Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект конкурсного урока по литературному чтению русская народная сказка «Лиса и журавль».

Цель урокапознакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи образовательные - уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках -учить узнавать сказку по заданию -учить пересказывать сказку, находить главную мысль сказки, принимать роль сказочного персонажа развивающие - развивать у учащихся навык критического слушания - развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения - развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом - развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия - развивать коммуникативные способности, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока воспитательные -воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Избердеевская начальная школа – детский сад» в с. Петровское

Конспект конкурсного урока политературному чтению русская народная сказка «Лиса и журавль».

Предметная область: литературное чтение

Класс: 1 класс.

Тема урока: русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательная технология :технология продуктивного чтения.

Цель урока:познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».

Задачи:

образовательные:

- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;

-учить узнавать сказку по заданию;

-учить пересказывать сказку, находить главную мысль сказки, принимать роль сказочного персонажа;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;

- развивать коммуникативные способности, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитательные:

-воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.

Планируемые результаты:

Предметные:

- получить возможность научиться соблюдать орфоэпическиенормы и правильную интонацию;

-объяснять понятие «народной сказки» и её значение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- выполнять учебное действие по плану;

- выполнять учебное задание в соответствие с целью;

- осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания

Познавательные УУД

- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

-определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Коммуникативные УУД

-планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные:

- самоопределение – проявление интерес к знаниям о сказках.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах, в парах.

Основные понятия и термины:Куманёк. Потчевать. Сама стряпала.Окрошка.Несолоно хлебавши.

Средства наглядности: презентационный материал.

Оборудование урока:

- Литература Н.Н.Светловская « О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению»;

- Словарь русского языка/С.И. Ожегов. Под.общ. ред. проф. Л.И.Скворцова;

-  Учебник «Литературное чтение» автор: Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий, М.ВГолованова;

- Доска; компьютер; мультимедиа проектор; экран; карточки; раздаточный материал для самостоятельной работы; звукозапись «В гостях у сказки».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит заставка «В гостях у сказки».

- Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

II. Актуализация усвоения знаний учащихся.

- Ребята, вы знаете, что сказки бывают разные. На какие группы они делятся? (Авторские, народные.)

- Отгадайте загадки и узнайте, о ком будет сказка.

1) Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …. (лиса).

2) Вот летит он на просторе,

Позади оставив море,

Реки, рощи и поля

Под крылом у… (журавля).

III. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и целей урока.

Слушание аудиозаписи сказки

-Приготовьтесь слушать сказку.Постарайтесь запомнить незнакомые слова.

- Понравилась ли вам сказка? - Докажите, что этот жанр именно сказка. (Животные разговаривают.)

-О ком эта сказка? (О животных.)

- Есть ли автор у этой сказки? (Нет.)

-Почему? (Это произведение фольклорное.)

- Как называется сказка? («Лиса и журавль».)

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: русская народная сказка «Лиса и журавль»»

IV. Работа по новой теме.

Чтение сказки учащимися

-Теперь мы с вами еще раз прочитаем сказку «Лиса и журавль», только читать её будете вы.( Слабочитающие дети читают текст разделенный на слоги)

Словарная работа 

-Какие непонятные слова вы услышали?

Куманёк (кум) - крёстный отец

Потчевать - угощать.

Сама стряпала - сама приготовила пищу.

Окрошка - холодный суп летом.

Несолонохлебавши - обманулась в ожидании

Работа по иллюстративному материалу. (В учебнике)

-Какой момент сказки изображен на этой иллюстрации?

-Как художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение?

-Как сказано об этом в тексте?

-Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки.

V. Закрепления нового

Работа с текстом после чтения

- Назовите героев сказки.

- Как поступила лиса? Почему? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю.)

- Как повёл себя журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком.)

- Почему он так сделал? (Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл из гостей.)

- Почему кончилась дружба героев сказки? (Лиса не учла: если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им. Журавль отплатил лисе тем же.)

 Физкультминутка. 

Рыжая лисичка

Хоровод, хоровод. (Хлопки в ладоши.)

Пляшет маленький народ. (Приседания.)

Танцевать, скакать и прыгать (Прыжки на месте.)

Мы готовы круглый год. (Приседания.)

Под кустом, под кустом (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кто-то с рыженьким хвостом. (Повороты туловища влево-вправо.)

Это рыжая лисичка – (Прыжки на месте).

Под кусточком лисий дом.

Повторное чтение сказки. Чтение по ролям

- В чем журавль оказался неправ? (Нужно было по-доброму обратить внимание лисы на совершённую оплошность. Если обиделся, поблагодарить хозяйку и не звать её в гости. А она бы задумалась, почему так случилось. Если пригласил, будь выше своей обиды, если хочешь дружить.)

- Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?

Работа в парах

- Выберите слова, которыми можно охарактеризовать героев произведения. Проведите линии от слов-характеристик к героям. 

Лиса Журавль

Определение правильной последовательности частей текста

Коллективная работа 

Пошла лиса домой несолоно хлебавши.

Лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля.

Вертится лисонька вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак.

Спасибо и на этом, - отвечает журавль. - Приходи ко мне завтра.

Восстановление последовательности событий в сказке

Работа в группах 

Физкульминутка. Игра «Покажи букву!» (и, а, л, с)

- Кто составил слово из названных букв? (Лиса, сила)

Составление пословиц из частей

Коллективная работа 

Составь из частей пословицы. Подумай, какая из них не соответствует сказке.

VI. Подведение итогов урока.

-Какая пословица есть в этой сказке?Прочитайте её.

«Как аукнется, так и откликнется». 

-Объясните смысл пословицы.

- А к кому она обращена?(К каждому из нас.)

-Как вы думаете, кто из героев сказки лучше? (Никто, они оба неприятны.)

-А что же их объединяет?(Интерес к самим себе и безразличие  окружающих.)

-Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку?

VII. Рефлексия.

-Вот и подходит к концу наш урок. Попробуйте оценить свою работу по опорным словам:

-Покажите мне, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Хорошее настроение- поднимите жёлтый карандаш.

Нормальное настроение - поднимите зелёный карандаш.

Плохое настроение-поднимите чёрный карандаш.

VIII.Рекомендации.

Придумать другую концовку к сказке, чтобы герои помирились.

-Ребята, а я не такая как лиса и журавль, за то, что вы все старались работать на уроке, я принесла вам угощение. Раздать угощение из корзинки.

Вы были сегодня молодцы! Спасибо за урок!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области