Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Рекомендации молодым педагогам о необходимости совместной работы с реабилитационными центрами улуса и Республики в процессе обучения детей с ОВЗ»

2023 год объявлен президентом страны Годом педагога и наставника, поэтому работникам сферы образования предстоит решать важные задачи, так как наставничество возвращается в образовательные учреждения Актуальность В школы возвращается понятие наставничества. В связи с этим, были рассмотрены содержательные аспекты наставнической деятельности педагогов в современных условиях инклюзивного образования. Выделенные автором виды социально-воспитательного и учебно-методического наставничества через совместную работу с реабилитационными центрами позволяют осуществить эффективную поддержку молодого педагога и повысить степень его включенности в жизнь школы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ходюкова Ольга Борисовна учитель домашнего обучения МБОУ КССОШ поселок Кысыл - Сыр Вилюйский улус olqahodiykova@qmail.com

«Рекомендации молодым педагогам о необходимости совместной работы с реабилитационными центрами улуса и Республики в процессе обучения детей с ОВЗ»

Ключевые слова: наставничество, инклюзивное образование, профессиональная деятельность, социально-воспитательное наставничество, учебно-методическое наставничество, рекомендации молодым педагогам.

Введение

«Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всѐ, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная наставничество, передача опыта, конкретных навыков». Президент Российской Федерации В.В. Путин (Москва, Кремль, 22.09.2016г.

2023 год объявлен президентом страны Годом педагога и наставника, поэтому работникам сферы образования предстоит решать важные задачи, так как наставничество возвращается в образовательные учреждения

Актуальность: В школы возвращается понятие наставничества. В связи с этим, были рассмотрены содержательные аспекты наставнической деятельности педагогов в современных условиях инклюзивного образования. Выделенные автором виды социально-воспитательного и учебно-методического наставничества через совместную работу с реабилитационными центрами позволяют осуществить эффективную поддержку молодого педагога и повысить степень его включенности в жизнь школы. В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний. Наставник способен стать для подопечного человеком, который окажет полную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, раскрытия возможностей личного развития и профориентации. В процессе формирования личности, наставник играет ведущую роль, так как наставнические отношения строятся на принципах доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимного обогащения, а также прямой передачи личного и практического опыта от человека к человеку.

Задачи: Повышение качества инклюзивного образования  невозможно без трансформации существующей системы. Недостаток квалифицированных кадров в данной сфере и отсутствие личностно-ориентированного подхода к детям с ОВЗ предлагается решить за счет наставнической деятельности. Среди основных проблем, которые будут решены при реализации программ наставничества в образовательной организации:

– невключенность детей с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению;

– коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом;

– психолого-педагогическая работа по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

Основное содержание.

Учитывая факторы быстрого эмоционального выгорания начинающих педагогов инклюзивного образования, предложены такие виды наставничества, как социально-воспитательное и учебно-методическое наставничество. Необходимость выделения данных видов наставничества продиктована особенностями существующей образовательной системы. Социально-воспитательное наставничество призвано раскрыть особенности инклюзивной среды, подготовить молодого педагога к работе в рамках усложнения дефектов детей с ОВЗ. Учебно-методическое наставничество направлено на нормативно-правовые, методико-дидактические аспекты преподавательской деятельности.

Тип наставничества: « педагог – педагог»

Цель данного типа наставничества в осознании педагогом структуры нарушения ребенка с инвалидностью и в создании, исходя из этого, специальных условий. Работа предназначена для педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования, учителей-дефектологов; она актуальна для широкого круга лиц.

Данные виды наставничества должны осуществляться на протяжении всего образовательного цикла. На начальном этапе цель социально-воспитательного наставничества заключается в систематической работе с личностью педагога. Даже, несмотря на изначально высокий уровень теоретической подготовки к работе с детьми с ОВЗ педагоги отмечают страх и неготовность реализации изученных специальных методов на практике. Наставник должен вселять в молодого педагога уверенность в собственных силах, подчеркивая, что для данной категории детей особенно важна поддержка и принятие. На данном этапе педагог также знакомится с традициями школы, находит свою нишу в педагогическом коллективе и включается в череду школьных мероприятий. Наставник может выполнять информирующую функцию, привлекая молодого педагога к участию не только в школьных, но и в муниципальных и региональных конкурсах, тем самым повышая мотивацию педагога. И здесь имеют место быть рекомендации молодым педагогам о необходимости совместной работы с реабилитационными центрами улуса и Республики в процессе обучения детей с ОВЗ.

Во-первых, молодому педагогу необходимо дать информационную справку о реабилитационных центрах улуса и республики. Не каждый из них знает, что в Якутске в 2018 году открылся Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ. За это время он стал комплексным социальным учреждением, помогающим семьям с детьми с особенными возможностями здоровья, имеющим трудности с обучением и социальной адаптацией, нуждающимся в психологической поддержке. Сокращенное наименование: ГБУ РС(Я) «РРЦ ДП ОВЗ».

Особенные дети и помощь им. Как работает республиканский реабилитационный центр

Чем раньше, тем лучше…

Специалисты считают, что, если вашему ребенку поставлен непростой диагноз – ДЦП, аутизм, синдром Дауна или любое другое генетическое нарушение, а возможно, вы сами заметили, что с вашим малышом что-то не так, он явно отстает в развитии от сверстников, значит, надо как можно быстрее узнать диагноз и начать непростой путь реабилитации и коррекции развития ребенка. Возможностей для этого сейчас много.

В центре работают массажисты, логопеды, дефектологи, неврологи, офтальмологи, педагоги, инструкторы ЛФК и другие.

Более двух тысяч детей от рождения до 18 лет получают помощь в Республиканском реабилитационном центре. Цель учреждения – не лечение, а социализация детей в обществе. Важно научить их принимать себя, уметь общаться с другими людьми. За помощью в центр обращаются родители с детьми с самыми различными проблемами. Здесь восстанавливаются маленькие пациенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми и слуховыми нарушениями, проходят реабилитацию дети с синдромом Дауна, аутизмом и другими генетическими заболеваниями. Родители ребят получают психологическую помощь и консультацию нужных специалистов. В последнее время стало больше малышей с нарушениями речи и нежеланием общаться. Все слышат, видят, но говорить не хотят. В 90-х же годах было много детей с нарушениями слуха, сейчас их стало меньше. Зря некоторые родители отмахиваются от занятий, мотивируя тем, что в семье бывали случаи, когда ребенок позже заговорил или, мол, мальчики в принципе начинают говорить позже и так далее. Чем раньше начнете заниматься со специалистами, тем ребенок быстрее заговорит. Случается, что прибегают, когда ребенку уже скоро в школу, а у него проблемы с речью, а ведь развитая речь – залог успешной учебы

Во время пандемии коронавируса центр приостановил работу и проводил занятия дистанционно. Родители моего воспитанника Кускова Михаила не имели возможности заниматься дистанционно дома. Я предложила свою помощь. На примере использования площадки Zoom в период условий пандемии, предлагаю молодым педагогам рекомендации о необходимости совместной работы с реабилитационными центрами улуса и Республики в процессе обучения детей с ОВЗ.

Хочу заметить, что после отмены пандемии, наша работа не прекращена, она продолжается через консультационный центр реабилитационного учреждения. Мама воспитанника активно контактирует со специалистами центра, пользуется рекомендациями психолога, массажиста и других специалистов. Алгоритм дистанционной работы с ГБУ РС(Я) «РРЦ ДП ОВЗ» указан в Приложении №1.

В процессе обучения через площадку Zoom с Республиканским реабилитационным центром для детей и подростков с ОВЗ ученик домашнего обучения 4 класса Кусков Миша успешно прошёл четыре потока обучения. Практический фото и видеоматериал с результатами работы представлен в презентации « Совместная деятельность учителя и ученика домашнего обучения Кускова Михаила с реабилитационными центрами улуса и Республики. Материал представлен от первых шагов ученика в ознакомлении с площадкой Zoom до самостоятельной работы со специалистами Центра через онлайн.

Кроме вышеуказанного центра, сотрудничаем с Фондом поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие») г. Якутск. В марте 2021 года Миша участвовал в Республиканской дистанционной инклюзивной олимпиаде « Учимся вместе-2021» в рамках недели инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия). Получен сертификат.

Участие в Республиканском творческом конкурсе для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, посвящённом 75 годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне « Мы вместе» по направлению « Рисунки и поделки». Учредители конкурса:

- Министерство труда и социального развития РС(Я)

- Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

- Благотворительный фонд « Харысхал»( « Милосердие)

Информация о Фонде поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие») г. Якутск дана информация в Приложении № 2.

Активно сотрудничаем с Отделением социальной помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ ВСРЦН « Кэнчээри» г. Вилюйск. Участвуем в конкурсах рисунков и фотовыставках. Информация об Отделение реабилитации детей-инвалидов и подростков до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья в городе Вилюйске дана в Приложении № 3.

1 декабря 2022 года ГКУ РС (Я) Вилюйский центр содействия семейному воспитанию им. С.М. Аржакова города Вилюйска проводил улусное спортивное соревнование « Физкульт-привет!» в рамках Улусной декады инвалидов и детей-инвалидов в Вилюйском улусе. Мы приняли участие. Выехали в город Вилюйск. Миша занял третье место по прыжкам в длину и получил сертификат за участие в соревнованиях.

Обобщив проделанную совместную работу с реабилитационными центрами Республики и улуса за два года, я выступила с рекомендациями по данному виду деятельности для молодых педагогов на методическом дне школы. Ведь наставничество призвано снять напряжение с педагога, поддержать его. Наставник фокусирует внимание педагога на важности гуманистического подхода к ребенку и ориентирует его на принятие и эмпатию. Здесь важно дать возможность увидеть потенциал совместной деятельности с данными детьми, показать, что в случае достижения успеха данным ребенком, повышается эффективность работы ученика и, соответственно, самого педагога. Наставник не напоминает теорию, а дает конкретные практикоориентированные советы, которые дают возможность молодому педагогу построить свою траекторию поведения в той или иной ситуации.

Вывод: Успех реабилитации и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья возможен лишь в тесном сотрудничестве педагогов, родителей и специалистов Реабилитационных центров. Специалисты взаимно консультируют друг друга, предоставляя свою профессиональную оценку видения перспектив развития того, или иного ребенка. Сообща, обмениваясь мнениями, пытаются найти механизмы оптимального педагогического воздействия в каждом отдельном случае. В связи с этим, в статье были рассмотрены аспекты наставнической деятельности педагогов в современных условиях инклюзивного образования. Выделенные виды социально-воспитательного и учебно-методического наставничества по типу « педагог- педагог», позволяют осуществить эффективную поддержку молодого педагога и повысить степень его включенности в жизнь школы. С точки зрения социально-воспитательного наставничества будет исследоваться уровень удовлетворенности педагога, обучающихся, родителей и администрации. Учебно-методическое наставничество обратит пристальное внимание на рефлексию учебных результатов, таких, как качество и успеваемость ученика по предмету, результаты участия в конкурсах и олимпиадах, а также результативность самого педагога: участие в конкурсах, грантах, конференциях и т.д. Следовательно, на протяжении всего учебного года, педагог будет находиться в сопровождении наставника. В случае личностной готовности и компетентности, и социально-воспитательное и учебно-методическое наставничество может реализовываться одним человеком, но гибкость данной программы наставнической деятельности предполагает и совместное наставничество молодого педагога двумя или большим количеством наставников, которыми могут быть и специалисты реабилитационных центров.

Заключение. Таким образом, наставничество в условиях инклюзивного образования основано на средовом подходе, характеризующимся созданием благоприятных условий для развития личности как ребенка с ОВЗ, так и педагога, работающего с ним. Данный подход требует включенности и эмпатийности со стороны всех участников образовательно-воспитательного процесса. Наставничество позволяет не только передать опыт от более опытного педагога к менее опытному, но, и опосредовано повлиять на решение проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря такому сопровождению педагог может реализовать свой собственный потенциал и быть примером личности, с которой дети смогут брать пример.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Барыбина, И. А. Организация наставничества в школе / И. А. Барыбина // Школа. – 2012.

2. Кузнецова, Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А. Кузнецова, В. В. 3.Кухлинская // Методист. – 2009

3.Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / .2009

4.Архипова Е. Ф. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности / 2017

5.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр "Педагогический поиск",

6.Ниязбаева, Н.Н. Рефлексивные методы обучения в процессе повышения

квалификации педагогов-практиков// Методист.-2013.-№5.-С.6-9.

7.Протопопова В.А., Тищенко А.В. Структурно-динамическая модель

наставничества в опережающих образовательных системах дополнительного

профессионального педагогического образования // Интернет-журнал «Мир

https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN318.pdf

8 Соколюк Л. Д. Система работы с молодыми учителями // Интернет-журнал

«Все для администратора школы!» № 8 (44) август 2015 г.

Приложение №1

Алгоритм дистанционной работы с ГБУ РС (Я) «РРЦ ДП ОВЗ»:

Приложение №2.

Информация о Фонде поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие») г. Якутск Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) «Харысхал» («Милосердие»)

Благотворительный фонд поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие») был создан в 2011 г. На сегодняшний день мы динамично развиваемся и уверенно идем вперед.

Фонд оказывает широкий спектр услуг – начиная с психологической и правовой помощи семьям, заканчивая организацией досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.

Благодаря целевой субсидии, выделяемой правительством РС (Я), услуги предоставляются на безвозмездной основе. Все мероприятия дети посещают бесплатно.

Мы оказываем информационно-консультационные услуги для поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детям с ОВЗ.

Поддерживаем социальные проекты, направленные на улучшение социального положения детей с инвалидностью и детям с ОВЗ.

Организовываем и проводим социально-культурные мероприятия и благотворительные акции, направленные на развитие инклюзии.

Внедряем новые формы адресной помощи детям с инвалидностью и детям с ОВЗ.

Приложение № 3

Отделение реабилитации детей-инвалидов и подростков до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья г. Вилюйск

Отделение реабилитации детей-инвалидов и подростков до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья функционирует с февраля 2002 года. В свою деятельность отделение  включает медицинскую, социально-педагогическую и психологическую реабилитацию.

Отделение оснащено реабилитационным оборудованием. В результате широко используются методы электролечения, ультразвуковой терапии, магнитотерапии, массаж. Функционирует сенсорный кабинет. Проводятся занятия по лечебной физкультуре. На базе отделения третий год организуется летний оздоровительно-реабилитационный лагерь «Солнышко» с охватом по 15 детей. Отделение работает в тесном контакте с социально-культурными учреждениями города, ЦРБ. В отделении проходят реабилитацию дети из Нюрбинского, Верхневилюйского, Намского улуса и города Якутска.

Местоположение:г. Вилюйск, ул. Орджоникидзе 35.

Кадровый состав:В отделении работают 9 высококвалифицированных специалистов: 3 отличника здравоохранения, 2 медсестры и 1 врач высшей категории, 1 – Почетный работник социальной службы.

Мощность отделения: Отделение рассчитано на 15 коек дневного пребывания детей.

Характеристика деятельности: В свою деятельность отделение  включает медицинскую, социально-педагогическую и психолого-педагогическую реабилитацию. Также в отделении проводится большая культурно- досуговая работа. Систематически проводятся лекции врачей (терапевта, физиотерапевта).

Материально-техническая база: Здание деревянное 2-х этажное, приспособленное с общей площадью 266,9 кв.м с прилегающей территорией, с детской площадкой. Отопление автономное газовое. 1993 года постройки.

География охвата детей- инвалидов: Помимо детей Вилюйского улуса с 2006 года в отделении проходят реабилитацию дети и из других улусов: Нюрбинского, Верхневилюйского, Намского и города Якутска.

Летняя оздоровительная компания: Ежегодно в течении 3 лет для детей инвалидов на базе отделения организуется дневной летний оздоровительно-реабилитационный лагерь «Солнышко» с охватом по 15 детей. Лагерь организуется в 2 сезона и охватывает 30 детей инвалидов со всего улуса.

Социальные партнеры: Отделение работает в тесном контакте с социально-культурными учреждениями города, ЦРБ, ДЮСШ, ВПК им. Н.Г. Чернышевского и предпринимателями улуса. Научно-методическая работа.

Отделение является базой для прохождения педагогической практики студентов физкультурного отделения по специальности «Адаптивная физическая культура» Вилюйского педагогического колледжа им. Н.Г.Чернышевского.

Приложение № 4

Рекомендации молодым педагогам от наставника по направлению социально-воспитательного и учебно-методического наставничества в сфере инклюзивного образования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области