ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 184
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения классных руководителей Протокол № 4 от 11 мая 2022 г. Председатель МО _________Степырева Н.А. | РАЗРАБОТАНО И ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол № 8 от 12 мая 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор ГБОУ СОШ № 184 ____________В.М. Максимчук Приказ № 47/4 от 31 мая 2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Воспитание патриотизма у учащихся начальной и средней школы в рамках школьного музея»
Ефимов-Недзвецкий Михаил Андреевич
Педагог-организатор
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
1 год обучения
Целью 1 года обучения является возрождение интереса учащихся и их родителей к разработке и к участию в деятельности школьного музейного пространства, через получение знаний об истории музейного дела и коллекционировании.
Задачи программы:
Обучающие: - углубление и расширение знаний учащихся по истории России и родного края; - совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроках истории и при работе в музее; - изучение и применение информационных технологий в освоении нового материала и в работе музея.- обучить описанию этнографической коллекции музейных экспонатов. - обучить технологии поиска информации, атрибутированию экспонатов, правилам создания экспозиций.
Развивающие: - развивать умения и навыки практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков, воссозданию прошлого в виде организации экспозиции музея; - реализовать умственный, духовный, физический и творческий потенциал учащихся; - развитие навыка работы в разноуровневом коллективе (учащиеся, педагоги, родители). - развитие аналитической деятельности через изучение истории по предметам прошлого и подготовку самостоятельных заданий в виде сообщений, рефератов и т.п. - развивать образное художественное мышление через художественное оформление экспозиций, реставрацию и реконструкцию предметов быта, старины и т.д. - развивать умения и навыки организационной и творческой деятельности по созданию экспозиции музея.
Воспитательные: - воспитание у учащихся любви к Родине, к родному краю через изучение его истории; - побуждение национального самосознания, духовного характера, через ощущение исторического долга, приобретаемого через преемственность опыта поколений, служение своему Отечеству, своему народу; - формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей родного края; - формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле. – формирование потребности приносить пользу людям, воспитание добровольничества.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Тема | Всего часов | Дата занятия | |
План | Фактическое | ||||
1 | Раздел 1. Комплектование группы (2ч) | Комплектование группы | 2 | ||
2 | Раздел 2. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.(2ч) | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | ||
3 | Раздел 3. Введение в историю музейного дела.(4ч) | Предпосылки возникновения музея. История коллекционирования в Древнем Риме. | 2 | ||
4 | Первые музеи Античности | 2 | |||
5 | Раздел 4. Музеи в эпоху Средневековья (2ч) | Музеи в эпоху Средневековья | 2 | ||
6 | Раздел 5. История коллекционирования в эпоху Возрождения (2ч) | Систематическое коллекционирование памятников искусств. Коллекции рода Медичи и других королевских фамилий. | 2 | ||
7 | Раздел 6. Изменения подходов к коллекционированию в эпоху Просвещения. (4ч) | Коллекции эпохи Просвещения | 2 | ||
8 | Современные музеи, основанные на коллекциях XVI-XVII вв. | 2 | |||
9 | Раздел 7. История музейного дела в Новое время (4ч) | Крупнейшие музеи XVII-XIX вв. Создание художественных музеев. | 2 | ||
10 | Роль всемирных выставок в развитии музейного дела в XIX –XX вв. Развитие узкоспециализированных музеев. | 2 | |||
11-12 | Раздел 8. Музейное дело в XX- XXI вв. Развитие музеев России. (4ч) | Музейное дело в XX- XXI вв. Развитие музеев России. | 4 | ||
13 | Раздел 9. Современные музеи. (4ч) | Современные музеи: Музей как научное и исследовательское учреждение | 2 | ||
14 | Развитие детского музейного движения. Российские музеи – члены международных музейных сообществ | 2 | |||
15 | Раздел 10. Что такое музееведение? (2ч) | Определение понятий «музееведение» и «музеология». Междисциплинарный характер музееведческой науки | 2 | ||
16-17 | Раздел 11. Классификация музеев? (4ч) | Принципы деления музеев на группы | 4 | ||
18-19 | Раздел 12. Специальные исторические дисциплины, используемые в работе музея (4ч) | Специальные исторические дисциплины, используемые в работе музея | 4 | ||
20 | Раздел 13. Как вещь попадает в музей? (4ч) | Музейный предмет как свидетель явлений, фактов, событий. | 2 | ||
21 | Музейный предмет – памятник | 2 | |||
22 | Раздел 14. Отбор предметов в музейную коллекцию. (10ч) | Определение понятий «фонды музея», «экспонат». | 2 | ||
23 | Учёт фондов музея | 2 | |||
24-26 | Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. | 6 | |||
27-28 | Раздел 15. Хранение и реставрация музейных предметов. (10ч) | Условия хранения предметов в музее | 4 | ||
29-31 | Способы реставрации предметов из различных материалов | 6 | |||
32 | Раздел 16. Охрана памятников культурного наследия (8ч) | Художественная и историческая ценность памятника | 2 | ||
33 | Формы сохранения культурного наследия | 2 | |||
34 | Наделение предмета статусом «музейного» с целью его сохранения | 2 | |||
35 | Правовое поле охраны культурного наследия. Международные организации по защите культурного наследия. | 2 | |||
36 | Раздел 17. Итоговое занятие. (2ч) | Итоговое занятие. | 2 | ||
Итого часов: | 72 |
Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. Формирование групп. (2ч)
Раздел 2. Вводное занятие.(2ч)
Теория. Собеседование, согласование расписания, знакомство с планом работы, знакомство учащихся друг с другом и с педагогом. Знакомство с кабинетом, инструктаж техники безопасности, организация рабочего места.
Практика: тест по ТБ.
Раздел 3. Введение в историю музейного дела.(4ч)
Теория. Предпосылки возникновения музея.История коллекционирования в Древнем Риме. Первые музеи Античности
Практика. Творческое задание. Создание проекта собственной коллекции.
Раздел 4. Музеи в эпоху Средневековья (2ч)
Теория. Особенности восприятия мира человеком Средневековья. Формирование коллекций монастырей и замков.
Практика. Творческое задание. Создание проекта коллекции Средневековья.
Раздел 5. История коллекционирования в эпоху Возрождения (2ч)
Теория.Систематическое коллекционирование памятников искусств. Коллекции рода Медичи и других королевских фамилий.
Практика. Подготовка сообщения о музее, коллекция которого была создана в эпоху Возрождения.
Раздел 6. Изменения подходов к коллекционированию в эпоху Просвещения. (4ч)
Теория.коллекции эпохи Просвещения. Современные музеи, основанные на коллекциях XVI-XVII вв.
Практика. Подготовка рассказа о музее, коллекция которого была создана в эпоху Просвещения.
Раздел 7. История музейного дела в Новое время (4ч)
Теория.Крупнейшие музеи XVII-XIX вв.Создание художественных музеев. Роль всемирных выставок в развитии музейного дела в XIX –XX вв.Развитие узкоспециализированных музеев.
Практика.Подготовка сообщений о музеях Нового времени. Посещение музея Антропологии и Этнографии им.Петра Великого. Тест по пройденному материалу.
Раздел 8. Музейное дело в XX- XXI вв. Развитие музеев России. (4ч)
Теория. Развитие узкоспециализированных музеев. Развитие русских музеев.
Практика. Посещение музея Истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость).
Раздел 9. Современные музеи. (4ч)
Теория.Музей как научное и исследовательское учреждение. Развитие детского музейного движения.Российские музеи – члены международных музейных сообществ.
Практика. Сообщение о формах занятий с детьми в музеях Санкт-Петербурга.
Раздел 10. Что такое музееведение? (2ч)
Теория.Определение понятий «музееведение» и «музеология». Междисциплинарный характер музееведческой науки.
Раздел 11.Классификация музеев? (4ч)
Теория.Принципы деления музеев на группы.
Практика. Определение особенностей классификации школьных музеев.
Раздел 12. Специальные исторические дисциплины, используемые в работе музея (4ч)
Теория.Знакомство с науками: археология, нумизматика, генетика, палеология, генеалогия. Причины взаимодействия исторических наук на базе работы музея. Определение роли и значения данного взаимодействия для музея.
Практика. Определение научной принадлежности предметов из коллекции школьного музея. Тест по пройденному материалу.
Раздел 13. Как вещь попадает в музей? (4ч)
Теория.Музейный предмет как свидетель явлений, фактов, событий.Музейный предмет – памятник.
Практика. Выявление исторического события на примере предмета из коллекции школьного музея
Раздел 14. Отбор предметов в музейную коллекцию.(10ч)
Теория.Определение понятий «фонды музея», «экспонат».Учёт фондов музея.Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практика. Работа с фондами школьного музея и документацией. Тест по пройденному материалу.
Раздел 15. Хранение и реставрация музейных предметов.(10ч)
Теория.Условия хранения предметов в музее. Способы реставрации предметов из различных материалов.
Практика. Проведение пробных реставрации различных по материалу немузейных предметов.
Раздел 16. Охрана памятников культурного наследия (8ч)
Теория.Художественная и историческая ценность памятника. Формы сохранения культурного наследия. Наделение предмета статусом «музейного» с целью его сохранения. Правовое поле охраны культурного наследия. Международные организации по защите культурного наследия.
Практика. Определение художественной и исторической ценности памятника на выбор. Подготовка сообщения о международном сообществе по охране культурного наследия.
Раздел 17. Итоговое занятие. (2ч)
Теория. Анализ, обсуждение и подведение итогов результатов занятий в течение всего учебного года.
Практика: проведение экскурсии в музее.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
Учащийся должен знать:
- основные понятия музееведения, классификацию музеев и их структуру;
- основы поисково-собирательской работы и информационных технологий для музейной деятельности.
- историю появления музеев в мире;
- тенденции современного дизайна экспозиции в музее
-технику поиска необходимой информации; - правила безопасности труда при работе в музее;
-документацию музея
Учащийся должен уметь:
- работать в разноуровневом коллективе;
-описывать экспонаты, вести их учет и организовывать их хранение;
-осуществлять простейшую реставрацию поврежденных экземпляров; - составлять небольшие тематические экспозиции.
Приложение 1
Таблица наблюдений
Уровень овладения общими учебными знаниями и умениями
1 год обучения
№п/п | ФИ | Возраст | показатели | сумма | Средний балл | ||||||||
знания | умения | ||||||||||||
Историю появления музеев | Классификацию музеев | Правила отбора предметов в музейную экспозицию | Правила хранения и реставрации экспоната | Уметь описывать музейный экспонат | Правильно регистрировать предмет | Уметь правильно и красиво создавать экспозицию музея | Проводить элементарные реставрационные работы | Ухаживать за экспонатами музея | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | Сумма | ||||||||||||
4 | Средний балл |
Уровни: полностью – 3 балла, хорошо – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет – 0 баллов
Приложение 2
Воспитательная работа (план мероприятий)