Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Разработка урока русского языка по теме "Количественные числительные"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: Количественные числительные и их разряды. Тип урока: Урок «открытия» новых знаний. Форма урока: урок с использованием презентации.

Технические требования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, лист самооценки

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о количественных числительных , как о части речи

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения

Познавательные: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, познакомить обучающихся с разрядами количественных числительных, показать их речевую функцию.

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной теме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научатся определят разряды числительных

Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

Прочтите пословицу (Без учения нет умения),спроецированную на экране. Как вы ее понимаете? (Слайд 1)

Ученик: Чтобы уметь что-то делать, надо обязательно научиться!

Ученик: Чтобы выполнять хорошо работу, нужно обязательно хорошо изучить как правильно её делать.

Ученик: Чем больше испытания прошел человек - тем лучше знает, как решить поставленную задачу.

Ученик: Чем, качественнее учеба, образование, чем оно "выше", тем умение лучше.

Учитель. Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?

Ученики. Готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель.Тогда, проверим домашнее задание.

Те, кто выполнял упражнения 281и 280 сравните свои ответы с эталоном, спроецированным на экран. (Слайд2)

Эталон к упражнению 281

Эталон к упражнению 280

1

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 281без ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении этого упражнения?

Ученик 1. Я допустил ошибку в слове сень. Неправильно определил падеж.

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок упражнение 280. Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?

Ученик. Я допустил ошибку при составлении предложений. Не смог определить род, потому что не знал.

Учитель. Оцените работу. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 6 класса ФИ________________________________________

Домашнее задание

упражнение № 281 , упражнение № 280,

Выборочно-распределительный диктант

Творческое задание

2.Цифровой диктант с самопроверкой

Работа на карточках

Игра «Третий лишний»

Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»

На каком уровне вы усвоили пройденный материал?

Ученики. Удовлетворительно. Нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.

Ученики. Да!

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Продолжаем урок небольшой орфографической разминкой. (Слайд 3 ). Правильно вставленные в словах орфограммы помогут вам определить, о какой части речи мы будем сегодня говорить на уроке. Итак, записываем в тетради только пропущенные орфограммы.

1.Умелый рез(щ,ч)ик

2.Ч(и,е)стота в классе

3. Ра(с,з)сказ солдата

4. Ко(л,лл)есо истории

5.Выб(и,е)раешь ответ

6.Весело улыбае(ть,т)ся

7.Свеж(е,о)го ветерка

8.Паралле(л,лл)ьные прямые

9.Свист солов(ъ,ь)я

10.Оси(н,нн)ое гнездо

11.Без(ы,и)нтересный фильм

12.Сп(е,и )шил на урок

Эталон (Слайд 4)

1.Умелый резЧик

2.ЧИстота в классе

3. РаСсказ солдата

4. КоЛесо истории

5.ВыбИраешь ответ

6.Весело улыбаеТся

7.СвежЕго ветерка

8.ПараллеЛьные прямые

9.Свист соловЬя

10.ОсиНое гнездо

11.БезЫнтересный фильм

12.СпЕшил на урок

Учитель: Давайте проверим, что получилось?

Ученик:Числительное

Учитель:Правильно, числительные. Объясним вставленные орфограммы.

Учитель: Сегодня продолжаем разговор о числительных. С числительными в жизни мы встречаемся очень часто, они расскажут нам, сколько ребят учится в нашей школе, расскажут о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.

Сегодня на уроке мы повторим, что знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем.

Учитель:Сегодня мы познакомимся с разрядами количественных числительных. (Слайд 5) На какой вопрос отвечают количественные числительные?

Ученик:(Сколько?)

Учитель:Что же они могут обозначать?

Ученик: (Количество предметов: целые числа, дробные числа ,несколько предметов как одно целое)

Учитель: Ответьте мне на вопросы:

Учитель: Сколько месяцев в году?

Ученик:(В году двенадцать месяцев.)

Учитель: По сколько человек за партой вы сидите в?

Ученик: (Мы сидим за партой по двое человек.)

Учитель: А теперь представьте, что в нашей столовой давали на обед яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели?

Ученик: (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

Слайд 6 (Тема урока)

Количественные числительные (Слайд 7)

двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

Учитель :А теперь проверьте, все ли числительные, записанные на доске, являются количественными?

Ученик: (Да).

Учитель Почему?

Ученик:(Они все отвечают на вопрос сколько?)

Учитель:Что обозначают эти числительные?

Учеик: (Целое число, собирательное, дробное)

Учитель Сформулируйте правило о разрядах количественных числительных. (Ответы учащихся)

5.Закрепление материала

1. Работа с учебником № 408 (устно)

(найти ошибки в распределении числительных по группам)

2. Выборочно-распределительный диктант. ( Слайд 8)

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные, ставя их в И.п. , в три колонки, разделив на разряды.

Недавно в школ… прох…дили соревнования. В к…манд… нашего класса было восемнадцать человек. Шестеро из них занимаются спортом уже два года. Остальные - спортсмены-любители. Наш класс очень дружный, и поэтому мы поб…дили. Из десяти этапов соревнования мы выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные пр…зы.

Эталон

(Слайд 9)

Восемнадцать

Два

Десять

Восемь

Четыре пятых

Шестеро

Трое

пятеро

Допишите еще по два примера в каждый столбик. Проверим

5.Физкультминутка.

Один человек выходит к доске и показывает упражнения, остальные ребята выполняют их около своих парт.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.

6.Отработка умений и навыков.

1.Творческое задание (Слайд 10)

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать).

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Простое) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. В (целое) часов иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Проверим, что получилось

2.Цифровой диктант с самопроверкой (Слайд11)

У каждого из вас, ребята, на парте лежит карточка с номерами. Я читаю вам предложение, вы устно находите числительное и ставите цифру:

1 – целое

2 – дробное

3 – собирательное

1. Двое туристов сбились с пути.

2.Моему брату восемь лет.

3. Прилив продолжается одну четвертую часть периода.

4. Сегодня у нас пор расписанию пять уроков.

5. Одна вторая часть участка занята садом.

6. Семеро ребят играют на лужайке.

7. Уже пройдена одна шестая пути.

8. Сегодня на улице десять градусов мороза.

9. Двое друзей очень громко разговаривают.

(Проверяем, запишите карандашом количество ошибок) (Слайд 12 )

Эталон

1-3 4-1 6-3 8-1

2-1 5-2 7-2 9-3

3-2

3. «Собери пословицу» (Карточки лежат на партах) (Слайд 13-14)

Очень часто числительные употребляются в пословицах.

У вас на карточках записаны пословицы, они разбиты на две части и перепутаны. Ваша задача – устранить путаницу.

А)а семеро с ложкой.

Б) а ученому ни одной.

В) не ждут.

Г) на неделе.

Д) ни одного не поймаешь.

Е) а один раз отрежь

Ж) а два лучше

Работа по группам

А) Игра «Третий лишний» (Распечатанный кроссворд лежит на парте) Из каждой строчки нужно выбрать числительное иного разряда, чем остальные и записать его в соответствующий столбик. В выделенных клетках получится ключевое слово.

Мыслительная разминка

Прочитайте фразу с зашифрованными словами. (Распечатанная фраза лежит на партах) .(Слайд 15)

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. (Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир). Придумайте и запишите слова подобного вида.

7.Рефлексия учебой деятельности

Учитель: Чему был посвящен урок?

Ученик: Количественным числительным и их разрядам.

Учитель: Какие разряды числительных вы знаете?

Ученик: Целые, собирательные, дробные.

Учитель: Какие трудности мы испытали?

Ученик: Не всегда правильно определяем разряд.

Учитель: Что помогло нам их преодолеть?

Ученик: Знание правила и выполнение упражнений

Домашнее задание (Слайд ) : параграф 71 .

На выбор:

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет преодолеть трудности

1.упр.409

2. Запишите как можно больше художественных произведений, в названии которых встречается количественное числительное, и определите его разряд, укажите автора произведения .

3. Написать мини-рассказ об имени числительном.

Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области