Баранова О.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калуги
В статье рассказывается о необходимости развитии творческого мышления на уроках математики, рассматриваются различные виды творческих заданий, приводятся примеры работы над традиционной задачей .
«Развитие творческих способностей учащихся при решении задач»
Современное общество требует от нас творческих, креативных решений. Именно, человек творческий быстрее адаптируется в нестандартной ситуации, находит выход из неё, предлагает необычное решение данной проблемы.
Творческое мышление - это мышление созидающее, которое дает принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Творческое мышление – это не дар Божий и его можно развивать.
Важную роль в развитии творческого мышления играет начальная школа. Именно здесь активно развиваются воображение и фантазия, формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Чем разнообразнее и совершеннее умения и навыки, тем богаче детская фантазия, реальнее замысел. Казалось бы, математика – точная наука, но именно уроки математики дают возможность развивать творческое мышление у детей. Для этого задания должны носить на репродуктивный, т.е. воспроизводящий характер, а проблемный. Именно, проблема является источником и аккумулятором развития творческих способностей.
Приведем примеры«проблемных» заданий на уроках.
- дополнения данными;
- дополнение или изменение текста так, чтобы он стал задачей;
- составление, выбор обратных задач;
- решение задач разными способами;
- нахождение различных решений одной задачи;
- изменения условия, вопроса;
- составление, изменение условия задачи, соответствующей схеме;
- нахождения недостающих, избыточных данных;
- составление дополнительных вопросов;
- выбор вопросов, для ответа на которые не требуется решения;
- выбор вопросов, которые подходят к данному условию:
- изменение, выбор схемы соответствующей условию, вопросу задачи. Рассмотрим пример, как традиционная задача может стать настоящим творчеством для учеников. Математика (2 класс)
«Ученики для украшения класса к Новому году сделали 25 шаров, а снежинок на 4 меньше. Сколько всего шаров и снежинок сделали ребята?» После решения задачи учащимся предлагаются по группам выполнить следующие задания:
Для выполнения задания каждая группа получает целый набор различных вариантов выбора условия, вопросов, решения и ответов ( прил. 2, 3, 4, 5), заранее приготовленных на разноцветных карточках. Нужно не только выполнить задание, но и «собрать» задачу, наклеив карточки на основу. Далее командир группы защищает свое «творчество» ( прил.6), а экспертами правильности выполнения задания выступают учащиеся других групп.
Таким образом, предлагая учащимся различные виды работ над традиционной задачей, мы делаем урок более интересным, повышаем мотивацию учащихся, развиваем их творческое воображение, речь, активизируем мыслительную деятельность, учим применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Приложение
Прил.1
Ш. 25 шт.
? шт.
С.
21 шт.
Прил.2 Условия задач.
Ученики для украшения класса сделали 25 шаров и 21 снежинку. |
Ученики для украшения класса сделали 25 шаров, а снежинок на 4 больше. |
Ученики для украшения класса сделали 25 шаров, а снежинок на 4 меньше. |
Прил.3 Вопросы:
Сколько снежинок сделали ребята? |
На сколько больше сделали шаров, чем снежинок? |
Сколько всего шаров и снежинок сделали ребята? |
Прил.4 Решения:
Прил.5 Ответы.
Ответ: 35 шариков и снежинок сделали ребята. |
Ответ: 54 шарика и снежинки сделали ребята. |
Ответ: на 4 шарика больше сделали ребята. |
Ответ: 46 шариков и снежинок сделали ребята. |
Прил.6