Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 Комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимующая птица-синица»
Провела воспитатель средней группы №6
Стрелова Марина Вениаминовна
Цель: уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Вызвать интерес у детей к празднику «Синичкин день»;
Задачи:
Познакомить детей с историей праздника «Синичкин день»
Познакомить детей с жизнью синиц, их местом обитания и другими зимующими птицами.
Расширить представления детей о зимующих птицах
Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения
Расширить и активизировать словарный запас
Формировать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им в холодное время года, подкармливать птиц.
Виды деятельности: познавательная (расширение кругозора), коммуникативная, игровая, двигательная, исследовательская.
Оборудование: фотографии синиц, картинки с изображениями различных зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись пения синицы, презентация «Синичкин день», перышки с загадками о зимующих птицах;
Предварительная работа:
-наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций птиц. -чтение рассказа Г. Скрибицкого "Длиннохвостые разбойники"
-чтение стихотворений А. Яшина "Покормите птиц зимой", М. Глазкова "Покормите птиц"
-дидактические игры и упражнения, загадывание загадок
Звоню в бубен.
«Раз, два, три, четыре, пять становитесь в круг играть»
Речевка: «Слева друг и справа друг.
Очень дружный общий круг.
Крепче за руки держитесь,
И друг другу улыбнитесь!»
Вот мы передали друг другу искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце, а по нашим рукам из ладошки в ладошку перешла доброта.
Ой! Ребята! Смотрите! Птичья стая пролетала!
Перышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём.
Загадки про птиц:
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают,
Даже крохи подбирают.
— Чик-чирик, – везде свои,
Непоседы…(Воробей)
Как символа мира и любят, и чтут.(Голубь)
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.(Сова)
Посмотрите пожалуйста на картинки с ответами, какие это птицы?
-Правильно ЗИМУЮЩИЕ, а почему?
-Они остаются с нами зимовать!
Слайд 1
- Ребята, а вы знаете, что и у птиц есть свой праздник? (ответы детей)
Называется этот праздник «Синичкин день».И празднуется он 12 ноября.
Слайд 2
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, это день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Слайд 3
-Ребята, как вы думаете. почему же праздник называется «Синичкин день»?
Да потому что синица – для Руси божья птица. Ее охраняли и берегли.
В народе говорил: «Невелика птичка синичка, а свой праздник имеет»
Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы.
В старину детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости.
-Синичка-невеличка,
прилетай ты к нам
из чужих краёв.
Принеси ты нам
зиму снежную,
зиму тёмную.
Синиченька – сестриченька, созывай снегирей
и лети к нам скорей.
-Ребята, давайте и мы зазовем в гости синичку. Скажем слова:
«Синиченька – сестриченька, созывай снегирей
и лети к нам скорей».
(Воспитатель достает синичку на палочке).
-Ребята, прилетела к нам красавица-птичка. Здравствуй, синичка!
Слайд 4
Давайте рассмотрим, как выглядит синица. (Выслушать реплики детей).
У синицы оперение яркое — нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и сине-зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.
Слайд 5
Название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие полагают. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!» или «Синь-синь!»
Послушайте как поют синицы. (Звуковое сопровождение).
Ребята, предлагаю и нам превратиться в птичек-синичек. Сколько красивых синичек прилетело к нам. (Звуковое сопровождение-пение синиц)
ФИКУЛЬТМИНУТКА
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Тири-тири, (Открывают ручки и летят на стульчики)
Тень-тень-тень!
Слайд 6
В зимнее время птицы перебираются из лесов человеческому жилью.
Ребята, как вы думаете, почему птицы с наступлением холодов перебираются ближе к людям? (Ответы детей).
Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. В зимнее время птицы также питается яйцами и личинками зимующих насекомых, добывая их из щелей и коры деревьев, но этого мало для них. Под снегом сложно отыскать корм. Если синиц не подкармливать зимой, они погибнут от голода.
-Как вы думаете, чем мы можем помочь синичкам? (ответы детей).
-Чем можно накормить птиц? (Ответы детей).
Слайд 7
Чтобы помочь птицам пережить зиму, люди заготавливают для них подкормку: несоленое сало, семена тыквы, подсолнечника, арахиса — делают и развешивают кормушки.
Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины, привязать несоленое сало.
Вот и наша «столовая» для птиц. (Достать кормушку.)
Слайд 8
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
Запомните! Нельзя кормить синиц черным хлебом!
Засиделась детвора, поиграть пришла пора.
Я зимой кормлю всех птиц – Показывают одной рукой на кормушку.
Голубей, ворон, синиц,Дети загибают или разгибают пальцы на руке,перечисляя Воробьев и снегирей - птиц
Вот кормушка у дверей. Показывают другой рукой на кормушку.
Дам им булки и пшена Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.
Дам зерна и семена.
А синице дам я сало,Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения
Пусть клюет его она.
Слайд 9
Стихотворение «Покормите птиц зимой»
-Ребята, вы молодцы, были внимательными и активными. Давайте попрощаемся с синичкой, ей пора лететь обедать. До свидания, синичка! (Звуковое сопровождение) (ребята прощаются с синичкой).
Рефлексия.
Что вам больше всего понравилось на занятии? О каких птицах мы сегодня говорили? Что запомнилось?
Какое у вас настроение?
Вы сегодня молодцы. Были очень внимательными и активными.
А сейчас предлагаю пойти на улицу и покормить птиц.