Из опыта преподавания азов шахматной науки старшим дошкольникам
Автор: Зайкина Виктория Леонидовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»,
город Норильск
Все мы работаем с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по разным шахматным программам, но цель первого года обучения (а в садах и всей программы) у нас одна - обучение детей азам шахматной грамоты. Следовательно, и блоки тем у нас схожи. Поэтому сначала хочу поговорить о том, что нужно знать детям, чтобы хорошо играть в шахматы!
А знать они должны основные правила шахматистов любого возраста: сразу хочу отметить, что в школьном курсе шахмат данная тема выделена на втором году обучения, но это не значит, что до этого дети не должны соблюдать основные правила игры. Я, например, работая по двухгодичной программе с дошкольниками по 2 часа в неделю, первые 4 правила ввожу уже с середины октября первого года обучения.
Итак, вот эти правила:
Правила игры мы повторяем с детьми перед каждой практической частью с целью предупреждения ошибок.
Я для себя при работе с дошкольниками выделяю следующие правила, которые повторяю на каждом занятии, где есть какая-либо практическая работа:
Рекомендации к применению дидактического материала по темам блока «Шахматные фигуры»
Теперь, когда мы освежили в памяти правила игры, перейдём к блоку «Шахматные фигуры»
В начале учебного года идут темы на одно занятие (например, «Шахматная доска»), а в последующем начинаются темы, посвященные ходам фигур, где необходимо углубленное изучение каждой фигуры, а также очень важна практическая часть, где дети должны обязательно потрогать того же ферзя или ладью, поиграть ими, закрепив полученные знания.
Закрепление изученного, практика игры включает в себя работу над дидактическими заданиями и упражнениями разного уровня сложности, которые ребёнок должен выполнить либо на данном занятии, либо на нескольких занятиях по одной теме.
В рамках школы одного урока в неделю всегда мало, поэтому мы рекомендуем повторять и закреплять полученные навыки дома.
Особое место мы отводим домашнему заданию. Если есть возможность, можно предлагать детям раскраски по тематике занятия.
Я, работая много лет с дошкольниками по программе «В гостях у Каиссы», пришла к выводу, что без помощи и внимания родителей мои усилия по обучению детей игре в шахматы часто становятся тщетными.
Чаще всего родители, ссылаясь на неумение играть в шахматы и отсутствие времени, не поддерживают здоровый интерес ребёнка к игре дома.
Поэтому я написала для родителей сборник советов для домашней работы с детьми после изучения отдельных тем. Эти советы призваны повысить роль родителей в реализации интересов своих детей, поддержать и развить стремление малышей к новой и полезной для них игре.
Все рекомендации, рассмотренные в этом сборнике, относятся к первому году обучения игре в шахматы, а именно:
Каждая новая тема первого года обучения у меня начинается с дидактической сказки (вы можете найти их в интернете, но я написала свои сказки, героем которых стал маленький гномик Каисик, путешествующий по Шахматному королевству, находясь в гостях у своей тёти, шахматной феи Каиссы). В каждой такой сказке обязательно в непринуждённой форме рассказаны те или иные правила. Эти правила необходимо запомнить и научиться применять. Но время занятий (2 раза в неделю по 25 минут) не позволяет постоянно повторять теоретический материал на занятии, поэтому я обращаюсь за помощью к родителям с целью закрепления теории дома.
Все дидактические сказки и советы по теме вывешиваются в группах для ознакомления родителей.
Планирование занятия по теме «Ферзь
А теперь предлагаю вам рассмотреть использование простейшего дидактического материала при проведении занятия по теме «Ферзь». У меня по программе на эту тему дается 4 часа («Ферзь. Ходы и взятия ферзем» - 2ч, «Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек» - 2ч), в школе в плане первого года обучения в разделе «Шахматные фигуры» на эту тему предлагается 1час. В школе место ферзя в начальном положении уже рассматривалось в общей теме «Шахматные фигуры и начальное положение», поэтому тратить драгоценное время на повторение не имеет смысла.
Предлагаю примерный план школьного занятия по теме «Ферзь»:
Вопросы: Как ходит слон? Как ходит ладья?
Предлагаем детям выполнить задания, выставленные на доске:
Учитель убирает магниты и слона, вместо него на то же поле ставит ладью, и дублирует задание:
2. Вывести из окружения ладью всеми возможными способами, показать «дорожки» магнитами.
Хвалим, раздаём награды умницам и переходим к объяснению нового материала.
Объяснение нового материала «Ферзь». Мы используем сказки, рассказы о ферзе, которых сейчас очень много в интернете. Вы можете выбрать то, что подойдет вам и вашим воспитанникам или воспользоваться пособием для учителя. В любой дидактической шахматной сказке присутствует теоретический материал по теме занятия. В нашей сказке обязательно должна прозвучать информация о начальном положении ферзя и о том, что ферзь ходит и бьёт как ладья, и как слон.
После этого закрепляем изученный материал на той же схеме, которая была у нас вначале занятия, только теперь вместо ладьи и слона вы ставите на нужное поле ферзя.
Перед выполнением задания еще раз напомнить детям, что ферзь ходит как слон, и как ладья.
Задание: Вывести из окружения ферзя всеми возможными способами, показать «дорожки» магнитами.
Хвалим, еще раз повторяем теорию.
Практическая часть: закрепление изученного. Вариант задания: - выведи ферзя из окружения за один ход, за два хода (усложнение вариантов)
Слайд №16
Домашнее задание.
Послушай сказку и выполни задание на карточке:
Однажды, давным-давно со всех шахматных стран собрались на Необитаемом острове 8 ферзей на свой ежегодный слёт. И после обсуждения всех вопросов они решили отдохнуть и поиграть в подвижные игры.
- А давайте, поиграем в прятки?! – предложил один из ферзей.
- Давайте, давайте, - поддержали его все остальные.
Вышли ферзи на шахматное поле и разбежались в разные стороны, а вы, ребята, расставьте ферзей так, чтобы их пути не пересекались ни по горизонталям, ни по вертикалям, ни по диагоналям.
У этой задачи 96 вариантов правильного ответа, поэтому дети с удовольствием ищут правильные варианты. Нашёл хоть один, ты молодец.
По аналогии с закреплением в теме «Ферзь», можно предложить задания и по другим фигурам:
Закрепляя тему «Ладья», можно предложить такие задания:
- Найди ладью, которая не может выйти из окружения. Объясни свой выбор (повторение теории по теме «Ходы ладьёй»)
- Можно ли вывести ладью из окружения за 1 ход? Выведи ладью из окружения за два хода (усложнение).
- Проведите ладью за 6 ходов до поля, где растёт клубничка, обходя мухоморы.
При закреплении темы «Конь» можно предложить такое задание:
- Быстрейшим образом уничтожить фигуры соперника (пешки неподвижны).
При закреплении темы «Король» можно предложить такое задание:
Задание «Два короля»
Два короля пошли собирать клубнику навстречу друг другу. Соберите столько клубники, сколько сможете. В конце задания нужно объяснить результат, к которому пришли дети (короли). (одна клубника должна остаться на доске, так как короли рядом не стоят, соответственно ни один из них не может съесть последнюю клубничку)
Задание «Два короля» (вариант №2)
Проведи черного короля до любого поля первой горизонтали, а белого короля – до любого поля 8 горизонтали. Вертикаль мухоморов пересекать нельзя. Ходят оба короля (участвует вся группа по очереди).
Цель: повторение и закрепление темы «Ходы королем»
Вы познакомились с методикой проведения шахматного занятия на примере Ферзя. Каждое занятие по новой фигуре при ограниченном количестве часов можно строить по данной схеме с использованием простейших дидактических заданий, используя прием усложнения.