Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока литературного чтения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБОУ СОШ №45, город Сургут

Учитель: Галимова Гульнара Дамировна

Актуальность данной методической разработки в формировании функциональной грамотности в целом и читательской компетенции. На данном уроке ярко представлены умения применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Знания, полученные в ходе проблемно-диалогического урока направлены на способность использовать их в жизни, в различных ситуациях, в общении и отношениях. Значимость разработки в том, что ее могут использовать в своей работе учителя, молодые специалисты, студенты.

В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс

Цель – создать условия для ознакомления с рассказом В. Осеевой; способствовать развитию навыков чтения, умений анализировать прочитанное, подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Тип урока – решение частных задач

Предметные результаты: научатся воспринимать на слух художественное произведение, составлять правильную последовательность, объяснять нравственные поступки героев.

Метапредметные:

-познавательные: самостоятельно находят алгоритм деятельности при решении проблем различного характера.

- регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу, определяют правильную последовательность действий при работе в паре, используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

- коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Образовательные ресурсы: https://урок.рф/library/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_voseeva_vol_153333.html

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/21/svoya_igra_po_rasskazam_v.oseevoy.ppsx

Структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения

Промежуточный контроль

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться –

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера!

Повернитесь друг к другу – улыбнитесь.

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные ответы, наблюдения учителя

Актуализация знаний

Речевая разминка

Пож-пож-пож – пожалуйста.

Добр-добр-добр – будьте добры.

Прос-прос-прос– простите.

Вставьте последнее слово в каждом из них в рифму.

Растает ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания)

Договаривают слова.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, извлечение информации
из иллюстраций, текстов, выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативныеобмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы

с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Постановка темы, цели урока

Цель урока

– Почему эти слова называют волшебными?

– Как еще иначе называют эти слова?

– Что значит быть вежливым?

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Поставим перед собой цель на урок.

– С «вежливыми и волшебными словами» связана тема нашего сегодняшнего урока

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока

Фронтальная

Устные ответы

Работа по теме урока

Работа с учебником

1. Рассказ учащихся о

В. Осеевой. Обзор книг В. Осеевой.

2. Проблемно-диалогическое чтение учителем. Остановка для словарной работы.

Рассказ о В. А. Осеевой

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.

После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве.

Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом-воспитателем. В дальнейшем, уже став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.

Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Герои её живые, взяты из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

У В. Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.

Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.

Учитель:

В одной из своих книг В.Осеева обратилась к читателям «Дорогие ребята! Когда-то я была такой маленькой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Один раз мама спросила, понравился ли мне рассказ? Я ответила, что не знаю. Я о нем не думала. Мама расстроилась. Мало уметь читать, надо уметь думать! Сказала мне мама. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, и о собственных.

Пробормотала – сказать быстро и невнятно.

Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.

Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил.

Стряпает – готовит пищу.

Читает рассказ с остановками.

Физкультминутка

Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас выполнить задания. Но выполнять их можно только тогда, когда я произнесу волшебное слово.

Встаньте. Пожалуйста.

Поднимите руки. Пожалуйста.

Похлопайте. Пожалуйста.

Попрыгайте.

Потопайте.

Садитесь. Пожалуйста.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу

Выполнение движений

Закрепление знаний и способов действий

Работа с рабочим листом

Предлагаю поработать в паре. Нужно восстановить правильную последовательность рассказа. Пронумеровать:1,2,3,4. Приклеить на ленту и вставить киноленту в фотоаппарат. См. приложение

(Как вариант можно на доске события разместить вразброс) Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий.

1. Встреча со стариком.

2. Разговор с Леной.

3. Разговор с бабушкой.

4. Беседа за обедом.

5. Возвращение в сквер

Работают с раздаточным материалом

Парная

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу, работают в паре

Работа в паре, наблюдение учителя

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке

сведений.

Заключительная

беседа.

Выставление оценок

– Почему слово «пожалуйста» автор называет «волшебным»? (Слово «пожалуйста» помогло наладить непростые человеческие отношения в семье.)

– Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили?

– С какой целью надо употреблять «волшебные слова»? Как они действуют на людей?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

подготовить чтение рассказа по ролям

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Выполненные задания

СЛОВАРЬ

Пробормотала

Противень

Чуть не поддал хорошенько

Стряпает

Приложение

Рассказ о В. А. Осеевой

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором, мать – корректором в газете.

После революции семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве.

Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь Осеева стала педагогом-воспитателем. В дальнейшем, уже став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

Произведения Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Разнообразна тематика рассказов Валентины Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.

Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Герои её живые, взяты из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

У Валентины Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.

Учитель:

В одной из своих книг В.Осеева обратилась к читателям «Дорогие ребята! Когда-то я была такой маленькой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Один раз мама спросила, понравился ли мне рассказ? Я ответила, что не знаю. Я о нем не думала. Мама расстроилась. Мало уметь читать, надо уметь думать! Сказала мне мама. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, и о собственных.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области