Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Методы ознакомления дошкольников с миром профессий "

. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребенок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы ознакомления дошкольников с миром профессий

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. В ФГОСДО выделены основные направления развития ребёнка, в частности «социальнокоммуникативное направление», которое включает «формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества». Реализация указанной задачи – актуальное и значимое направление работы педагогических работников ДОО. Ранняя профориентация дошкольников О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс самостоятельного выбора профессионального пути. Профессиональное самоопределение начинается в дошкольном возрасте – это развитие конкретнонаглядных представлений о мире профессий (с 3 лет). Этот этап – подготовительный и главная цель: формирование у детей внутренней готовности осознанно планировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. У детей дошкольного возраста формируется определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к труду, к людям труда. Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации: - формирование эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру; - первичные представления о разнообразных профессиях; - информационные консультации для родителей (законных представителей). Задачи профориентационной работы Дети младшего дошкольного возраста: - формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых действиях. Дети среднего дошкольного возраста: - продолжать формировать представления о профессиях; о мотивах труда; о людях труда. Дети старшего дошкольного возраста: - расширять и систематизировать представления о труде взрослых; - продолжать воспитывать интерес различным профессиям, к тому, где и кем работают родители; - продолжать знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда; - воспитывать уважение к людям труда, формировать потребность трудиться. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простое подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных организаций накоплена определенная совокупность методов и форм, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Для ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых можно применять традиционные методы развития: - словесный (беседы, чтение художественной литературы); - наглядный (наблюдения, рассматривание); - практический (изодеятельность, опыты); - игровой (игры, игровые ситуации). Во 2 младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работа водителей, лётчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей. В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки. В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актер, врач, полицейский, шофер, моряк). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей. В подготовительной к школе группе дети продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных 43 специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т.д.; развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе НОД, в ходе режимных процессов, в самостоятельной деятельности, совместной деятельности. Можно применять и нетрадиционные методы развития, т. е. разнообразные культурные практики: проектная деятельность, квесты, презентации, экскурсии и др. Тезаурус форм работы с детьми дошкольного возраста Культурные практики– разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Культурные практики – это обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также – апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Заметим, понятие «зона ближайшего развития» не покрывает всего содержания деятельности ребёнка – его дополняет понятие «культурные практики». Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные вопросы из различных областей знания. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очередность хода, тип и сложность вопроса. Утренний круг – создание благоприятной эмоциональной атмосферы коллективного творчества на весь день. Проект– это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели. Проектная деятельность - это совместная или коллективная творческая, завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Квест– с английского языка «поиск» - какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Это командная игра, которая включает различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Мастерская –это одна из новых форм непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей (театрализованная мастерская – организация работы по изготовлению костюмов, атрибутов, показ определенного представления; художественная или литературная мастерская – самостоятельный выбор детьми произведения, материала, направления и техники изготовления атрибутов, поделок, подарков; мастерская добрых дел – организация работы по ремонту книг, игрушек, трудовому воспитанию; краеведческая мастерская – организация работы по ознакомлению с достопримечательностями родного города; познавательная мастерская – организация работы по созданию макетов, схем (улицы, города, поселка и др.)) Игра театрализованная - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Является важным средством развития эмпатии. Виды - настольный театр, теневой театр, игра-драматизация, "би-ба-бо", настольный театр картинок, игрушек, фланелеграф, стенд-книжка. Диза́йн - студия — деятельность по проектированию эстетических свойств изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности. Родительская почта – письменное обращение родителей или продуктивная деятельность детей. Лэпбук – папка – накопитель информации. Вечер досуга - одна из форм организации детей, целью которой является порадовать и повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной увлекательной форме. Рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными её обитателями. Детская презентация - набор слайдов с текстом, картинками, видео и звуковым сопровождением. Благодаря ей ребенок быстрее усваивает всю нужную информацию и расширяет свой кругозор. По сути, это та же книга, только с дополнительными возможностями. Дидактическое упражнение - это простые упражнения, не имеющие игровых правил и содержащие одну игровую задачу или одно игровое действие. Проводят на занятиях, прогулках, в утренние и вечерние часы. Игра-экспериментирование - это игры, на основе экспериментирования с предметом. Цель: познакомить со свойствами, последовательно рассматривать объекты, развивать наблюдательность, 44 умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную связь и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Используется в развитии речи, музыке, наблюдениях, труде. Игровая ситуация - метод активного обучения, при котором используется игровой принцип, реализация которого происходит в условиях свободной, организованной деятельности. Исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на получение общественно значимых новых знаний. Это научный поиск и внесение новизны в систему по достижению позитивного результата. Моделирование- построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений природной или социальной реальности. НОД - это деятельность, основанная на одной из специфических видов деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкальнохудожественной, чтения худ.литературы), осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом. Праздник - это день торжества, установленный в честь или память кого-нибудь, чего-нибудь. Праздник - это форма взаимодействия с детьми, целью которого является раскрытие идеи предстоящего праздника и формирование разнообразных эмоций, чувств, являющиеся важнейшим условием развития личности. Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями. Ситуативный разговор - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей. Экспериментирование - (от.греч. Eksperimentum - "проба", "опыт") это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления, и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. Этюд - это небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Экскурсии - поездка, прогулка с образовательной, научной или увеселительной целью. Раскроем некоторые из них. Интересной формой является создание лэпбука - своеобразного накопителя разноплановой информации о профессиях родителей, о предприятиях, где работают родители воспитанников, об истории разнообразных профессий. В ходе обсуждения содержания лэпбука, рождаются оригинальныеидеи, воплощение которых напрямую зависит от слаженности деятельности педагога, детей и родителей. Эффективной формой также являются экскурсии выходного дня - это то благодатное время, когда все члены семьи и педагоги имеют возможность полноценного общения, что важно в становлении личности ребёнка, и как результат – море положительных эмоций (экскурсии на различные предприятия: булочная, почта, магазин, хлебокомбинат, ФОК). Экскурсионная форма совместной работы с родителями неоспоримо имеет положительный эффект, когда взрослые видят, как дети преодолевают препятствия наравне с ними, будь то походы или познавательные экскурсии по городу. Проектная деятельность осуществляется совместно с родителями, где все имеют возможность презентоватьпродукт общего со взрослыми труда. Это проекты: «Моя мама – воспитатель», «Заводские профессии», «Мой папа – сварщик, плотник, электрик…», «Мои родители – металлурги» и др. Фотовыставки также являются одной из форм вовлечения родительской общественности в жизнь дошкольной организации, когда каждая семья может представить свое видение проблемы формирования представлений о труде, людях труда. Важной формой считаем изготовление макетов, пособий по ознакомлению с профессиями – уменьшенных копий объектов городской среды, в процессе изготовления которых развиваются интегративные качества личности ребенка: любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми, и конечно же эмоциональная отзывчивость. Мастер-классы родителей для детей – не менее значимая форма совместной работы, где родители могут продемонстрировать и передать практический опыт детям (название профессии, какие инструменты применяются в той или иной специальности, результат труда, рабочая, офисная или другая форма одежды…) 45 Создание мини-музея «Профессии», который пополняется материалом: календари, открытки, книги, сувениры, значки, с символикой профессий, познавательные статьи из истории, открытки и фотографии разнообразных профессий. Встречи с интересными людьми: капитан - подводник, музыкант, художник, иллюзионист, декоратор, банкир, врач и др. Системные знания о труде дают возможность дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. Именно за свой труд, взрослые получают деньги. Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности ДОО. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода дошкольного детства и реализуется в разнообразных формах работы, во взаимодействии педагогов, детей и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд является значимой сферой жизни

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области