Самоанализ на тему: «Патриотическое воспитание в ДОУ».
Из опытаработы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
«Патриотизм – прочный фундамент будущего России»
В.В. Путин
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном
системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему
Отечеству.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это
касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Политические изменения в мире заставили по-новому взглянуть на вопрос нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения .
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно
показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви к сильной и красивой, великой и могучей стране, которая переживает не лучшие времена. Именно в наше
время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача
включена в годовой план.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
детскому саду, улице, городу (генеалогическое древо, гербы семей обучающихся старшего дошкольного возраста);
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с
уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности
актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова,
толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной
деятельности воспитателя с детьми.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности :
изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину.
разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.
Работа с детьми:
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задачи педагога:
дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)
символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней.
Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:
Великой отечественной войны на познавательные занятия)
Рассказы, беседы на тему, чем прославились в детском саду родители детей.
Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и
саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то мама помогла сшить костюмы, дедушка привез песок, а все вместе папы
сделали машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они
начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Связь воспитателя со специалистами :
Наши воспитанники под руководством музыкальных руководителей неоднократно становились призерами различных конкурсов и фестивалей.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.
Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица, День Земли;
государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День Космонавтики,
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, театрализованные развлечения.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Ежегодно принимаем участие в различных городских , региональных и федеральных конкурсах: Фестиваль «Солнышко в ладошке», «Пасха
красная», «Пасхальный перезвон», «Рождественский вертеп» и др.
Духовно-нравственное воспитание
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для
ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников:
Осенью - «Золотая осень»;
Зимой - «Новый год», «Рождество», «Колядки», «Защитники Отечества». «Масленица»;
весной - «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха Красная», «День Победы», лето - «Именины березки» (Троица).
Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного
праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Экскурсионные маршруты: в библиотеку, в школе. Важно привлечь внимание детей к объектам поселка.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с детьми ходим к мемориалу «Погибшим воинам» чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях. Мы участвовали в акции «Новогодняя открытка»
Работа с родителями.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в
процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в утренниках, играх, проектах,
конкурсах, спортивных соревнованиях).
Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду
(хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Родители принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, «Палитра осени», «Чародейка Зима» и др. Родители
проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная»
«Покормим птиц зимой» - изготовление кормушек, проведение
фотовыставок «Моя семья», «Как я провел лето» и многие другие.