Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности
по формированию правильного звукопроизношения
ЗВУК /С/ для детей старшей группы
Манюк Лидия Алексеевна | |||||
Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи | |||||
Звук /С/ | |||||
- образовательные - развивающие - воспитательные | Цель: ознакомление со звуком /С/ Задачи: Коррекционно-образовательные: 1.Закрепить представление об акустико-артикуляционном образе звука /С/. 2.Активизировать словарь по лексической теме «Одежда», «Мебель». 3.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным в родительном падеже). 4.Совершенствованиислоговойструктурыслова(трехсложные слова с одним закрытым слогом). Коррекционно-развивающие: 1. Развитие фонематических представлений. 2. Развитие диалогической речи. 3. Развитие ориентировке в пространстве. 4. Развитие мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, воображения. 5. Развитие артикуляционной, мелкой общей моторики. 6. Развитие координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные: | ||||
Подгрупповая непрерывная образовательная деятельность | |||||
Игра-путешествие | |||||
Технологии: проблемного обучения, игровые технологии, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии (артикуляционная и дыхательная гимнастика) Методы и приемы: наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельной работы. | |||||
дидактические материалы, оборудование, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), ИОР (информационные образовательные ресурсы) | Ноутбук, интерактивная доска, планшеты-игровизоры по количеству детей, маркеры, салфетки по количеству детей, индивидуальные зеркала, цифровой образовательный ресурс «Приключения суслика Самсона». | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Этапы НОД | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Содержание | Формируемые компетенции | Время | |
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | ||||
(создание проблемной ситуации) Психологический настрой | Приветствие, установление зрительного контакта. - Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! | Приветствуют педагога. Участвуют в действиях. | Эмоциональная Психологическая готовность детей. | ||
Словесный Сюрпризный момент Беседа, обсуждение | На интерактивной доске мигает значок письма. - Сегодня утром мне пришло необычное письмо – электронное. Ребята, что мы с ним будем делать? | Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом. | Эмоциональная Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. | ||
Словесный Наглядный Ознакомление с темой | На интерактивной доске появляется суслик Самсон «Дорогие друзья, помогите мне добраться до золотого ореха и не попасть в лапы хитрой лисы. Попробуйте ответить на все вопросы и выполнить все задания» - Ребята, мы поможем суслику Самсону? Как мы сможем добраться до ореха? | Слушают информацию, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. | Информационная Внутренняя мотивация на деятельность. | ||
Словесный Практический | Уточнение акустико-артикуляционного образа звука. - Давайте вспомним, как работают губы и язык. Горлышко, когда мы произносим звук /С/. – Произнесите СССС, что делают губы? – Где кончик язычка? – Как идет воздушная струя? – Какая она? – Горлышко работает? | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на полученном раннее опыте. | Коммуникативная Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. | ||
Практический Игровой прием Артикуляционная гимнастика и упражнения на развитие речевого дыхания | - Чтобы мы смогли выполнить задания и помочь суслику, давайте сделаем зарядку для язычка. | Дети активно выполняют артикуляционные и дыхательные упражнения | Компетенция здоровьесбережения Социальная Развитие артикуляционной моторики, выработка плавной длительной воздушной струи | ||
Практический Метод проблемного обучения Игровой прием Интерактивная игра «Помоги суслику Самсону» | - Нору Самсона залило водой, давайте поможем спасти одежду Самсону. Вам нужно выбрать только те, в названиях которых есть звук /С/. После завершения данной игры суслик на игровом поле перемещается дальше по лабиринту. | Дети внимательно слушают задание, при необходимости уточняют у педагога, включаются в игровую ситуацию, называют предметы, выбирая подходящие слова, нажимая на картинки на интерактивной доске. | Социальная Коммуникативная Когнитивная Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. | ||
Практический Метод проблемного обучения Игровой прием Упражнение «Телеграф» | Слайд «Ориентировка в пространстве». – Ребята, суслик Самсон очень любит рисовать. Посмотрите, что он нарисовал в верхнем правом углу доски? – Давайте четко проговорим это слово и отстучим его по слогам. На ударный слог топнем ногой. А что в верхнем левом углу? – Что видим в левом нижнем углу доски? (самолет, самокат, самовар, сарафан) | Дети внимательно слушают вопросы, участвуют в диалоге, делят слова на слоги, выделяют ударный слог. | Когнитивная Коммуникативная Информационная | ||
Физкультминутка | Педагог приглашает детей на ковер, предлагает им выполнить уже знакомые упражнения со звуком /С/ | Проговаривают слова по тексту. Активно выполняют упражнения, демонстрируя физическую активность. | Компетенция здоровьесбережения Социальная Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. | ||
Практический Метод проблемного обучения Игровой прием Упражнение «Четвертый лишний» | - Ребята, возьмите планшеты-игровизоры и маркеры на столе. Посмотрите внимательно, что изображено. Какая картинка лишняя? Зачеркните ее и назовите одним слово оставшиеся картинки. | Принимают условия, выполняют предложенное задание. | Когнитивная Коммуникативная Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. | ||
Практический Метод проблемного обучения Игровой прием Д/и «Определи место звука в слове» | Слайд с интерактивной игрой. – Ребята, посмотрите, какой у суслика беспорядок. Поможем прибраться в норе. Разложите предметы по полочкам: на первую полочку, если звук /С/ в начале слова; на вторую – если звук /С/ в середине, и на третью, если звук /С/ в конце слова. | Принимают задание. В результате практических действий классифицируют предметы на три группы. | Когнитивная Коммуникативная Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. | ||
Практический Игровой прием Упражнение «Посчитай-ка» | - Ребята, давайте посчитаем, сколько столов и стульев у суслика в норке. Суслик на игровом поле интерактивной доски проходит последнюю станцию и добирается до ореха. | Выполняют задание. | Коммуникативная Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. | ||
- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями суслика и он прислал вам орехи. Слова с каким звуком мы сегодня произносили? Какой это звук? Что вам понравилось? Что показалось сложным? | Делятся впечатлениями, дают оценку проделанной работе, выражают собственные чувства и эмоциональный отклик от полученного результата. | Коммуникативная Эмоциональная Умение оценивать результат своей деятельности, делать выводы. |