Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ

Цель проекта Представление инновационных методов работы на уроках литературы в условиях ФГОС. Задачи 1. Описать традиционные способы визуализации учебной информации на уроках литературы. 2. Описать новые средства визуализации учебной информации на уроках литературы. 3. Показать примеры практического применения интерактивных ресурсов для визуализация учебной информации на уроках литературы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузкеевская средняя общеобразовательная школа»

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Номинация 1.Лучшая методическая разработка занятия по выявлению,

поддержке и сопровождению одаренных детей в условиях

общеобразовательного учреждения.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ПО ПРЕДМЕТУ

Выполнила: Паллыева Майя Рашидовна,

учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории,

МБОУ «Кузкеевская СОШ» Тукаевского

муниципального района Республики

Татарстан

e-mail: 3911000054@edu.tatar.ru

Тел.: 8(939)303-95-96

с.Кузкеево, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………..3

Основная часть

1. Традиционные способы визуализации учебной информации

на уроках литературы ………………………………………………………..6

2. Новые средства визуализации учебной информации на уроках

литературы……………………………………………………………………10

3. Примеры практического применения интерактивных ресурсов

для визуализация учебной информации на уроках литературы………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..41

Введение

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана одаренными детьми.

Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное, это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, поэтому школе важно своевременно корректировать преподавание.

Психологами установлено, что основной канал, по которому человек получает информацию, − это зрение. Поэтому одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию.

Визуализация − вынесение мыслеобразов внутреннего плана во внешний план в процессе познавательной деятельности − является одним из самых эффективных методов в обучении. Информация, представленная в виде ярких образов, усваивается гораздо лучше [1, с.43].

Многие педагоги, ученые (А.А. Вербицкий, Ф. Барлетт, Р.С.Андерсон) обращались к этому методу и в своих работах доказали его эффективность. Ребенку гораздо проще понять конкретное изображение, чем абстрактные образы и правила, передаваемые словами, сказанными учителем или написанными в учебниках. Картинка запоминается лучше, особенно такая, которую ребенок создал сам, а не получил от учителя в готовом виде. Информация, усвоенная таким образом, откладывается в долгую память и закрепляется в сознании. Особенно важно, что метод визуализации помогает лучше доносить информацию до учеников, имеющих трудности с ее восприятием.

Какие же основные компетенции формируются методом визуализации? Мы считаем, что все ключевые компетенции (по ХуторскомуА.В.) предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их формирования.

Визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения:

при объяснении нового материала;

при повторении;

при закреплении;

при контроле и систематизации;

при обобщении;

при выполнении домашних заданий,

при заучивании наизусть;

при работе с текстом произведения;

при самостоятельной работе…

Современные школьники обладают рядом особенностей, которые, несомненно, влияют на их успешность. Перед нами за партами (а всё чаще — за компьютерами) на уроке сидит новое поколение школьников, которые используют Интернет уже на новом уровне — как пространство обитания. Полифонизм информационных источников, существующий сегодня (книга, СМИ, Интернет, и школа — всего лишь один из источников), отменяет авторитет единственной точки зрения преподавателя. Зато индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании современных детей: они хотят быть успешными сейчас и сегодня, причём с минимальными затратами времени и сил. Но память их стала хуже, а «клиповое мышление» пришло на смену понятийному (словесно-логическому), что и мешает глубокому освоению изучаемого материала.

Как же помочь современному школьнику стать успешным в обучении? Как способствовать развитию его познавательной мотивации? Как помочь восприятию и пониманию содержания учебного материала? Как активизировать мыслительный процесс и облегчить запоминание? И как, в конечном итоге, повысить интенсивность труда школьника на уроке для получения лучшего результата? Эти проблемы актуальны сегодня для любого учителя и преподавателя.

Цель проекта: Представление инновационных методов работы на уроках литературы в условиях ФГОС.

Задачи:

на уроках литературы

Одним из самых активно-деятельностных средств при работе с текстом на уроке является опорная схема.

Учитель должен помнить, что схема не самоцель, а только метод концентрации внимания на тексте, проблеме; регулятор погружения обучающихся в ткань повествования. Предназначение схемы - помочь учащимся разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста. Предпочтение всегда отдается схемам-заготовкам, которые можно использовать в работе с любым текстом.

а) Особенности жанра произведения

Автор

Название

Тема

Идея

Композиция

б) Литературные герои произведения

Главное действую-щее лицо

Портретные характеристи-ки

Услов-ия жизни

Характеристика образа

Взаимоотношения с миром

в) Сопоставление героев

Эпизоды для сопоставления

Сходства

Различия

г) Сюжетная линия героев

Глава

Место и время действия

Хроника событий

Круг общения

Восприятие мира

Характер героя

д) Этапы композиционного развития драматического действия

Действие

Место действия

Завязка

Кульминация

Развязка

1.2 Презентация

Самая используемая и любимая учителями литературы составная визуализации – это презентация.

Чаще всего на уроках литературы используется презентация как фрагмент урока: компануется иллюстративный материал, биография писателя; создается образная или сравнительная характеристика героев, комплектуется видеоряд иллюстраций, возможно, с вкраплениями видеофрагментов; используются демонстрационные программы. Реже учителя проводят уроки-презентации (урок-лекция, урок-путешествие, урок-открытие…), что более приемлемо для проведения уроков в старших классах.

1.3 Матричные схемы

Схема-план активизирует работу с текстом

Работа с главой из романа Гончарова:

1.Композиционная роль главы.

2.Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются. Для чего?

3.Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди окружали, как к нему относились?

4.Образ жизни обломовцев: кого и почему напоминают жители Обломовки?

5.Отношения к образованию Обломова и его родителей (литературная параллель).

6.Сказки и байки нянюшек. Раскройте положительные и отрицательные стороны взаимосвязи менталитета русского народа и характера Обломова?

7.Счастье в понимании “обломовцев”? (Сравнить с “мечтой” Обломова)

Подобные схемы помогает систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения.

1.4 Иллюстрации к прочитанным текстам

Традиционно на уроках литературы учащиеся рисуют иллюстрации к прочитанным текстам. Используя получившиеся изображения , ребёнок может, например, рассказать об эмоциональном состоянии лирического героя стихотворения, описать портрет и психологические особенности персонажа.

Метод визуализации удобен при заучивании стихов. Для быстрого заучивания наизусть предлагаем реанимировать старую систему иллюстрирования стихов. Читаем выразительно стихотворение, затем построчно записываем на интерактивной доске, подбирая к каждой строке визуальный ряд. После прочтения целой строфы оставляем на доске только визуальный ряд и воспроизводим по нему стихотворение. Подобная игровая форма визуализации развивает память и способствует формированию образного мышления.

Конечно, литературу невозможно уложить в яркую картинку или схему, но украсить и сделать насыщеннее урок можно попытаться…

1.5 Использование интерактивной доски

Несомненна развивающая роль интерактивной доски в усвоении знаний. Учащиеся имеют наглядную возможность коррекции и предупреждения ошибок. Интерактивную доску можно использовать для демонстрации картин, портретов, иллюстраций; для оформления и правки творческих работ, для групповой работы на разных этапах урока. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно вырабатывать учебно-познавательные компетенции.

Умение создавать презентации, электронные варианты схем, учебные и внеучебные проекты; способность интегрировать науку и видеть в частном целое - формируют общепредметные и коммуникативные компетенции, которые способствуют умению общаться в группе, создавать коммуникативное поле, разумно использовать ресурсы интернета. Огромное количество тренинговых дисков дает возможность самостоятельно проверять свои знания, умения и навыки; выявлять проблемы, улучшать результаты. Учителю такие тренинги дают возможность осуществлять системный контроль за усвоением знаний, выработкой навыков и умений как на уроках русского языка, так и литературы.

Визуализация не замена живому слову учителя. Навыки оформления презентаций, схем, помогающие в работе с текстом, анализом произведения, нужны как средство, обогащающее воспитанников мыслями и чувствами; способное разнообразить и сделать ярче методическое построение современного урока.

на уроках литературы

2.1 Скетчноутинг.

Эффективным приемом визуализации является скетчноутинг. Скетчноутинг- это процесс создания скетчей. В свою очередь, скетчи, согласно авторскому определению, это «способ мышления на бумаге с использованием изображений и слов» [4]. Скетчноутинг – особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков. В скетчноутинге они выполняют ряд функций: эстетическую, мотивационную, функцию наглядности и др. Однако наиболее важной представляется их познавательная функция, которая обусловлена информационной насыщенностью визуального образа. Визуальный образ является более информативным, чем какой бы то ни было другой образ. По своей информативности визуальные образы являются познавательно и практически более значимыми, чем слуховые, вибрационные, вкусовые и другие образы» [1]. Роль визуальных изображений в скетчноутинге многообразна. Они могут частично заменять слова или целые словосочетания в тексте, использоваться «вместо» слов. Визуальные изображения используются наравне с текстом, усиливая и углубляя смысл сказанного. Они выполняют иллюстративную функцию, придают тексту наглядность. Кроме того, рисунки позволяют экономить время, расходуемое на конспектирование

Приведу примеры использования возможностей визуализации при изучении русского языка и литературы .

Этот метод переработки информации очень эффективен для понимания авторского текста, успешного разностороннего анализа текста (выявление микротем, темы, проблем, идеи, авторской позиции – а это часть С ЕГЭ), а также побуждению к речевому творчеству, которое способствует формированию УУД (универсальных учебных действий), духовному развитию личности. Не секрет, что учащимся, работая над частью С ЕГЭ, очень трудно определить проблему текста. На уроках по подготовке к ЕГЭ «переводим слова в зрительные образы», ребенок видит картинку, которая помогает понять смысловое содержание текста.

Работая на уроках над развитием речи учащихся (необходимый критерий при написании творческого задания на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе), используется тот же самый прием. Например, учащиеся в тексте увидели зрительные образы «сердце», «замок», которые способствовали созданию изобразительно-выразительного средства «сердце на замке» и т. п.

Визуализация позволяет выходить на метапредметный уровень преподавания, ведь этот метод может применяться на других уроках. К примеру, при выполнении домашнего задания. Изложенный выше вид работы на уроке позволяет учащимся активно включаться в процесс обучения и добиваться результата в освоении материала.

Подтверждается это неплохими результатами предметных диагностик, олимпиад, ОГЭ и ЕГЭ.

Ребенку гораздо проще понять конкретное изображение, чем абстрактные образы и правила, передаваемые словами, сказанными учителем или написанными в учебниках. Картинка запоминается лучше, особенно такая, которую ребенок создал сам, а не получил от учителя в готовом виде. Информация, усвоенная таким образом, откладывается в долгую память и закрепляется в сознании. Особенно важно, что метод визуализации помогает лучше доносить информацию до учеников, имеющих трудности с ее восприятием.

Так создается ситуация успеха для каждого и формируется интерес к предмету.

На уроках литературы, тем более при обучении детей анализу литературного произведения, одной из важнейших задач учителя становится создание у учащихся некоего литературного образа, а значит, развитие визуализации.

Используя у старшеклассников методы визуализации, мы значительно облегчаем процесс усвоения нового и, самое главное, развиваем образное мышление, без наличия которого существенно затруднено восприятие художественных произведений, особенно поэтических, я уже не говорю об умении их анализировать или писать сочинение.

Всем известно, что старшеклассники испытывают затруднения при запоминании сложных литературоведческих терминов. Слова «парцелляция», «реминисценция», «ретардация», «синекдоха» и т. д. никаких зрительных образов не вызывают и поэтому, может быть никак не поддаются запоминанию. Фонетические, последовательные и связанные ассоциации, трансформация образов, другие методы упрощают этот процесс.

Я думаю, что малая продуктивность лекционного метода преподавания в старших классах обусловлена неким отсутствием фактора эмоционального восприятия, визуальности изучаемого. Потому и не остаётся в памяти учеников важный, но не пережитый, не «пропущенный через себя» материал.

Используя визуализацию на уроках в 10-11 классах, мы сможем помочь детям понять сложные для их восприятия художественные произведения.

На уроках литературы в 5-6 классах можно предложить написать творческую работу по восприятию какого-либо произведения, включающего яркую визуализацию. При изучении лирики М. Ю Лермонтова можно предложить следующее задание, например, попытайтесь почувствовать себя оторвавшимся листком, который летит по просторам бескрайней нашей России (по стихотворению «Листок»). Что вы видите (визуализация)? Какие чувства испытываете? Сравниваем свои впечатления с тем, что написано в художественном произведении. Таким образом, дети имеют возможность не пассивно следовать за мыслью художника, а творить «параллельные» образы. Это помогает им глубже проникнуть в особенности поэтического языка. Развиваем визуальную модальность. Это подготовит детей к более сложной работе по анализу произведений художественной литературы. Практически здесь закладывается понимание роли цветописи, звукописи, метафоричности, образности в произведении.

2.2.Буктрейлер

В современном литературном образовании возможности учителя словесника безграничны. Казалось бы, преподавать стало легче с внедрением в образование информационно-коммуникационных технологий, но это не так. Требование к преподаванию и преподавателю возросли. Ученикам мало того, что они видят и слышат на уроках литературы: обсуждение произведения, выявление проблемных вопросов, представление докладов от одноклассников, выразительное чтение, литературные игры и многое другое. Современное образование нацелено на то, чтобы учитель литературы был ИКТ-компетентным и старался чаще использовать ИКТ-ресурсы в течение одного учебного часа.

По мнению Бента Б. Андерсена, «Мультимедийные приложения (программы, продукты) могут быть использованы как одна из возможных сред обучения, применимая в разнообразных образовательных контекстах, в которых обучаемые усваивают учебный материал и участвуют в диалоге с соучениками и преподавателями. Таким образом, учебные мультимедиа при определённых обстоятельствах могут быть использованы как эффективные средства обучения» [1, c. 33].

Среди всего многообразия ИКТ-технологий и ИКТ-ресурсов наша речь пойдёт о применении буктрейлера и видеоролика на уроке литературе, как способа визуализации прозы и поэзии.

Что же такое буктрейлер? Буктрейлер – это ролик-миниатюра, который визуализирует книгу, побуждает ее прочесть, тем самым повышая интерес к чтению. Существует множество классификаций буктрейлеров, но мы будем придерживаться мнения на этот счёт Ю. Щербининой. По способу визуального воплощения выделяют три разновидности роликов: 1) игровые (минифильм по книге); 2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, фотографиями и т.п.); 3) анимационные (мультфильм по книге. По содержанию встречаются буктрейлеры: 1) повествовательные (презентующие эпическую сторону, основу сюжета произведения); 2) атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); 3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста) [2].

Буктрейлер подойдёт и для демонстрации в начале урока, чтобы быстро восстановить в памяти сюжет произведения, имена героев и главные

проблемы, темы. Таким образом, ученик будет полностью готов к работе на занятии.

Также можно в качестве творческого домашнего задания предложить учащимся сделать буктрейлер. Индивидуальная работа поможет раскрыть способности ученика, а групповая будет развивать навык сотрудничества, ведения диалога с коллегами по учёбе . Ребятам, работая над буктрейлером, обязательно придётся познакомиться с произведением , проанализировать его и составить некий образный ряд исходя из понимания текста.

Использование ИКТ-ресурса применительно к прозе осуществимо. А что насчёт поэзии? Поможет ли видеоролик визуализировать стихотворение? Конечно же, да.

Выразительное чтение стихотворения на уроке можно заменить видеороликом, сделанным самостоятельно с помощью киностудии Windows Live (можно скачать бесплатно из Интернета) или же более профессиональной программы Sony Vegas Pro. Специально подобранный под стихотворение образный ряд из иллюстраций, фотографий, звучащий голос актёра, который зачитывает выразительно строфы произведения и параллельно на экране показан текст. Таким образом, мы активируем у ученика два вида памяти: зрительную и слуховую. За короткий промежуток времени сформируется общее представление о стихотворении, о его смысле и художественном своеобразии. Это будет основой, на которую ученик будет опираться при дальнейшем детальном анализе произведения.

Подготовку видеоролика тоже можно предложить в качестве домашнего задания, которое должен будет выполнить ученик. Учитель увидит, какой ассоциативный ряд возникает у учащегося при чтении стихотворения, поймет, уловил ли он суть поэтического произведения. Также ученик познакомиться с программами видеомонтажа и начнёт постепенно их осваивать. Определённо, это будет интересным и понятным домашним заданием, который каждый школьник способен будет выполнить

Сочетание традиционного обучения с использованием ИКТ акцентирует внимание учащихся на содержание излагаемого преподавателем материала и повышает интерес к новой теме. По словам Г.К. Селевко, «новизна работы с компьютером, разнообразие и красочность информации (текст + звук + видео + цвет) создают интерес к учебному материалу. Такие средства позволяют устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь» [3, с. 107]. Обучение становится интересным и эмоциональным. Стоит отметить, что роль учителя в учебном процессе меняется. Преподаватель эффективнее использует время урока, сосредоточив внимание на обсуждении сложных фрагментов. Ученики, в свою очередь, принимают участие в создании буктрейлеров и видеороликов,

Создание интеллект-карт − один из самых эффективных способов визуализации информации, он вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. Это абстрактные знания, упорядоченные в виде ярких рисунков и схем, ассоциации, перенесенные на бумагу. Такой метод помогает лучшим образом систематизировать все, что ребенок узнал на уроках. Так благодаря созданным зрительным образам дети абстрактным теоретическим понятиям придают конкретное осязаемое значение.

Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

Создавая такие иллюстрации к произведению, школьник был вынужден прочитать текст, остановиться на описании героя или его жилища, представить себе ситуацию и изложить ее на бумаге. Ментальная карта, на мой взгляд, все то же самое, но с особыми требованиями и критериями.

При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику

С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Каждый учитель литературы понимает, как важно научить ребенка умению читать. Только когда человек поймет важность чтения, и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день.

Одной из главных задач уроков литературы является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. Интеллект - карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях.

Первые ИК мы составляли по биографиям поэтов и писателей, включали биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений. Учащиеся не очень любят составлять конспекты, а при работе над ИК не требуется много писать, её создаешь, проявляя творчество.

Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. ИК концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения.

Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно ИК, на мой взгляд, учит бережному отношению к художественному тексту.

Ментальные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты. На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей. Например,

- при изучении и анализе творчества писателя ментальная карта составляется по следующему плану: в центре – имя писателя, даты жизни, ветви – основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы творчества, образы, критика;

- художественного произведения: в центре – автор и название произведения, год создания, ветви – жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения);

- литературоведческих понятий: в центре – термин, ветви – определение, история возникновения;

- литературных течений: в центре – название, ветви – определение, время и место зарождения, характерные черты, представители.

Одним из важнейших навыков, способствующих успешности ребенка является навык осознанного чтения. Сегодняшний школьник в силу определенных причин не хочет читать произведения школьной программы, хотя при подготовке к декабрьскому сочинению с удовлетворением отметила, как много читают мои одиннадцатиклассники, но, к сожалению, все больше зарубежную литературу. Поэтому так важно заинтересовать ребенка, показать ему, что классическая русская литература не менее интересна.

Так учащиеся незаметно для себя обучаются анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать информацию, переводить из текстового формата в графический, связывать ее между собой. Кроме этого дети учатся сотрудничать: слушать, поддерживать, оценивать и корректировать друг друга. А самое главное, детей заинтересовывает роман, читают даже те, кто говорит, что произведение скучное и сложное для восприятия.

Урок литературы в 9 классе.

«Слово о Ф. М. Достоевском. Основные этапы жизни и творчества».

Как создаются интеллект-карты см. в Приложении 1.

Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по многим предметам. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала хронологии [2].

Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, развитие литературного процесса на протяжении определенного отрезка времени, развитие литературного персонажа, если в произведении его характер раскрывается на до-статочно продолжительном временном отрезке и т.п.

Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество, события из мира музыки, живописи, архитектуры, а также можно добавить важные научные открытия, пришедшиеся на тот или иной период. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания в различных областях.

Урок литературы в 9 классе. «Жизнь и творчество С. А. Есенина».

2.5 Облако слов

Облако слов – это тоже средства визуализации информации

С облаком слов или тегов мы уже не раз встречались в сети Интернет. Как правило, такое облако «висит» на сайте в боковой колонке, а при наведении курсора на него слова начинают или увеличиваться в размерах, или «вращаться» вокруг невидимой нам оси.

Облако слов - эта форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

Урок литературы в 9 классе. «Древнерусская литература».

Найдите и выпишите в тетрадь жанры древнерусской литературы. Устно дайте им определения.

Облако слов или тегов (англ. tag cloud, word cloud, wordle) — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Принцип устройства таких облаков очень простой. Поскольку каждое слово является гиперссылкой, то чем чаще оно встречается на сайте, тем больший размер принимает в облаке. Встречаются облака, в которых важность слова подчеркивается цветом. Таким образом, облако слов всегда подвижно и изменяется в размерах и по цвету по мере публикации новых материалов на сайте.

Благодаря удобству использования и внешней привлекательности облака слов часто используют в блогах и на тематических сайтах.

Первоначально облака слов выступали только как средства организации гиперссылок. Постепенно их функции видоизменялись, и сегодня область их использования гораздо шире.

Во-первых, словами, из которых формируется облако, теперь могут быть не только гиперссылки. Вы можете взять любой текст и с помощью специальных программных средств превратить его в облако слов. Во-вторых, облака слов нашли применение, помимо сайтостроения, во многих других сферах, в том числе в сфере образования.

Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?

Существуют различные способы:

Приведём несколько конкретных примеров использования облака слов учителями на уроках русского языка и литературы:

- задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;

- задание «Соберите стишок» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;

- задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;

- задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;

- на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;

- на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;

- на любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;

- во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.

Сервисы для создания облака слов см. в Приложении 2.

2.6 Фотоколлаж.

Фотоколлаж — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель.

Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.

При создании фотоколлажей используются различные визуальные приемы, которые позволяют сделать итоговую картинку яркой и запоминающейся: наложение одного изображения на другое, совмещение нескольких изображений в одном, представление фото в виде мозаики или пазла, вставка яркой подложки, всевозможные рамочки, фигуры, линии и т.п.

Создавать фотоколлажи можно как вручную, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов (Photovisi.com, CreateCollage.ru, Avatan и др.).

Для создания фотоколлажа с уникальным дизайном целесообразно использовать Photoshop (или другой графический редактор). Однако на такую «ручную» работу может уйти достаточно много времени.

Сегодня онлайн-сервисы с уже готовыми шаблонами позволяют создать коллаж за считанные минуты. Достаточно вставить необходимые фотоизображения в выбранный шаблон и нажать кнопку «создать» («сгенерировать»). Полученный продукт можно скачать на компьютер, выслать по электронной почте или поделиться им в соцсетях с друзьями. Поскольку фотоколлаж априори является яркой картинкой, привлекающей к себе внимание, его можно использовать везде, где требуется презентация кого- или чего-либо: на уроках при ознакомлении с новым материалом, при подведении итогов, в любой учебной ситуации, где требуется представить какие-то продукты образовательной деятельности;

Помимо того, фотоколлаж можно использовать и как инструмент для организации большого количества визуальной информации.

2.7 Фишбоун

На уроке необходимо вооружить учащегося не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ребята:

Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у учащихся, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок быстрее запоминает любую информацию.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

Схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с ребятами на уроке. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске. Существуют два типа расположения:

горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы;

вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. 

Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Способы и формы применения такого метода.

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

 Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого.

Ребятам на уроке предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача ребят — оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть индивидуальным (ребятам даётся вопрос и минут 10–15 на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого) или групповым.

2.8 Кластер (кисть, гроздь) -графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. А также позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс.

Урок литературы в 8 классе. 

«Устное народное творчество. Жанры».

2.9 Электронно-интерактивные упражнения на ресурсе LearningApps.org.

Ресурс LearningApps.org является конструктором интерактивных заданий, способствуя созданию и применению электронно-интерактивных упражнений. Имея базовые навыки работы с ИКТ, педагог получает возможность формирования своего ресурса: банк учебных материалов, создание классов, прикрепление учеников.

Требования ФГОС к метапредметным результатам требуют изменения технологии организации обучения. Особую дидактическую значимость приобретают средства и сервисы ИКТ (ЦОР, облачные технологии, социальные сервисы Web 2.0). Популярной технологией, реализуемой в рамках ФГОС, является использование информационно-коммуникационных технологий. Примером такой технологии служит ресурс LearningApps.org, являющийся приложением сервиса Web 2.0.

При выполнении интерактивных заданий у учащихся повышается восприятие и запоминание информации, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать, классифицировать. Учащиеся с удовольствием работают с сервисом LearningApps, выполняют практически все задания, добиваются полного их выполнения. При обсуждении трудностей выполнения заданий, учащиеся анализируют и оценивают уровень своих знаний, вырабатывают стратегию дальнейшего поведения для достижения более высокого уровня знаний, просят или предлагают помощь друг другу. Сервис LearningApps является инструментом формирующего оценивания, поддерживает процесс учения, развивает познавательные процессы учеников.

Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Каждый получает не только доступ к цифровым коллекциям, но и принимает участие в формировании собственного сетевого контента. Создание презентаций, фотоальбомов, работа по созданию учебных фильмов, обработка звука, работа с документами может проходить как в индивидуальном режиме, так и в функции группового доступа. Сервисы Web 2.0 постоянно совершенствуются, в том числе и при участии пользователей. Каждый из сервисов Web 2.0 можно использовать в учебных целях. Варианты использования зависят, в основном, от возможностей предлагаемой программы, пользовательских навыков участников группы и фантазии преподавателя.

С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:

-совместный поиск;

-совместное хранение закладок;

-создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей…);

-совместное создание и редактирование гипертекстов;

-совместное редактирование и использование в сети текстовых;

-документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;

-совместное редактирование и использование карт и схем.

Большинству из перечисленных параметров соответствует сервис на платформе Web 2.0 Learning Apps. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность.

При желании любой педагог, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов.

Все упражнения сервиса LearningApps.org разделены на 6 категорий:

Использование данного сервиса в сети Интернет на уроке позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.

как ZIP-файл);

-сохранение QR-кода - ссылки на задание.

Созданные на данной платформе упражнения можно опубликовать на своих сайтах (блогах), делиться ссылками с коллегами и обучающимися.

Разработанные вами приложения сохраняются в общей базе, позволяя другим ими пользоваться, соответственно и вы можете использовать готовые упражнения. Платформа располагает более 30 различными интерактивными видами упражнений, 5 из них в форме игры для 2 – 4 участников.

Сервис Learning Apps предоставляет возможность создавать приложения, в последствии собирая все упражнения, объединенные темой в один блок, что очень удобно. Используются приложения для закрепления материала, домашней работы, дополнительных занятий, контроля. Выполняя упражнение онлайн, учащийся сразу получает оценку своих знаний. Мной созданы 3 класса. Прикрепленные ученики видят только те задания, которые я для них отобрала, имея возможность потренироваться или выполнить конкретное упражнение. Методическое назначение упражнений различно:

• обучающие;

• информационно-поисковые;

• демонстрационные;

• контролирующие;

• учебно-игровые и т. п.

При выполнении заданий в статистике группы у меня как у учителя отображается правильность выполнения упражнения и количество решенных заданий.

Совместное или самостоятельное выполнение упражнения в оболочке Learning Apps воспринимается обучаемыми положительно. Они имеют элементарные навыки работы с компьютером, справляются с заданиями быстро, качественно.

Реальность требует формировать у учащихся средней и старшей школы навык постоянной работы с тестовыми заданиями.  Основным инструментальным средством организации такого контроля являются образовательные Интернет-ресурсы. Сервис Learning Apps и его электронные варианты заданий особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Интерактивные обучающие задания способствуют повышению уровня информационной и коммуникативной грамотности учителя и учащихся и направлены на решение  важнейшей задачи образования – научить выпускника школы плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации. Развивая информационную компетентность, комплексные мультимедийные обучающие ресурсы создают условия для увлекательного обучения. Неоспорим тот факт, что применение интерактивных тестов – один из способов развития ключевых компетенций. Такая форма обучения и контроля знаний учащихся вызывает интерес и  способствует решению образовательных задач школы

Learning Apps позволяет учитывать уровни языковой подготовки учащихся, что является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Применение ресурса Learning Apps  способствует:

1. Повышению учебной мотивации.

2. Объективной оценки знания и умения в более короткие сроки.

4. Созданию ситуации успеха.

5. Повышению качества знаний.

6. Интеллектуальному творческому развитию студентов. 

7. Восполнению дефицита источников учебного материала.

8. Развитию навыков и умения информационно-поисковой деятельности.

3. Примеры практического применения интерактивных ресурсов

для визуализация учебной информации на уроках литературы с сервисом

LearningApps.org.

3.1 Кроссворд. Тропы в литературе.

(Определите виды тропов по описанию).

https://learningapps.org/myapps.php

(Соотнесите имя героя с автором и названием произведения).

https://learningapps.org/display?v=pxmx3d5hn19

Самостоятельное создание упражнений с целью закрепления пройденного материала позволяет мотивировать их на качественное выполнение домашней работы, соответственно улучшает результаты обучения.

Заключение

При планировании урока следует помнить: “В поступках учителя всегда лежит расчет и вдохновение”, - напоминает учителю М.А. Рыбникова.

Не следует игнорировать на уроках визуализацию, так как она способствует развитию образно-эмоциональной памяти обучающихся и формирует множество вышеуказанных компетенций. Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления и демонстрации результатов.

Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизация учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передача знаний и распознавание образов, повышение визуальной грамотности и визуальной культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации визуализации на уроках литературы, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости, востребованности и результативности; дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности.

Таким образом, визуализация является средством формирования компетенций обучающихся.

Список использованной литературы

Нормативные документы

Методические пособия для учителя

Интернет-ресурсы

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_mentalnih_kart_na_urokah_literaturi_054704.html

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnik-vizualizacii-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-iz-opita-raboti-3376385.html

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html (дата обращения: 05.11.2017).

Приложения

Приложения 1

Как создаются интеллект-карты.

(Памятка для детей)


1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или больше.
Чистый лист бумаги предоставляет 100º свободу для выражения всего разнообразия ваших умственных способностей.

2. Используйте горизонтальное положение бумаги. Так будет больше места для слов и изображений в том направлении, как мы пишем, и они не так быстро натолкнутся на край бумаги.

3. Начните с центра. Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира. Карта памяти отображает это.

4. Создайте центральный образ, который отображает тему, о которой вы пишете/размышляете. При этом

5. Главные темы вокруг центрального рисунка, как заголовки в книге.

Напишите это слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами или нарисуйте изображение.
Разместите их на линиях одинаковой со словом длины.
Центральные линии – толстые, изогнутые и органические, как ваша рука, присоединяющаяся к телу, или ветка дерева – к столбу.
Присоединяйте ветви прямо к центральному изображению.

Главные темы, присоединенные к центральному образу на основных ветвях, позволяют увидеть их относительную важность. Это Основные Организующие Идеи, именно они будут собирать в единое целое (составлять) и фокусировать остальную карту.

Выделение основных слов заглавными буквами позволяет мозгу сфотографировать их изображение, и они легче читаются и вызывают моментальную активизацию в памяти (воспоминание).
Длина слова равна длине строки. Лишние линии разобщают мысли, длина делает акцент на связи.
Изогнутые линии придают визуальный ритм и разнообразие, и таким образом их легче запомнить, более приятно рисовать и менее скучно на них смотреть. Более толстые центральные линии отображают относительную важность.
Ветви присоединены к центральному образу, потому что мозг работает по принципу ассоциаций, а не по отдельным, разобщенным линиям.

6. Начните добавлять второй уровень мыслей. Эти слова или изображения связаны с основной веткой, которая запустила их. Помните:

Соединяющие линии более тонкие
Слова по-прежнему написаны, но в меньшем размере
Ваши изначальные слова и образы стимулируют ассоциации. Прикрепите любое слово или образ, который появился. Позвольте свободное течение ваших мыслей. Вам не обязательно «закончить» одну ветвь перед тем, как перейти к другой.
Соединенные линии создают отношения и структуру. Они также отображают уровень важности, как от ветви к прутику.
Размер и стиль написания букв также предоставляют дополнительные данные о значении и важности слова или изображения

7. Добавьте третий или четвертый уровень данных, по ходу того, как мысли посещают вас.

Используйте как можно больше изображений, вместо того, чтобы просто писать слова
Позвольте своим мыслям свободно приходить, «прыгайте» по карте, по мере того, как возникают новые ассоциации

Ваш мозг - как многорукий ловец мыслей. Карта памяти позволяет вам поймать и зафиксировать любую мысль, которая была заброшена вашим мозгом. 


8. Добавьте новое измерение в своей карте памяти, придайте глубины слову или изображению с помощью рамок, чтобы сделать заметными определенные важные моменты.

9. Иногда можно отделить ветви карты с помощью цветного контура.

Выделите форму ветки, плотно ее придерживаясь
Используйте разные стили и цвета


10. Делайте каждую карту все более

Красивой
Артистичной
Красочной
Оригинальной и
Пространственной
Ваша карта будет привлекать ваши глаза и мозг
Ее будет проще запомнить
Она будет более привлекательна для вас (и для других тоже)

11. Творите!

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет.

Приложение 2

Сервисы для создания облака слов

1. Сервис Wordcloud.pro позволяет создавать интерактивные облака из слов. С помощью облака слов можно организовать поисковую страницу вашего сайта или же использовать «облако» в дальнейшей работе как картинку, сохранив в форме графического файла. Любой текст или просто набор слов легко превращается в облако тегов. Несомненным плюсом сервиса является его русскоязычный интерфейс.

Облако тегов формируется двумя способами: 1) из заданных вами слов или текста, 2) из предложенного набора слов на сайте. Сервис позволяет создать облако тегов в форме слова или образа. Возможности ограничиваются лишь вашей фантазией.

2. Сервис Tagul.com, как и предыдущий сервис, позволяет создать облако слов из текста, введенного пользователем или с web-страницы по указанному адресу.

Облако может иметь различную форму и цветовое решение. Каждое слово облака представляет собой гиперссылку для поиска в Google. 

Для начала работы необходимо зарегистрироваться в сервисе или войти, используя аккаунт социальных сетей. Сервис поддерживает кириллицу.

Созданным облаком можно поделиться, используя ссылку, а также можно получить код для встраивания облака на страницы сайтов, блогов. 

3. Сервис Wordclouds.com является бесплатным онлайн-генератором облака слов или тегов из текста, предоставленного вами. В облаке выделяются более крупно слова, которые чаще всего встречаются в исходном тексте. Вы можете настроить облако, используя различные шрифты, макеты, фоны и цветовые схемы.

Созданные изображения можно сохранить в галерее, сохранить как картинку на жестком диске компьютера, распечатать на принтере. Также можно добавить ссылку на облако на свой сайт, блог или поделиться им с друзьями.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области