МБОУ СОШ №45, город Сургут
Учитель: Галимова Гульнара Дамировна
Актуальность данной методической разработки в формировании функциональной грамотности в целом и читательской компетенции. На данном уроке ярко представлены умения применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Знания, полученные в ходе проблемно-диалогического урока направлены на способность использовать их в жизни, в различных ситуациях, в общении и отношениях. Значимость разработки в том, что ее могут использовать в своей работе учителя, молодые специалисты, студенты.
В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс
Цель – создать условия для ознакомления с рассказом В. Осеевой; способствовать развитию навыков чтения, умений анализировать прочитанное, подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
Тип урока – решение частных задач
Предметные результаты: научатся воспринимать на слух художественное произведение, составлять правильную последовательность, объяснять нравственные поступки героев.
Метапредметные:
-познавательные: самостоятельно находят алгоритм деятельности при решении проблем различного характера.
- регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу, определяют правильную последовательность действий при работе в паре, используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия.
Личностные: проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Образовательные ресурсы: https://урок.рф/library/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_voseeva_vol_153333.html
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/21/svoya_igra_po_rasskazam_v.oseevoy.ppsx
Структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться – Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым… Пусть доброе утро длится до вечера! Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | Устные ответы, наблюдения учителя |
Актуализация знаний | Речевая разминка | Пож-пож-пож – пожалуйста. Добр-добр-добр – будьте добры. Прос-прос-прос– простите. Вставьте последнее слово в каждом из них в рифму. Растает ледяная глыба От слова теплого… (спасибо). Зеленеет старый пень, Когда услышит… (добрый день). Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь… (здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Говорим… (прости, пожалуйста). И во Франции и в Дании На прощанье говорят… (до свидания) | Договаривают слова. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, извлечение информации Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативныеобмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
Постановка темы, цели урока | Цель урока | – Почему эти слова называют волшебными? – Как еще иначе называют эти слова? – Что значит быть вежливым? – Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Поставим перед собой цель на урок. – С «вежливыми и волшебными словами» связана тема нашего сегодняшнего урока | Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока | Фронтальная | Устные ответы | |
Работа по теме урока Работа с учебником | 1. Рассказ учащихся о В. Осеевой. Обзор книг В. Осеевой. 2. Проблемно-диалогическое чтение учителем. Остановка для словарной работы. | Рассказ о В. А. Осеевой Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом-воспитателем. В дальнейшем, уже став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи. Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры. Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Герои её живые, взяты из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними. У В. Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам. Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души. Учитель: В одной из своих книг В.Осеева обратилась к читателям «Дорогие ребята! Когда-то я была такой маленькой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Один раз мама спросила, понравился ли мне рассказ? Я ответила, что не знаю. Я о нем не думала. Мама расстроилась. Мало уметь читать, надо уметь думать! Сказала мне мама. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, и о собственных. | Пробормотала – сказать быстро и невнятно. Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу. Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил. Стряпает – готовит пищу. Читает рассказ с остановками. – | |||
Физкультминутка | Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас выполнить задания. Но выполнять их можно только тогда, когда я произнесу волшебное слово. Встаньте. Пожалуйста. Поднимите руки. Пожалуйста. Похлопайте. Пожалуйста. Попрыгайте. Потопайте. Садитесь. Пожалуйста. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу | Выполнение движений | |
Закрепление знаний и способов действий | Работа с рабочим листом | Предлагаю поработать в паре. Нужно восстановить правильную последовательность рассказа. Пронумеровать:1,2,3,4. Приклеить на ленту и вставить киноленту в фотоаппарат. См. приложение (Как вариант можно на доске события разместить вразброс) Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. 1. Встреча со стариком. 2. Разговор с Леной. 3. Разговор с бабушкой. 4. Беседа за обедом. 5. Возвращение в сквер | Работают с раздаточным материалом | Парная | Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу, работают в паре | Работа в паре, наблюдение учителя |
Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Почему слово «пожалуйста» автор называет «волшебным»? (Слово «пожалуйста» помогло наладить непростые человеческие отношения в семье.) – Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили? – С какой целью надо употреблять «волшебные слова»? Как они действуют на людей? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | подготовить чтение рассказа по ролям | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения | Выполненные задания |
СЛОВАРЬ
Пробормотала
Противень
Чуть не поддал хорошенько
Стряпает
Приложение
Рассказ о В. А. Осеевой
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором, мать – корректором в газете.
После революции семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве.
Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь Осеева стала педагогом-воспитателем. В дальнейшем, уже став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.
Разнообразна тематика рассказов Валентины Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.
Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Герои её живые, взяты из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
У Валентины Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.
Учитель:
В одной из своих книг В.Осеева обратилась к читателям «Дорогие ребята! Когда-то я была такой маленькой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Один раз мама спросила, понравился ли мне рассказ? Я ответила, что не знаю. Я о нем не думала. Мама расстроилась. Мало уметь читать, надо уметь думать! Сказала мне мама. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, и о собственных.