Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сухой пальчиковый бассейн, как средство развития речи у детей с ТНР

Цель повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми Задачи - Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, посредством сухих пальчиковых бассейнов. -Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области»

Сухой пальчиковый бассейн, как средство развития речи у детей с ТНР

Учитель-логопед:

Аверьянова К.С.

г. Балашов

2023 г.

Цель: повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми

Задачи:

- Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, посредством сухих пальчиковых бассейнов.

-Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков у детей с ОВЗ, является нарушение моторики, которое сказывается не только на речевом развитии, но и на развитии познавательной деятельности, формировании трудовых навыков, последующей социальной адаптации. Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными.
В настоящее время  широкое распространение получили методы сенсорной интеграции. В рамках данной технологии используются различные емкости с разными вариантами наполнения. К таким относятся тактильные бассейны, которые  берут начало еще из системы Марии  Монтессори. 

Предложенный материал предназначен прежде всего  для развития тактильной чувствительности и параллельно решает многие другие задачи:

·       в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма), развитии тактильной чувствительности;

·       в развитии творческих способностей (разнообразные игровые замыслы);

·       в развитии речи (ребенок озвучивают свои действия, разговаривает за героев);

·       обогащении активного словаря;

·       в проигрывании проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитии логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;

·       в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник;

·       в организации массажа рук;

·       в развитии самооценки;

·       в повышении мотивации ребёнка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).

Пальчиковые игры на логопедических занятиях:

·       Автоматизация и дифференциация звуков (Найди и назови предметы).

·       Закрепление навыков счета (Найди и посчитай все предметы).

·       На ориентировку в пространстве (Найди предмет (или спрячь) в левом верхнем углу, в центре…).

·    На совершенствование грамматического строя речи (Назвать ласково найденные предметы, назвать много таких предметов, «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Мой-моя»….).

·       На развитие межполушарного взаимодействия (Рисование фигур одновременно двумя руками).

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.

Тактильные бассейны могут быть использованы не только воспитателями, логопедами, но и родителями. Выбор игрового упражнения зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. 

Изготовить предложенные сенсорные бассейны несложно, нужны только различные контейнеры и тактильный материал. Он может быть самым разнообразным: вата, фольга, поролон, коктейльные  трубочки, бумажный наполнитель, природный материал,аквагрунт,пластиковые яйца (киндер-сюрприз), кинестетический песок, пуговицы ит д.

Самое главное, что уже в процессе изготовления пособия у ребенка развиваются мелкая моторика, зрительно-моторная координация. В домашних условиях желательно привлекать к этой деятельности всех членов семьи. Это мотивирует малыша и поддерживает его интерес, поскольку вся семья занимается одним делом. 

Размеры контейнеров-«бассейнов» подбираются с учетом того, чтобы ребенок мог спокойно «утопить» в них обе свои ручки. 

Перед началом игры предупреждаем ребенка, что  играть нужно аккуратно, чтобы ничего не высыпалось из бассейна. Постепенно малыш научится играть  так, что вокруг контейнера будет чисто, а взрослый не должен забывать подбадривать и хвалить  его на пути к этому достижению. И, конечно, не забываем о правилах безопасности.

Мы представляем вашему вниманию примеры сенсорных бассейнов и варианты их использования.

«Разноцветный бассейн» (Бассейн из трубочек)

Наполнителем этого бассейна служат нарезанные коктейльные трубочки. Уже на этапе подготовки ребенку предлагается самому по образцу нарезать трубочки. Так как соломка разного цвета, то получается «разноцветный бассейн», в который можно опускать разные предметы и выполнять соответствующие задания. 

Также можно предложить ребенку из одного большого бассейна сделать два, например, один  засыпать  голубыми трубочками, другой – желтыми, а затем уже из двух бассейнов одновременно доставать предметы. Усложнением будет сортировка трубочек с помощью прищепок.

Еще одна разновидность игры –  выбор трубочек определенного цвета и собирание из них плоскостного изображения предмета по образцу, с использованием пространственного диктанта (одна палочка вверх, две палочки налево и т. д.) или по самостоятельной задумке ребенка.
Материалом для «разноцветного бассейна» может служить цветной бумажный наполнитель для подарков, уже готовый или нарезанный из мягкой бумаги. Длинные бумажные полоски вызывают другие тактильные ощущения и требуют другого вида деятельности по поиску предметов.  

 «Мягкий  и колючий бассейны» (Бассейн из ваты и фольги)

Сначала нужно подготовить бассейны. Для «мягкого бассейна» взять вату и вместе с ребенком скатать из нее шарики. Для «колючего бассейна» накатать шариков из пищевой фольги. Когда бассейны будут готовы, предложите малышу сначала опустить в них одну руку, затем обе одновременно, потом поменять руки. 

Одновременно  «мягкий» и «колючий бассейны» можно изготовить, засыпав в один контейнер шарики и из фольги, и из ваты, а затем предложить ребенку с помощью ложки разобрать шарики.

После тактильного знакомства с материалом, предлагаются различные игры.

 «Мешочки» (Бассейн из шариков с различным наполнением)
В резиновые шарики насыпать разный на ощупь материал, крепко завязать, познакомить с ними ребенка, затем  сложить шарики-мешочки в бассейне. Нужно доставать по очереди одинаковые на ощупь шарики-мешочки.
Таким образом, с помощью тактильных бассейнов можно создать необходимые условия для формирования у детей различных знаний, умений и навыков.

«Бассейн из киндер-сюрприза»

При его изготовлении используются капсулы от киндер-сюрприза, потом наполняются различными наполнителями (рис, горох, гречка, пшено, макароны).  Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. 

«Искупай ручки» - опустим ладони (рыбки) в аквариум и покажем, как они плавают.

«Найди игрушку» - На ощупь найти машину (рыбку, самолет, мишку и т.д.) вынуть из «бассейна».

«Найди такой же звук» - нужно найти киндер-сюрпризы, которые одинаково звучат.

«Бассейн из гидрогеля»

Как только куплены шарики, достаем их из упаковки и замачиваем в воде в емкости. Малыш может повозиться в водичке, шарики поймать сеточкой, формочкой, ведерком, ложечкой, стаканчиком или распределить шарики разных цветов в разные баночки. Дальше оставляем шарики расти. И возвращаемся к игре, когда гидрогель вырастет Пока шарики растут в водичке, вы можете предложить малышу такую игру: скажи, что круглое есть в мире, что ты видел круглое? Он будет с радостью называть предметы. Можно перейти на изучение цветов. Посмотри на цвета шариков, а какие ты знаешь цвета и что в мире такого цвета?

«Найди игрушку»

Высыпьте шарики в таз или чашу и спрячьте под них различные небольшие безопасные предметы и игрушки. Ребенок может закрыть глаза и, рукой нащупывая предметы, угадывать, что он нашел. Еще лучше будет, если глаза не откроются, пока точно не будет понятно, что ребенок узнал предмет.

«Счет»

Неужели возможно сосчитать все шарики? Да, если их немного. Если много, можно сосчитать, сколько у ребенка пальцев, глазок, сколько любимых игрушек? И предложить столько же шариков отложить в определенное место.

«Массаж ручек и стопочек»

Можно разрешить малышу встать ножками в тазик с шариками гидрогеля и поболтать ими. Это чудесное удовольствие и расслабление. Не забудьте после этого хорошо вымыть ножки малыша с мылом. Также поступите и с ручками.

«Я умею!»

Задача состоит в том, чтобы ребенок с помощью гидрогеля научился лучше пользоваться посудой (ложкой, вилкой, стаканом, тарелкой и т.д.) Покажите ему, как набирать в ложку шарики, как насыпать их в разную посуду. Включится мелкая моторика и мышечная память закрепит навыки.

Далее предложены некоторые игровые упражнения, которые реализуются с помощью сенсорных бассейнов.


«Новое слово» 

(развитие фонематического анализа и синтеза)
Найти на ощупь предметы в заданной последовательности. Собрать из первых звуков названий предметов новое слово. 


 «Узор из геометрических фигур»
Продолжить узор в заданной последовательности. Для этого нужно доставать на ощупь подходящие фигуры.


 «Математика на ощупь» 

(развитие математических представлений)
Найти на ощупь заданные цифры и знаки. Выложить пример и решить его.


 «Собери слово» 

(формирование навыка чтения)
Найти на ощупь заданные буквы и сложить из них одно или несколько слов.


Упражнение с двумя бассейнами «Найди такой же» 

(формирование звуко-буквенного анализа и синтеза)
Из одного бассейна ребенок достает предмет, выделяет в его названии первый (последний) звук и ищет в другом бассейне соответствующую букву.
Предложить собрать слово из имеющихся букв.


 «Меньше, больше, столько же» 

(развитие математических представлений)
Ребенок отбирает заданное  количество предметов в соответствии с инструкцией.
– Возьми ватных шариков на один меньше, чем у меня из фольги.
– Возьми розовых трубочек на одну больше, чем взял зеленых.
–  Достань из пены столько же утят, сколько у тебя лягушат. 
–  Достань с помощью прищепки столько же красных трубочек, сколько достал до этого синих.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области