Конспект занятия по развитию речи детей через мелкую моторику рук «Умные пальчики» в первой младшей группе.
Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, совершенствовать артикуляцию, координацию речи с движениями.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить внимательно, слушать потешки и стихи.
2. Учить запоминать, проговаривать отдельные слова, понимать их значение.
Развивающие:
1. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.
2. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
3. Развивать творческое воображение, активную речь.
4.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Материал: мелкие игрушки, соленое тесто, салфетки, крупа гречневая, пластмассовые миски, прищепки, подносы.
Предварительная работа: пальчиковые игры и упражнения на развитие
мелкой моторики, чтение сказки «Колобок», показать процесс замешивания теста.
Ход занятия
Дети под музыку входят в группу, здороваются с гостями.
Приветствие.
В. Здравствуй милый мой дружок! Ну, вставай скорей в кружок.
(выполняем движения в соответствии с текстом)
В. Где наши ручки?
Ручка правая проснулась,
Встрепенулась,
Потянулась,
Ушко правое потёрла
И легла на правый бок.
Ручка левая проснулась.
Встрепенулась.
Потянулась,
Ушко левое потёрла
И легла на левый бок.
Ножкой правой:
Топ, топ, топ.
Ножкой левой:
Топ, топ, топ.
Ой, устали, вытрем лоб!
- Сегодня нас с вами ждут интересные задания от наших гостей, а
выполнить их нам помогут наши помощники пальчики. (Дети выполняют движения, согласно текста)
Мне ладошки покажите
Правую и левую
В кулачок скорей сожмите,
пальчики умелые
Разожмите, рассмотрите,
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети
Ловкие ладошки эти?
(Ответы детей)
-Дети, посмотрите, что - это стоит на столе?
На столе стоит контейнер, наполненные крупой, в них спрятаны игрушки.
-Давайте проверим, что там внутри находится.
Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в контейнере с крупой и ищут игрушки (если ребёнок затрудняется- помочь ему при поиске игрушек.)
Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого какая.
-Скажи пожалуйста, что лежит в контейнере? (если ребенок затрудняется, то помочь ему с ответом)
Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж , разбудили наши пальчики.
Основная часть
Пальчиковая игра «Апельсин».
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку - кожура.!
рассердился волк - беда!
И как зарычит- ррррррр
(Игра «Загадка» (на подносе лежат прищепки разных цветов)
-Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку:
Он в лесу живет под елкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец. (Ёжик)
(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).
(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).
— Ребята, почему стало так светло и тепло?(появилось солнышко)
А на что похоже солнышко? А какое оно, солнышко?
- Еще наши пальчики умеют рисовать в воздухе.
Мы кружок нарисовали
Наши пальчики устали.
Мы руками потрясем
И рисовать начнем.
Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее.
(Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
А сейчас мы с вами
немножко отдохнем. Что у меня в руках? (салфетка)
Воспитатель: Ребята при помощи этих салфеток мы с вами сделаем мячик. И поиграем с ним. (Воспитатель показывает как сминается салфетка)
Дыхательная гимнастика «Прокати мяч в ворота».
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.
Игра «Слепи колобок».
-Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? (ответы детей)
-Кто слепил колобок? (бабушка)
-А кто попросил слепить? (дедушка)
-Из чего они слепили колобок? (из теста)
-Дети, я вам принесла тесто, но -это тесто не простое, оно соленое и его
нельзя есть. Мы из этого теста сейчас будем лепить колобок. Посмотрите
какое тесто эластичное его можно мять в руках как пластилин. Сейчас мы возьмем тесто и будем лепить колобок (еще раз уточняю какой он формы)
-Дети, помните, что, тесто нельзя брать в рот. Оно соленое и опасно для
здоровья.
-Дети, возьмите в руки тесто и попробуйте его размять.
Воспитатель показывает, как раскатывать тесто между ладонями. (если ребенок затрудняется – помочь ему в лепке колобка)
-Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и посмотрим у кого как получилось. (проследить чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой).
Физминутка «Мишка косолапый)
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
-Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.
Заключительная часть
-Дети, чем мы сегодня занимались?
-В какие игры играли?
-Кому понравилось лепить из теста?
-Кому понравилось искать игрушку в крупе?
-Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания. А выполнять их нам помогли наши волшебные помощники – наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить.