Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"
Управления делами Президента Российской Федерации
Годовой проект
Тема: «Рисуем по алгоритмическим схемам»
в старшей группе по методической разработке
Шайдуровой Н.В.
Воспитатель: Бакланова
Наталья Геннадьевна
Москва, 2022г.
Актуальность
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне создать самому –
И я пойму.
Японская пословица.
Предлагаемое пособие посвящено одному из видов изобразительной деятельности – рисованию.
Рисование - один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело берутся за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у некоторых ребят рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям, но многие взрослые чувствуют себя в такой ситуации беспомощно. А как хочется помочь маленькому человеку!
Не все взрослые умеют рисовать, поэтому не все могут правильно и грамотно научить ребенка изображать предмет или сюжет. На помощь современным педагогам в изобразительно-художественной деятельности приходят алгоритмы и технологические карты, которые необходимо использовать при обучении детей созданию определенных образов. Они помогают понять ребенку, как пошагово изобразить предмет либо самостоятельно создать сюжет.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
Поэтапное рисование – это метод рисования, который позволяет создавать рисунок последовательно, по этапам, от простого к сложному. Для детей же поэтапное рисование – хорошее подспорье: во-первых, они учатся рисовать без ошибок, соблюдая определенный порядок действий, во-вторых, в процессе многократных тренировок у них вырабатывается алгоритм, который позволит впоследствии самостоятельно безошибочно изображать многое и без схемы. Наконец, просто очень интересно и увлекательно следить, как из маленьких фигур и штрихов вырисовывается целый образ, причем неудачи случаются редко.
Для занятий творчеством есть много возможностей!
Педагогическая целесообразность использования алгоритмических схем в обучении детей изобразительно-художественной деятельности в том, что они предназначены для развития технических умений, самостоятельности и творческих задатков детей.
Цели работы по алгоритму:
Задачи работы с детьми:
Само содержание тематики технологических карт основано на подборке тематического планирования согласно той программе, по которой работает ДОУ.
Тематический план на 2022-2023 учебный год.
Месяц | Неделя | Тема | Творческий замысел. Цели, задачи | Материалы | Источник | Практический выход |
Сентябрь | 1неделя | Тема месяца: «Здания ». Тема занятия : «Детский сад» | Учить рисовать простым карандашом . Развивать творческую инициативу. | белая бумага А4.простой карандаш, цветные карандаши | Шайдурова Н.В. Стр. 10 | Консультация для родителей о важности развития мелкой моторики рук. Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Избушка на курьих ножках». | Ритмически расположить элементы на плоскости. Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, давать общее описание. Развивать самостоятельность | Белая бумага А4, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.14 | ||
3неделя | Тема занятия: «Замок». | Закреплять умение рисовать дома. | Белая бумага А4, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр. 1 | ||
4неделя | Тема занятия: «Многоэтажные дома». | Учить передавать единство формы, цвета. | белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши | Шайдурова Н.В. стр.17 | ||
Октябрь | 1неделя | Тема месяца: «Домашние птицы». Тема занятия: «Цыпленок» | Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к рисунку. | простой карандаш, цветные карандаши, бумага А4 | Шайдурова Н.В. стр.9 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Курочка». | Учить создавать выразительный образ , сочетая в композиции разные формы и цвета. | Белая бумагаА4, простой карандаш. | Шайдурова Н.В. стр.18 | ||
3неделя | Тема занятия: «Утенок». | Закреплять полученные навыки.Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Белая бумага а4, простой карандаш. | Шайдурова Н.В. стр.30 | ||
4неделя | Тема занятия: «Гусь». | Передать цветом и формой символический образ. Закреплять названия деталей и цвет. | Белая бумага А4, карандаш простой, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.32 | ||
Ноябрь | 1неделя | Тема месяца: «Человек». Тема занятия: «Забавный портрет». | Учить передавать характерную особенность человека. Распределять части тела правильно. Развивать творческое воображение. | Белая бумага А4, карандаш простой, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр. 13 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Девочка». | Развивать творческую активность. | белая бумага А4, простой карандаш. | Шайдурова Н.В. Стр.16 | ||
3неделя | Тема занятия: «Клоун». | Продолжать знакомить детей с возможностями различных форм. - формировать чувства симметрии - развивать умения анализировать образ человека – выделять в нем части тела (голова, туловище) , называть и показывать . | белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.18 | ||
4неделя | Тема занятия: «Портрет мамы» (изменения: Дед Мороз) | - повторить строение цветка; - учить подбирать цвета соответствующие данному цветку - Закреплять навыки. | белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши | Шайдурова Н.В. стр. Интернет-ресурсы | ||
Декабрь | 1неделя | Тема месяца: «Дикие птицы». Тема занятия: «Дятел». | Передать эффект северного сияния линией, цветом, формой. Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. | белая бумагаА4, | Шайдурова стр.29 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Сова». | Показывать разные варианты изображения птиц. Развивать воображение, фантазию. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.43 | ||
3неделя | Тема занятия: «Птенчик». | Изобразить птиц из геометрических фигур. Развивать воображение, фантазию. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.12 Интернет-ресурсы | ||
4неделя | Тема занятия: «Снегирь». | Передать характерные особенности пингвина Закреплять полученные навыки.Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.47 Интернет-ресурсы | ||
Январь | 2неделя | Тема месяца: «Животные». Тема занятия: «Белый медведь» | Передавать характерные особенности животных. Развивать воображение, фантазию. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.12 Интернет-ресурсы | Выставка детских работ в группе. Консультация для родителей |
3неделя | Тема занятия: «Пингвин». | Учить рисовать животных. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Леонова Н.Н. Интернет-ресурсы | ||
4неделя | Тема занятия: «Полярная Сова». | Показать разные варианты рисования животных в изобразительной технике. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Леонова Н.Н. Шайдурова Н.В. Стр.46 Интернет-ресурсы | ||
Февраль | 1неделя | Тема месяца: «Динозавры». Тема занятия: «Динозаврик» | Учить передавать форму. Закреплять навыки рисования карандашом по этапам. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.6 | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Диплодок». | Передать необычность , сказочность образа динозавров. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.8 Интернет-ресурсы | ||
3неделя | Тема занятия: «Стегозавр». | Учить рисовать. Передать характерные особенности динозавра. Развивать творчество и мышление. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Стр.12 Интернет-ресурсы | ||
4неделя | Тема занятия: «Змей Горыныч». | Учить выделять части тела динозавра. Развивать интерес и творчество.Рассказать о динозаврах. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Интернет-ресурсы | ||
Март | 1неделя | Тема месяца: «Рыбы». Тема занятия: «Рыбки». | Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать воображение , фантазию. | Цветные карандаши, белая бумага А4, простой карандаш. | Леонова Н.Н Шайдурова Н.В. Стр.8 Интернет-ресурсы | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Рыба-меч» | Передать в портрете мамы выразительность образа цветом, линией. Развивать воображение, фантазию. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Леонова Н.Н. Шайдурова Н.В. Стр.14 Интернет-ресурсы | ||
3неделя | Тема занятия: «Акула». | Учить доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, творчество. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. стр.26-27. Леонова Н.Н. Интернет-ресурсы | ||
4неделя | Тема занятия: «Кит. Косатка». | Развивать фантазию и воображение. Учить умению планировать работу | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Леонова Н.Н. Интернет-ресурсы | ||
Апрель | 1неделя | Тема занятия: «Божья коровка». | Развивать фантазию и воображение. Учить умению планировать работу. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Стр.33 Леонова Н.Н. Интернет-ресурсы | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Пчела». | Показать возможности составления сюжетной композиции на основе силуэтного изображения. Передать эффект огненного пламени. Рассказать о космических ракетах, космонавтах. Учить рисовать ракету. Развивать патриотические чувства. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Леонова Н.Н. Интернет-ресурсы Шайдурова Н.В. | ||
3неделя | Тема занятия: «Бабочка». | Рассказать об акулах. Учить рисовать рыб. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Стр.8-9 Интернет-ресурсы | ||
4неделя | Тема занятия: «Муравей». | Продолжать учить создавать композицию по замыслу. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Интернет-ресурсы | ||
Май | 1неделя | Тема месяца: «Цветы». Тема занятия: «Тюльпан» | Развивать воображение, фантазия, творчество | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Интернет-ресурсы | Выставка детских работ в группе. |
2неделя | Тема занятия: «Одуванчик». | Развивать фантазию и воображение. Учить умению планировать работу. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Интернет-ресурсы | ||
3неделя | Тема занятия: «Рисование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши. | Шайдурова Н.В. Леонова Н.Н. Интернет-ресурсы |
Список литературы: