Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Средства реализации программы по краеведению " Край, в котором я живу"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Средства реализации программы по краеведению

«Край, в котором я живу»

младшая группа.

- 1 раздел. «Люблю тебя, горжусь тобой - мой юный Новый Уренгой»: знакомить детей с улицами нашего города.

- 2 раздел. «Голубые слезы тундры»: познакомить детей с явлениями погоды в разное время года

- 3 раздел. «В нашей тундре страх и горе одному без друга»: воспитывать интерес к народам Крайнего Севера.

- 4 раздел. «Заповеди мудрого народа»: познакомить с потешками ненцев

- 5 раздел. «Узоры северной земли»: познакомить с простым орнаментом ненцев.

- 6 раздел. «Мольба природы»: формировать представление о живой природе Крайнего Севера.

Перспективный план. Младшая группа.

разделы

Методические приемы

1 раздел

Оформление фотоальбомов «Мой любимый детский сад», «На участке детского сада», «На выставке ледяных скульптур».

2 раздел

Наблюдения за явлениями погоды в разное время года.

3 раздел

Развивающие игры «Поможем кукле одеться на прогулку (используя традиционную одежду ненцев)»

Развивающие игры с колокольчиками: «Угадай, где звенит?», «Тихо – громко».

4 раздел

Чтение потешек: О. Аксенова «Колыбельная морошке…», Ю. Анко «В тундре стало тихо – тихо»

5 раздел

Рассматривание, выкладывание пуговицами. Узор «Заячьи ушки» нанизывание бусин разной формы и фактуры «Красивые бусы»

6 раздел

Наблюдения за живой природой в разное время года.

1 раздел

Оформление фотоальбомов «Мой любимый детский сад», «На участке детского сада», «На выставке ледяных скульптур».

Цель: знакомить детей с улицами нашего города.

2 раздел

3 раздел

Игра "Поможем кукле одеться на прогулку"

(используя традиционную одежду ненцев)

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре народов Крайнего Севера, помочь детям запомнить названия женской одежды и обуви на ненецком языке: ягушка, кисы

Игра "Тихо – громко"

Цель игры: развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование: бубен

Ход игры: воспитатель стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные становятся впереди.

Игра " Где звенит"

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик или погремушка

Ход игры: педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звенит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

4 раздел

ЧТЕНИЕ ПОТЕШЕК: О. АКСЕНОВА «КОЛЫБЕЛЬНАЯ МОРОШКЕ…»,

Ю. АНКО «В ТУНДРЕ СТАЛО ТИХО – ТИХО»

Цель:

Познакомить со стихами и потешками ненцев.

Познакомить с бытом, и промыслами ненцев.

Демонстрационный материал:

Игрушки: машинка, кукла, мишка.

Игрушки ненецких детей: лялька, кукла.

Ход беседы:

В начале, воспитатель обращает внимание детей на игрушки, говорит, что они играли с этими игрушками, когда были маленькими, что мамы забавляли детей потешками, чтоб им интересней было засыпать и играть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые.

Рассматривает вместе с детьми книжки, предлагает вспомнить песенки-колыбельные.

- А это игрушки, в которые играют дети ненцев.

Вечером, когда в чуме все готовятся ко сну, уютно потрескивает огонь в печке, мамы поют песенки своим малышам, вот одна из них:

Морошка, морошка, тонкая ножка

Ягода-фонарик, сладостью подарит.

Солнца луч в окошке- золотые рожки.

Вышла я из чума - нет нигде морошки

Белою метелью гуси налетели,

На болото сели, всю морошку съели.

Гуси на болото прилетают рано.

Завтра за морошкой раньше солнца встану.

- Подумайте, как можно поиграть с малышом, используя эту песенку.

Послушайте еще одну песенку:

В тундре стало тихо- тихо.

Ветер к морю убежал.

Задремала мать- зайчиха,

И зайчонок задремал.

Гуа, гуа, гуа, гуа-

Потянулся и зевнул.

Гуа, гуа, гуа, гуа-

Улыбнулся и заснул.

Мальчик тоже лег в кровать.

Он набегался, устал

И как зайчик сладко- сладко

Рядом с дедом задремал.

-Как вы думаете под эту песенку легче усыпить малыша или поиграть с ним;

-Много веселых и нежных песенок, замысловатых загадок, мудрых пословиц сочинил ненецкий народ. Какие-то из них вы уже знаете и слышали.

5 раздел.

Рассматривание, выкладывание пуговицами.

Узор «Заячьи ушки».

Цель: познакомить с простым орнаментом ненцев, развитие мелкой моторики.

Оборудование: иллюстрации с изображением одежды, игрушек, предметов быта украшенных традиционными узорами ненцев; силуэтное изображение узора «Заячьи ушки»; большие пуговицы и камушки.

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть узоры на иллюстрациях, отмечает их яркость, красоту. Затем предлагает детям силуэтное изображение узора «Заячьи ушки», рассказывает о том, как зайчику хочется украсить свой узор и предлагает украсить его разноцветными пуговицами и камушками.

Узор - заячьи ушки:

Нанизывание бусин разной формы и фактуры «Красивые бусы»

Цель: познакомить с простым орнаментом ненцев, развитие мелкой моторики.

Оборудование: кукла в традиционной ненецкой одежде; шнурки разной расцветки и длинны; готовые наборы крупных бусин изготовленные из дерева, большие пуговицы, деревянные большого размера бусины и кубики – заготовки для творчества, трубочки макарон, подкрашенные пищевыми красителями.

Ход игры: в гости к детям приходит кукла Окся, дети рассматривают её одежду, Кукла огорчена, у неё рассыпались и потерялись бусы, педагог предлагает помочь кукле собрать для неё новые красивые бусы.

6 раздел

Сентябрь

Наблюдение за птицами во время кормления

Цели:

— прививать желание заботиться о птицах;

— формировать знания о повадках птиц;

— воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером армячишке,

По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

• Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

• Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг.

Клюй — не робей!

Кто же это?

(Воробей.)

Рассматривание клумбы

Цели:

— продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;

— воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них.

Бархатцы (тагетес) бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

Наблюдение за птицами

Цели:

— продолжить наблюдение за птицами на участке;

— учить различать основные части тела;

— развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.

— Воробей, что ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)

Наблюдение за листопадом

Цели: учить определять признаки осени;

— развивать наблюдательность;

— воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.

Падают, падают листья,

Желтые, красные листья

В нашем саду — листопад.

По ветру вьются, летят

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.

Мы — осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Дунул ветер — полетели. Разбегаются по дорожкам.

Мы летали, мы летали — Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок —

Все уселися в кружок. Садятся на корточки, листочки

держат над головой.

Ветер снова вдруг подул Разбегаются по дорожке.

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели Подкидывают листья вверх.

И на землю тихо сели.

Рассматривание осеннего дерева

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

Ход наблюдения

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь, за синее море,

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.

Наблюдение за птицами

Цели:

— расширять представление о птицах;

— формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать;

— воспитывать доброе отношение к пернатым.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

«Чик-чирик!»

Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.

Наблюдение за кустиками

Цели:

— формировать представление об основных частях кустарника;

— воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Ход наблюдения

Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева. Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки.

Красную ягоду дала мне рябина.

Думал я, что сладкая,

А она как хина.

То ли это ягодка просто не дозрела,

Толь рябинка хитрая подшутить хотела.

Наблюдение за птицами

Цели:

— продолжать наблюдение за птицами, их повадками;

— сравнить воробья и голубя.

Ход наблюдения

Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают, есть клюв — они клюют крошки, есть ноги — они ходят, есть хвост и крылья — они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».

Наблюдение за птицами

Цели:

— продолжать наблюдение за птицами, их повадками;

— сравнить воробья и голубя.

Ход наблюдения

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби —

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках. После этого сравнить птиц. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся людей, они к ним привыкли.

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распушился.

Зима

Наблюдение за птицами зимой

Цели:

— углублять знания о жизни птиц в зимний период;

— развивать умение и желание помогать им.

Ход наблюдения

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Непоседа, невеличка —

Желтая почти вся птичка

Любит сало, семечки...

Воспитатель задает детям вопросы.

• Что у них общего?

• Они живут поодиночке?

• Где ищут корм?

• Надо ли помогать птицам? Почему?

• Чем мы будем их кормить?

• Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Наблюдение за растительностью

Цели:

— формировать знания о жизни растений зимой;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить детей, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать.

Сразу тихо-тихо стало,

Снег лежит, как одеяло.

Наблюдение за березой

Цели:

— расширять представление о дереве;

— формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;

— воспитать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками — похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Наблюдение за березой

Цели:

— расширять представления о дереве;

— воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Полюбоваться березкой. Рассказать, что в зимнее время она находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды — снег. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.

Наблюдение за птицами

Цели:

— закреплять желание детей заботиться о птицах;

— изучать их повадки и особенности.

Ход наблюдения

После новогоднего праздника вынести елку на участок, воткнуть ее в горку снега, залить водой, чтобы держалась крепче. Устроить «праздник» для птиц. На ветки прикрепить кисти рябины, кусочки несоленого сала (на веревочке). Под елку положить семечки, кусочки хлеба. Вокруг елки посыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.

Наблюдение за деревьями

Цели:

— формировать знания о жизни растений зимой;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать лопаткой по стволу, не наезжать санками.

Наблюдение за березой

Цели:

— расширять представление детей о деревьях;

— воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, сосну. Что есть у деревьев? (Ствол, ветки.) Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев. На каком дереве больше снега? (На сосне.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Наблюдение за ивой зимой

Цели:

— наблюдать за ивой (как можно позаботиться о ней, чтобы не поломались гибкие ветки на морозе);

— воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Как называется это дерево?

• Чем оно отличается от других деревьев?

• А чего зимой нет у ивы? Почему?

• Что делают деревья зимой?

• Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым слоем снега.)

Наблюдение за зимующими птицами

Цели:

— закреплять знания о зимующих птицах;

— формировать представление о добывании пищи зимующими птицами.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Каких птиц называют зимующими?

• Чем они питаются?

• Каких зимующих птиц вы знаете?

• Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

Наблюдение «Птицы зимой»

Цели:

— закреплять желание заботиться о птицах;

— уточнять знания об их повадках.

Ход наблюдения

Дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке для птиц. Какие птицы первыми прилетели к кормушке? Чем они клюют зернышки? (Клювом.) Как они кричат? Рассказать, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны детям за заботу.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: «Чик-чирик!»

Наблюдение на участке за растительностью

Цели:

— формировать знания о жизни растений зимой;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на обилие снега. Он и на земле, и на деревьях, и даже кажется, что он в воздухе. А какие деревья растут на участке? (Елка, березка, рябинка.) Хорошо ли деревьям от того, что на их ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных морозов, плохо — от тяжести, ветки могут сломаться. Деревья зимой спят.

Деревья зимою пронизаны ветром,

И стужей самою,

И старые сосны, и острые ели,

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

Наблюдение за деревьями в морозный день

Цели:

— расширять знания о растительном мире;

— воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Подойти к вербе, елке. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками, не играть близко у ствола. Предложить детям посмотреть, есть ли зеленая травка под снегом? Раскопать снег. Напомнить, что если на ветках деревьев много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут обломиться.

Под снегом спят кусты и сад,

И пруд, и огород.

Весна

Наблюдение за набуханием почек на деревьях

Цели:

— закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе;

— вызывать радостные чувства.

Ход наблюдения

Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

Набухают почки,

Пробиваются листочки,

Начинают муравьи

Поправлять дворцы свои.

Г. Ладонщиков

Наблюдение за птицами весной

Цели:

— познакомить с жизнью птиц весной;

— воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Ход наблюдения

С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

Капли падают с крыши,

Всюду пахнет весной.

Небо кажется выше,

Звонче воздух лесной.

В поле снег синеватый

Подмывает вода.

Грач — разведчик крылатый —

Теребит провода.

Наблюдение за проталинами и зеленой травой

Цель: закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.

Ход наблюдения

Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).

Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)

Уж верба пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

А. Фет

Наблюдение за растениями и кустарниками

Цели:

— закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.

• Каково состояние кроны деревьев на участке?

• Какие еще произошли изменения?

• Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

Наблюдение за растениями и кустарниками

Цели:

— закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.

• Каково состояние кроны деревьев на участке?

• Какие еще произошли изменения?

• Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

Наблюдение за птицами

Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)

• Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)

• Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)

Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают — как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: формировать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения

Осмотреть деревья и кустарники на участке (до начала сокодвижения), в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — снегурочкины слезы.

Г. Ладонщиков

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области