Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Избердеевская начальная школа – детский сад» в с. Петровское
Конспект конкурсного урока политературному чтению русская народная сказка «Лиса и журавль».
Предметная область: литературное чтение
Класс: 1 класс.
Тема урока: русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательная технология :технология продуктивного чтения.
Цель урока:познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».
Задачи:
образовательные:
- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
-учить узнавать сказку по заданию;
-учить пересказывать сказку, находить главную мысль сказки, принимать роль сказочного персонажа;
развивающие:
- развивать у учащихся навык критического слушания;
- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;
- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
- развивать коммуникативные способности, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;
воспитательные:
-воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
Планируемые результаты:
Предметные:
- получить возможность научиться соблюдать орфоэпическиенормы и правильную интонацию;
-объяснять понятие «народной сказки» и её значение.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- выполнять учебное действие по плану;
- выполнять учебное задание в соответствие с целью;
- осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
Познавательные УУД
- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
-определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные УУД
-планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Личностные:
- самоопределение – проявление интерес к знаниям о сказках.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах, в парах.
Основные понятия и термины:Куманёк. Потчевать. Сама стряпала.Окрошка.Несолоно хлебавши.
Средства наглядности: презентационный материал.
Оборудование урока:
- Литература Н.Н.Светловская « О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению»;
- Словарь русского языка/С.И. Ожегов. Под.общ. ред. проф. Л.И.Скворцова;
- Учебник «Литературное чтение» автор: Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий, М.ВГолованова;
- Доска; компьютер; мультимедиа проектор; экран; карточки; раздаточный материал для самостоятельной работы; звукозапись «В гостях у сказки».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит заставка «В гостях у сказки».
- Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
II. Актуализация усвоения знаний учащихся.
- Ребята, вы знаете, что сказки бывают разные. На какие группы они делятся? (Авторские, народные.)
- Отгадайте загадки и узнайте, о ком будет сказка.
1) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …. (лиса).
2) Вот летит он на просторе,
Позади оставив море,
Реки, рощи и поля
Под крылом у… (журавля).
III. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и целей урока.
Слушание аудиозаписи сказки
-Приготовьтесь слушать сказку.Постарайтесь запомнить незнакомые слова.
- Понравилась ли вам сказка? - Докажите, что этот жанр именно сказка. (Животные разговаривают.)
-О ком эта сказка? (О животных.)
- Есть ли автор у этой сказки? (Нет.)
-Почему? (Это произведение фольклорное.)
- Как называется сказка? («Лиса и журавль».)
- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема: русская народная сказка «Лиса и журавль»»
IV. Работа по новой теме.
Чтение сказки учащимися
-Теперь мы с вами еще раз прочитаем сказку «Лиса и журавль», только читать её будете вы.( Слабочитающие дети читают текст разделенный на слоги)
Словарная работа
-Какие непонятные слова вы услышали?
Куманёк (кум) - крёстный отец
Потчевать - угощать.
Сама стряпала - сама приготовила пищу.
Окрошка - холодный суп летом.
Несолонохлебавши - обманулась в ожидании
Работа по иллюстративному материалу. (В учебнике)
-Какой момент сказки изображен на этой иллюстрации?
-Как художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение?
-Как сказано об этом в тексте?
-Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки.
V. Закрепления нового
Работа с текстом после чтения
- Назовите героев сказки.
- Как поступила лиса? Почему? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю.)
- Как повёл себя журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком.)
- Почему он так сделал? (Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл из гостей.)
- Почему кончилась дружба героев сказки? (Лиса не учла: если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им. Журавль отплатил лисе тем же.)
Физкультминутка.
Рыжая лисичка
Хоровод, хоровод. (Хлопки в ладоши.)
Пляшет маленький народ. (Приседания.)
Танцевать, скакать и прыгать (Прыжки на месте.)
Мы готовы круглый год. (Приседания.)
Под кустом, под кустом (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кто-то с рыженьким хвостом. (Повороты туловища влево-вправо.)
Это рыжая лисичка – (Прыжки на месте).
Под кусточком лисий дом.
Повторное чтение сказки. Чтение по ролям
- В чем журавль оказался неправ? (Нужно было по-доброму обратить внимание лисы на совершённую оплошность. Если обиделся, поблагодарить хозяйку и не звать её в гости. А она бы задумалась, почему так случилось. Если пригласил, будь выше своей обиды, если хочешь дружить.)
- Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?
Работа в парах
- Выберите слова, которыми можно охарактеризовать героев произведения. Проведите линии от слов-характеристик к героям.
Лиса Журавль
Определение правильной последовательности частей текста
Коллективная работа
Пошла лиса домой несолоно хлебавши. | Лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля. |
Вертится лисонька вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак. | Спасибо и на этом, - отвечает журавль. - Приходи ко мне завтра. |
Восстановление последовательности событий в сказке
Работа в группах
Физкульминутка. Игра «Покажи букву!» (и, а, л, с)
- Кто составил слово из названных букв? (Лиса, сила)
Составление пословиц из частей
Коллективная работа
Составь из частей пословицы. Подумай, какая из них не соответствует сказке.
VI. Подведение итогов урока.
-Какая пословица есть в этой сказке?Прочитайте её.
«Как аукнется, так и откликнется».
-Объясните смысл пословицы.
- А к кому она обращена?(К каждому из нас.)
-Как вы думаете, кто из героев сказки лучше? (Никто, они оба неприятны.)
-А что же их объединяет?(Интерес к самим себе и безразличие окружающих.)
-Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку?
VII. Рефлексия.
-Вот и подходит к концу наш урок. Попробуйте оценить свою работу по опорным словам:
-Покажите мне, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Хорошее настроение- поднимите жёлтый карандаш.
Нормальное настроение - поднимите зелёный карандаш.
Плохое настроение-поднимите чёрный карандаш.
VIII.Рекомендации.
Придумать другую концовку к сказке, чтобы герои помирились.
-Ребята, а я не такая как лиса и журавль, за то, что вы все старались работать на уроке, я принесла вам угощение. Раздать угощение из корзинки.
Вы были сегодня молодцы! Спасибо за урок!