Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Духовно - нравственное воспитание дошкольников старшего возраста"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4

Г. КАМЕНКА КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»

Воспитатель: Янаева Ф.Т.

Цель: Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций детей.

Задачи нравственного воспитания: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное, и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности. является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ожидать от него высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемов и средств. В работе выделяю следующие направления:

Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод использую во время:

-чтение произведений устного народного творчества;

-наблюдений

-показа сказок и других произведений вместе с детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

-моделирования сказок.

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-рассказа или беседы;

-чтения произведений;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-загадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

-проведение викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.

Важное значение имеет практический метод, который использую, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-провести экскурсии различной направленности;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Ребенок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверенны, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания – это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность – постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы умеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему. Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистичная направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. В работу с родителями входит:

-собрания на духовно-нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории родителей;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы(информационные стенды для родителей, стенгазеты ,папки-передвижки ,выставки детских работ, дидактических игр,литературы);

-экскурсии;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытой деятельности;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определённой тематики;

-выставки совместного творчества.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки ,перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения .Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья –это маленький коллектив ,основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей ,любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников не возможно. Способы поведения, принятые в семье очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило в качестве общепринятой нормы для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы ,включающая учебную, досуговую, трудовую ,спортивную ,повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников ;использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры ; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностям, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Свое выступление хочу закончить следующими словами:

Твори добро и будет счастье,

Твори добро даже в ненастье.

Твори добро и на земле

Придёт любовь к тебе, ко мне.

Придёт любовь и будет радость,

Душу наполнит благая сладость.

Пройдёт любовь по всей планете

И будут радоваться дети.

Придёт любовь и будет дружба!

Для всех народов это нужно,

А будет дружба на земле,

Тогда мы скажем — нет войне!

Твори добро, твори добро!

Тогда на сердце твоём

Всегда будет светло.

Увидешь ты, всю

Красоту природы

И в разноцветных красках мир,

Ведь красота — это кумир,

Поэтому она спасёт весь мир!

Твори добро!

Твори добро!

Автор Марина Аферова

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области