёх процедур, танцоры должны поменяться ролями и повторить упражнение.

Примечание: Танцоры в пассивной роли должны быть внимательными, чтобы не опережать своих партнёров, а только перенимать от них импульсы движения. Так они смогут почувствовать вес собственного тела, его инерцию и импульсы. Большинство танцоров любят это упражнение из-за физического контакта и возможности потолкать людей вокруг.

Здесь может действовать вся группа целиком или часть группы. В последнем случае, оставшиеся могут быть зрителями. Используя навыки активности и пассивности, полученные в предыдущем упражнении, танцоры могут по желанию выбирать активную или пассивную роль. Они должны учитывать действия всей группы, решая перейти от одной группы к другой. Пассивный танцор может преподнести сюрприз партнёру, внезапно становясь активным. Активные танцоры могут относиться ко всем остальным, как к пассивным танцорам. Несколько активных танцоров могут вместе участвовать в перемещении одного пассивного. Танцоры должны исследовать возможности группового рисунка из неподвижных тел. Это упражнение забавно, как и предшествующее, а также усиливает интерес к созданию композиционных решений.

РАБОТА С ВЕСОМ

Количество физических контактов в танце значительно изменилось за эти годы и в классе и на сцене. Не так давно большинство балетмейстеров обозначали контакт жестом, а не касанием. В семидесятых годах, с появлением контактной импровизации, основанной на обмене весом между танцорами, люди стали поднимать, толкать и тянуть друг друга в движении. Работа с весом предлагает танцорам использовать их тела, чтобы обеспечить, в буквальном смысле, обмен опытом движения.

Танцоры делятся на пары. Они могут начать работать с партнёрами равными по росту и весу.

Примечание: не обязательно, чтобы партнёры были одинаковыми по размеру. Танцоры могут повторить некоторые упражнения с партнёрами больше или меньше себя.

Танцоры делятся в группы по трое. В каждой группе двое стоят приблизительно в четырёх шагах друг от друга, лицом друг к другу. Третий танцор стоит между ними, лицом к одному из них. Этот танцор поочерёдно падает назад, подхватываемый человеком позади, и вперёд, подхватываемый человеком спереди. Он должен держать своё тело натянутым, не позволяя ему провисать. Подхватывая партнёра, танцор должен вначале держать руки достаточно близко к себе, ладони раскрыты. Он должен подхватить человека выше пояса, делая шаг назад с согнутыми коленями и затем поставить человека вертикально. Танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.

Примечание: это упражнение делается, чтобы почувствовать и принять часть веса другого, а также развить физическое доверие среди танцоров. Если танцоры не опытны в этом виде работы, они могут делать это упражнение в парах, подхватывая друг друга и ставя вертикально.

Все танцоры делятся на пары. Каждая пара исследует способы взаимодействия, используя на практике работу с весом и активными и пассивными ролями. После этого парам даётся 10-15 минут, чтобы подготовить сценку, этюд. Это не должна быть жёсткая схема движений, но, по крайней мере, должна иметь начало, середину и конец, а точное содержание может быть импровизировано по ходу представления.

Танцоры по очереди показывают свои дуэты. Если начинающие танцоры стесняются, несколько дуэтов могут выступать сразу.

Заключение.

Таким образом, занятия по импровизации предусматривают высокий уровень владения и управления своим телом. В условиях драматургической импровизации дети способны полнее осознавать своё тело, воображение, чувства. Импровизация развивает образное мышление, артистизм, творческие способности, фантазию, снимает напряжение. Во время танцевальных игр дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Развивая координацию и моторику, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку. Взаимодействуя между собой в импровизационных заданиях, дети учатся общаться, то есть у них развиваются коммуникативные качества.

Список используемой литературы.

.

.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области