Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Калинка» пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ д/с «Калинка»
____________С. И. Шайдурова
Приказ № от
Педагогический проект
«По тропинкам сказок»
речевой направленности
(для детей 3-4 лет)
Руководитель проекта:
Галкина Ольга Викторовна
Юрья, 2022г.
Пояснительная записка
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.
Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество как: милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей: дома чтению книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.
Актуальность проекта
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Для повышения интереса к сказкам, любви к чтению, для развития речи детей был разработан проект «По тропинкам сказок» как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения.
Проблема: в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и
обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы это не
переросло в комплекс, мы создаем условия для внутреннего комфорта воспитанников.
Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством приобщения их к миру сказок.
Задачи:
1.Учить узнавать персонажей сказок по иллюстрациям, стихотворениям.
2. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
3.Активизировать словарь детей, побуждать к речевым высказываниям.
4.Развивать у детей познавательный интерес к сказкам, любознательность.
5.Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками.
6.Воспитывать доброжелательное отношение, как к положительным, так и к отрицательным героям сказок.
персонажей сказок, теремок, раскраски по мотивам сказок, дидактические игры, книги,
сюжетные картинки, аудиосказки, презентац
Срок реализации проекта - с 01.09.2022 – 31.05.2023 уч. г.
Участники проекта: воспитанники младшей группы, родители, воспитатели.
Дети в младшем непоседливы и любознательны, для того, чтобы сохранить интерес к занятиям применяются различные методы и приёмы.
Методы и приёмы:
разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является совместная групповая деятельность педагога с детьми. Ведущим видом совместной деятельности является игра.
Этапы проектной деятельности «По тропинкам сказок»
1. Организационно – подготовительный
- Постановка цели и задач, определение направлений, методов работы по созданию проекта
- Подбор методической литературы.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций, раскраски.
-Пополнить РППС дидактическими и словесными играми, картотеками «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»
- Консультации для родителей.
2. Практический (реализация проекта с детьми)
- Рассматривание с детьми иллюстраций по теме.
- Чтение, прослушивание и просмотр сказок.
- Игры с конструктором.
- Музыкальные игры.
- Использование подвижных и пальчиковых игр и др.
3. Контрольно – оценочный (оценить работу всех участников проекта родителями, коллегами).
Ресурсное обеспечение: разные виды театра, дидактические игры, книги, сюжетные картинки, иллюстрации, раскраски по теме «Сказки», аудиосказки, презентации, фотоаппарат, видеокамера.
Ожидаемые результаты освоения проекта воспитанниками:
Для детей:
Дети узнают героев сказок по иллюстрациям, стихотворениям.
Дети пробуют в небольших играх - драматизациях, кукольных, настольных театрах передавать своего героя.
В процессе ознакомления со сказками активизируется речь детей, у детей появится интерес к играм, развлечениям, возрастает речевая активность. В группе создана речевая эмоционально – комфортная среда.
Содержание проектной деятельности:
Проект составлен для детей младшей группы.
Занятия проводятся со всеми детьми группы, один раз в неделю во вторую половину дня.
Игровой материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Учебно-тематический план на 2022-2023уч.г.
Месяц | Тема | Теоретич. | Практич. | Всего |
Кол-во часов | Кол-во часов | |||
Октябрь | Чтение и обсуждение украинской народной сказки «Колосок» с элементами кукольного театра | 0,5 | 0,5 | 1 |
Д\и «Почемучка» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Театр на магнитной доске по сказке Ш. Перро «Красная шапочка» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Подвижная игра «Красная шапочка» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Ноябрь | Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хваста» (без наглядного сопровождения) | 0,5 | 0,5 | 1 |
Игра-драматизация «Зайка-хвастунишка» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
«Волшебный сундучок Дрёмы» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Показ настольного театра «Петушок и бобовое зернышко» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью мнемотаблицы. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Декабрь | Чтение и обсуждение русской сказки «Зимовье» с элементами магнитного театра. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Чтение и обсуждение русской сказки «Лисичка сестричка и волк» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Подвижные игры со сказочными героями. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Чтение мордовской сказки с показом настольного театра «Как собака друга искала» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Январь | Игра « Добрые слова» | 0,5 | 0,5 | 1 |
Дидактическая игра «Помоги герою найти свою сказку» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Жихарка» с сопровождением театра игрушек. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Февраль | Чтение сказки « У страха глаза велики» | 0,5 | 0,5 | 1 |
Д/и « Из какой сказки герой» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Игровое задание «Сказочные обводилки» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Подвижные игры со сказочными героями. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Март | Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | 0,5 | 0,5 | 1 |
Рисование по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Театрализованная игра «Мы любим сказки» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Д\и «Кубик-бросайка «Сказки»» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!» по сказке Р. Сефа «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Апрель | Д\и «Волшебные ворота» | 0,5 | 0,5 | 1 |
«Шкатулка сказочных загадок» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
«Сказка с мячиком» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
«Играем в театр» (Игровое занятие, построенное на театрализованных играх ) | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Май | Театр игрушек «Про ежиху и ежат!» | 0,5 | 0,5 | 1 |
Игры с Тётушкой Забавой «В гостях у сказки» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Подвижные игры со сказочными героями. | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Встреча – путешествие «На полянке сказок» | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Итого | 16,5 | 16,5 | 33час |
Содержание проектной деятельности на 2022-2023уч.г.
Месяц | Тема | Цель: | Материал и оборудование |
Октябрь | Чтение и обсуждение украинской народной сказки «Колосок» с элементами кукольного театра | - побуждать детей понимать эмоционально – образное содержание театрализованной сказки «Колосок» | Кукла для сказки «Колосок», мягкие игрушки щенок и котёнок. |
Д\и «Почемучка» | -побуждать детей составлять СПП с союзом потому что. | Предметные картинки с изображением сюжетов: «Люди берут в руки зонты», «Врач у постели больного», «Осень». | |
Театр на магнитной доске по фсказке Ш. Перро «Красная шапочка» | - побуждать детей включаться в пересказ по ходу сказки, выкладывая фигурки согласно текста на магнитной доске. | Фигурки из магнитного театра по сказке. | |
Подвижная игра «Красная шапочка» | -совершенствовать умение двигаться ритмично, согласовывать речь и движения. | Красная шапочка для игры. | |
Ноябрь | Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хваста» (без наглядного сопровождения) | -учить слушать сказку, понимать содержание. | Кукла Баюнок. |
Игра-драматизация «Зайка-хвастунишка» | -упражнять в умении воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев. | Игрушка зайка, игрушка - лиса, игрушка-ежик, маска-волка, корзинка, шишки, домик, яблоки, аудиозапись «Прогулка в лесу», письмо от Зайчика. | |
«Волшебный сундучок Дрёмы» | -формировать у детей представления о театре, формировать умение внимательно смотреть и слушать сказку, побуждать детей оценивать поступки героев сказки. | Куклы Дрёма и Баюнок, волшебный сундучок, билеты с обозначением места, кукольный театр «У слонёнка день рождения» Д. Самойлова. | |
Показ настольного театра «Петушок и бобовое зернышко» | -доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании. | Ширма, куклы к сказке. | |
Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью мнемотаблицы. | -учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. | Книга со сказкой, схемы для рассказывания. | |
Декабрь | Чтение и обсуждение русской сказки «Зимовье» с элементами магнитного театра. | -побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки и поведение, соотносить название сказки с её содержанием. | Кукла Баюнок, фигурки зверей из магнитного театра по сказке. |
Чтение и обсуждение русской сказки «Лисичка сестричка и волк» | -побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки и поведение, соотносить название сказки с её содержанием. | Кукла Баюнок, сюжетные картинки по содержанию сказки. | |
Подвижные игры со сказочными героями. | -совершенствовать умение двигаться ритмично, согласовывать речь и движения. | Маски сказочных героев, игрушки – персонажи, СД – проигрыватель. | |
Чтение мордовской сказки с показом настольного театра «Как собака друга искала» | -формировать у детей нравственные качества: заботу, доброту, внимание к друзьям и взрослым; расширять активный словарь. | Кукла Баюнок, волшебный сундучок, фигурки из настольного театра к сказке, набор предметов для д\и «Назовём ласково». | |
Январь | Игра « Добрые слова» | -развивать связную, грамматически правильную речь. | Мячик. |
Дидактическая игра «Помоги герою найти свою сказку» | -иллюстрации к знакомым сказкам, разрезные карточки с изображением силуэтов героев знакомых сказок. | Волшебная снежинка, картинки с героями сказок, сюжетные картинки по сказкам. | |
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Жихарка» с сопровождением театра игрушек. | -побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев, определять их поступки и соотносить со своим поведением. | Кукла Баюнок, театр игрушек по сказке. | |
Февраль | Чтение сказки « У страха глаза велики» | -учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев. | Кукла Баюнок, сюжетные картинки по содержанию сказки. |
Д/и « Из какой сказки герой» | -закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре. | Сюжетные картинки к сказкам. | |
Игровое задание «Сказочные обводилки» | -развивать графические навыки, передавать характер героев. | Рабочие листы с заданиями, карандаши цветные. | |
Подвижные игры со сказочными героями. | -совершенствовать умение двигаться ритмично, согласовывать речь и движения. | Маски сказочных героев, игрушки – персонажи, СД – проигрыватель. | |
Март | Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | -учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного. | Кукла Баюнок, сюжетные картинки по содержанию сказки. |
Рисование по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный» | - учить рисовать при помощи крышек, учить детей ориентироваться на листе бумаги через интерес к героям сказки. | -Листы бумаги, крышки, гуашь. | |
Театрализованная игра «Мы любим сказки» | -учить детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль, развивать воображение. | Пальчиковые куклы: медведь, лягушка, мышка, курочка, гусь, корова; плоскостной домик, кусты, деревья. | |
Д\и «Кубик-бросайка «Сказки»» | -познакомить детей с правилами игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре. | Кубик со сказками. | |
«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!» по сказке Р. Сефа «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» | -продолжать формировать у детей понятие литературного жанра – сказка, развивать нравственные качества- доброту, честность, отзывчивость трудолюбие. | Кукла Баюнок, волшебный сундучок, сюжетные картинки по сказке. | |
Апрель | Д\и «Волшебные ворота» | -учить детей составлять описательный рассказ по сюжетным картинкам. | Кукла Незнайка, игрушки: щенок, заяц, кубик; фигурки для магнитной доски: лиса, молоточек, колесо; волшебные ворота. |
«Шкатулка сказочных загадок» | - развивать воображение; учить отгадывать описательную загадку; развивать логическое мышление. | Атрибуты к волшебному сундучку, костюм сказочницы . | |
«Сказка с мячиком» | - -учить эмоционально воспринимать сказку, передавать в музыке образ героя. | Музыкальное сопровождение, шапочки героев. | |
«Играем в театр» (Игровое занятие, построенное на театрализованных играх ) | -развивать способности детей; -дать заряд положительных эмоций. | Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик. | |
Май | Театр игрушек «Про ежиху и ежат!» | - формировать связную речь детей, пробуждать составлять описательный рассказ по набору игрушек. | Незнайка, игрушки: мама- ежиха и ежата. |
Игры с Тётушкой Забавой «В гостях у сказки» | -обобщать представления детей об известных ранее сказках и сказочных персонажах; - вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; -побуждать детей к двигательной активности. | Игрушки - персонажи сказок, волшебная коробочка, кукла Бабушка. | |
Подвижные игры со сказочными героями. | -совершенствовать умение двигаться ритмично, согласовывать речь и движения. | Маски сказочных героев, игрушки – персонажи, СД – проигрыватель. | |
Встреча – путешествие «На полянке сказок» | -закрепить знания детей о знакомых сказках; - развивать речь посредством театров разного вида; -прививать любовь к сказкам. | Иллюстрации героев сказок, мяч, волшебный сундук. |
План работы по взаимодействию с педагогами
и семьями воспитанников
Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами | ||
Сентябрь | |||
Составление плана работы по проекту. Диагностика уровня сформированности знаний детей по данной теме | |||
Октябрь | |||
2 неделя | Консультация для родителей «Воспитание сказкой» | ||
Ноябрь | |||
2 неделя | Наглядная информация «Десять “почему” детям необходимо читать книжки» | Консультация «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников» | |
Декабрь | |||
3 неделя | Папка – передвижка «Сказки-малютки» | ||
Январь | |||
4неделя | Индивидуальные беседы «Как подружить ребенка с книгой» (о пользе домашнего чтения) | ||
Февраль | |||
2 неделя | Буклет « Сказки помогут справиться с детским непослушанием» | ||
Март | |||
2 неделя | Памятка « О чем и как беседовать с детьми после чтения» | ||
Апрель | |||
2 неделя | Консультация «Читаем и играем» | ||
4 неделя | Презентация по результатам проектной деятельности | ||
Май | |||
1 неделя | Информирование родителей о результатах работы. | ||
3 и 4 недели | Диагностика уровня сформированности знаний детей по данной теме. |
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 304 с.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в
первой младшей группе детского сада. – М.: Мозайка-синтез, 2010.
3. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для
воспитателей детского сада и родителей /Сост. В. В. Гербова и др. – М.:
Оникс, 2011.
4. Нищева Н. Ф. Картотека предметных картинок: Наглядный дидакт.
материал. – СПб.: Детство-Пресс.
5. Бутарина Е. Г. Как мы играем :Учеб.-наглядное пособие.
6. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,
Москва 2003 г.
7. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»
8.Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста». Т.И.Тимофеечева
9.Как развивать речь малыша // Дошкольное воспитание.
10.Основные задачи речевого развития дошкольника // Дошкольное
воспитание.
11.Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред.
Ф.А. Сохина, изд. 3-е
12.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
13. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
14. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 3-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
15. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
16. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 3-4 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
17. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.