Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Из опыта преподавания азов шахматной науки старшим дошкольникам

Помощь педагогам, начинающим свою работу по обучению дошкольников и младших школьников азам шахматной игры. Основная задача показать, как доступно можно давать отдельные темы курса шахмат начинающим.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Из опыта преподавания азов шахматной науки старшим дошкольникам

Автор: Зайкина Виктория Леонидовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр внешкольной работы»,

город Норильск

Все мы работаем с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по разным шахматным программам, но цель первого года обучения (а в садах и всей программы) у нас одна - обучение детей азам шахматной грамоты. Следовательно, и блоки тем у нас схожи. Поэтому сначала хочу поговорить о том, что нужно знать детям, чтобы хорошо играть в шахматы!

А знать они должны основные правила шахматистов любого возраста: сразу хочу отметить, что в школьном курсе шахмат данная тема выделена на втором году обучения, но это не значит, что до этого дети не должны соблюдать основные правила игры. Я, например, работая по двухгодичной программе с дошкольниками по 2 часа в неделю, первые 4 правила ввожу уже с середины октября первого года обучения.

Итак, вот эти правила:

Правила игры мы повторяем с детьми перед каждой практической частью с целью предупреждения ошибок.

Я для себя при работе с дошкольниками выделяю следующие правила, которые повторяю на каждом занятии, где есть какая-либо практическая работа:

Рекомендации к применению дидактического материала по темам блока «Шахматные фигуры»

Теперь, когда мы освежили в памяти правила игры, перейдём к блоку «Шахматные фигуры»

В начале учебного года идут темы на одно занятие (например, «Шахматная доска»), а в последующем начинаются темы, посвященные ходам фигур, где необходимо углубленное изучение каждой фигуры, а также очень важна практическая часть, где дети должны обязательно потрогать того же ферзя или ладью, поиграть ими, закрепив полученные знания.

Закрепление изученного, практика игры включает в себя работу над дидактическими заданиями и упражнениями разного уровня сложности, которые ребёнок должен выполнить либо на данном занятии, либо на нескольких занятиях по одной теме.

В рамках школы одного урока в неделю всегда мало, поэтому мы рекомендуем повторять и закреплять полученные навыки дома.

Особое место мы отводим домашнему заданию. Если есть возможность, можно предлагать детям раскраски по тематике занятия.

Я, работая много лет с дошкольниками по программе «В гостях у Каиссы», пришла к выводу, что без помощи и внимания родителей мои усилия по обучению детей игре в шахматы часто становятся тщетными.

Чаще всего родители, ссылаясь на неумение играть в шахматы и отсутствие времени, не поддерживают здоровый интерес ребёнка к игре дома.

Поэтому я написала для родителей сборник советов для домашней работы с детьми после изучения отдельных тем. Эти советы призваны повысить роль родителей в реализации интересов своих детей, поддержать и развить стремление малышей к новой и полезной для них игре.

Все рекомендации, рассмотренные в этом сборнике, относятся к первому году обучения игре в шахматы, а именно:

Каждая новая тема первого года обучения у меня начинается с дидактической сказки (вы можете найти их в интернете, но я написала свои сказки, героем которых стал маленький гномик Каисик, путешествующий по Шахматному королевству, находясь в гостях у своей тёти, шахматной феи Каиссы). В каждой такой сказке обязательно в непринуждённой форме рассказаны те или иные правила. Эти правила необходимо запомнить и научиться применять. Но время занятий (2 раза в неделю по 25 минут) не позволяет постоянно повторять теоретический материал на занятии, поэтому я обращаюсь за помощью к родителям с целью закрепления теории дома.

Все дидактические сказки и советы по теме вывешиваются в группах для ознакомления родителей.

Планирование занятия по теме «Ферзь

А теперь предлагаю вам рассмотреть использование простейшего дидактического материала при проведении занятия по теме «Ферзь». У меня по программе на эту тему дается 4 часа («Ферзь. Ходы и взятия ферзем» - 2ч, «Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек» - 2ч), в школе в плане первого года обучения в разделе «Шахматные фигуры» на эту тему предлагается 1час. В школе место ферзя в начальном положении уже рассматривалось в общей теме «Шахматные фигуры и начальное положение», поэтому тратить драгоценное время на повторение не имеет смысла.

Предлагаю примерный план школьного занятия по теме «Ферзь»:

Вопросы: Как ходит слон? Как ходит ладья?

Предлагаем детям выполнить задания, выставленные на доске:

Учитель убирает магниты и слона, вместо него на то же поле ставит ладью, и дублирует задание:

2. Вывести из окружения ладью всеми возможными способами, показать «дорожки» магнитами.

Хвалим, раздаём награды умницам и переходим к объяснению нового материала.

Объяснение нового материала «Ферзь». Мы используем сказки, рассказы о ферзе, которых сейчас очень много в интернете. Вы можете выбрать то, что подойдет вам и вашим воспитанникам или воспользоваться пособием для учителя. В любой дидактической шахматной сказке присутствует теоретический материал по теме занятия. В нашей сказке обязательно должна прозвучать информация о начальном положении ферзя и о том, что ферзь ходит и бьёт как ладья, и как слон.

После этого закрепляем изученный материал на той же схеме, которая была у нас вначале занятия, только теперь вместо ладьи и слона вы ставите на нужное поле ферзя.

Перед выполнением задания еще раз напомнить детям, что ферзь ходит как слон, и как ладья.

Задание: Вывести из окружения ферзя всеми возможными способами, показать «дорожки» магнитами.

Хвалим, еще раз повторяем теорию.

Практическая часть: закрепление изученного. Вариант задания: - выведи ферзя из окружения за один ход, за два хода (усложнение вариантов)

Слайд №16

Домашнее задание.

Послушай сказку и выполни задание на карточке:

Однажды, давным-давно со всех шахматных стран собрались на Необитаемом острове 8 ферзей на свой ежегодный слёт. И после обсуждения всех вопросов они решили отдохнуть и поиграть в подвижные игры.

- А давайте, поиграем в прятки?! – предложил один из ферзей.

- Давайте, давайте, - поддержали его все остальные.

Вышли ферзи на шахматное поле и разбежались в разные стороны, а вы, ребята, расставьте ферзей так, чтобы их пути не пересекались ни по горизонталям, ни по вертикалям, ни по диагоналям.

У этой задачи 96 вариантов правильного ответа, поэтому дети с удовольствием ищут правильные варианты. Нашёл хоть один, ты молодец.

По аналогии с закреплением в теме «Ферзь», можно предложить задания и по другим фигурам:

Закрепляя тему «Ладья», можно предложить такие задания:

- Найди ладью, которая не может выйти из окружения. Объясни свой выбор (повторение теории по теме «Ходы ладьёй»)

- Можно ли вывести ладью из окружения за 1 ход? Выведи ладью из окружения за два хода (усложнение).

- Проведите ладью за 6 ходов до поля, где растёт клубничка, обходя мухоморы.

При закреплении темы «Конь» можно предложить такое задание:

- Быстрейшим образом уничтожить фигуры соперника (пешки неподвижны).

При закреплении темы «Король» можно предложить такое задание:

Задание «Два короля»

Два короля пошли собирать клубнику навстречу друг другу. Соберите столько клубники, сколько сможете. В конце задания нужно объяснить результат, к которому пришли дети (короли). (одна клубника должна остаться на доске, так как короли рядом не стоят, соответственно ни один из них не может съесть последнюю клубничку)

Задание «Два короля» (вариант №2)

Проведи черного короля до любого поля первой горизонтали, а белого короля – до любого поля 8 горизонтали. Вертикаль мухоморов пересекать нельзя. Ходят оба короля (участвует вся группа по очереди).

Цель: повторение и закрепление темы «Ходы королем»

Вы познакомились с методикой проведения шахматного занятия на примере Ферзя. Каждое занятие по новой фигуре при ограниченном количестве часов можно строить по данной схеме с использованием простейших дидактических заданий, используя прием усложнения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области