Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»
Г. Ноябрьск
Методическое сообщение
Специфические особенности обучения народно-сценического танца в системе дополнительного образования детей.
Выполнила
преподаватель
хореографического отделения
Гладецкая С.Г.
Ноябрьск 2023г.
Древнейший вид искусства – народный танец, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, может выступать как одно из средств возрождения и обогащения традиций. Народный танец – не просто ритмически упорядоченные телодвижения, имитирующие трудовой процесс, это элемент старинных обрядов и ритуалов, концентрирующих традиции, культуру общения, манеру поведения, огромный пласт духовных ценностей народа. Поэтому он необходим современному поколению для поддержания традиций. Одним из звеньев, связывающих современную молодёжь с народной культурой являются коллективы народного танца. Несмотря на все трудности, они всё-таки существуют в режиме самоокупаемости, находя средства для выживания. Наряду с внешними проблемами, существует ряд внутренних, исходящих от самих руководителей коллективов народного танца. В погоне за новыми сценическими интерпретациями фольклора, забывается главная основа, которой является этнокультура того или иного этноса. Его неповторимая история, быт, нравы, фольклор, а также природная среда, в которой складывалась танцевальная культура, предопределяющая характер специфических танцевальных движений каждого отдельного этноса. В методической литературе, посвящённой обучению народно-сценическому танцу, этой стороне обучения уделяется самое минимальное внимание, или этнокультурная основа тех или иных народно-сценических танцев не освещается вообще.
Изучение народной танцевальной культуры необходимо. Анализ детского самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что народный танец теряет свою популярность и востребованность. Репертуар танцевальных коллективов изобилует постановками в современных ритмах с достаточно стереотипным композиционным построением и набором танцевальных движений. Учитывая актуальность и многожанровость танцевального искусства и естественную потребность творческих коллективов отражать его современные тенденции, важно не забывать и о своих истоках.
Задачей педагога-хореографа является не просто научить детей танцевать, но и привить любовь и уважение к своим корням, ознакомить с истоками той или иной танцевальной культуры. Дети младшего школьного возраста отличаются лёгкой внушаемостью, они быстрее идут навстречу воспитательному влиянию взрослых, в особенности учителя, но очень часто им приходится сталкиваться с проблемой непонимания и насмешек со стороны сверстников или не вполне образованных взрослых. Разработка педагогом системы разнообразного влияния на детей и последовательное осуществление этой системы в процессе обучения, приводит к положительным изменениям в формировании их личности.
Главной целью всей системы дополнительного образования является удовлетворение творческих потребностей учащихся, поддержание интереса к искусству, развитие эстетического вкуса и художественной культуры.
Дополнительное хореографическое образование направлено, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в разнообразии досуга. Хочет ребенок танцевать, но не имеет природных данных для профессионального обучения в хореографическом училище – есть возможность обучения в школе искусств, балетной студии, танцевальном кружке и т.п.
В системе дополнительного образования существует подготовительный этап, который охватывает дошкольников. С 5-6 летнего возраста детей готовят к занятиям хореографии, развивая физические данные ребенка и вовлекая его в учебный процесс, используя игровую форму проведения занятий.
С 7-8 лет ребенка переводят в 1 класс, где ему предлагают предметы хореографического отделения.
В младших классах изучаются предметы в соответствии возрасту: ритмика, гимнастика, а с третьего года обучения изучаются классический и народно-сценический танец.
В современной системе дополнительного образования народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографического образования.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа), дает учащимся возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности.
Целью обучения народно-сценическому танцу является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умение точно передать стиль и манеру той или иной народности.
Предмет «Народно-сценический танец» раскрывает широкие возможности для освоения техники и для развития актерских данных, знакомит с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.
Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение на уроке. Преподаватель и концертмейстер должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащегося не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.
Особенностями воспитательного процесса народно-сценического танца являются вопросы подборки репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми.
ДШИ – первоначальное звено образования в сфере искусства и культуры, учащиеся получают нравственно-эстетическое воспитание, ориентирует на истинные духовные ценности, патриотическое воспитание средствами народной хореографии.
Одной из задач дополнительного образования является поддержка и развитие детского творчества, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благодатных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его самоуважения.
Народный танец – это танец, созданный народом и распространённый в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, манере его исполнения
Народно-сценический танец – народный танец, обладающий национальными особенностями, обработанный хореографом по законам сцены и предоставленный на показ зрителю.
Народный танец – одна из древнейших форм народного творчества, сложившаяся на базе народных танцевальных традиций. Народный танец – танец определённой национальности, народности, региона
На современном этапе развития традиционной танцевальной культуры , разработка системы ее художественной интерпретации является приоритетным направлением сохранения данной сферы национального искусства. Эта система позволит средствами разработки и внедрения инновационных подходов к народной танцевальной культуре воспитать духовность, нравственность, патриотизм посредством наиболее характерных, многовековых национально культурных традиций.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов спец цикла хореографического образования. Он в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классического танца. Освоение школы народно-сценического танца наиболее эффективный способ в подготовке учащихся к исполнению различных народных танцев, она обеспечит высокий уровень исполнительской культуры.
Приобщение подрастающего поколения к народной культуре является средством развития у них духовности. Актуальность состоит в том, что у подростков снизился интерес к культурным ценностям разных народов. А это ведет к непониманию и даже к неприятию других наций. Отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры - одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у подрастающего поколения понимание культурные ценности и воспитывать бережное отношение к ним необходимо с детского возраста.
В нашем неустойчивом от войн мире возникают многочисленные глобальные проблемы: межнациональные розни, распространение терроризма и пр. Поэтому очень важно знакомиться с традициями разных народов, чтобы научиться жить в многокультурной среде. А танец, на мой взгляд, это один из путей к взаимопониманию между различными народами.
Хореографические постановки на основе обычаев и традиций способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Приобщая детей к истокам народной культуры, посредством хореографии мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт характера своего народа, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.
ЛИТЕРАТУРА
Белорусские народные танцы, хороводы, игры.- Минск: Высшая школа, 1978.
Беседы о танце.- М.: ПРОФИЗДАТ, 1963
Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. - М., 1994.
Хореографическая работа со школьниками.- Л., 1958