Учитель – логопед:
Тютюгина Лилия Владимировна
ГБОУ «Русско-Акташская школа – интернат»
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ «В ГОСТЯХ У СЛОВ»,
с группой логопатов 4 класса школы для детей с ОВЗ.
Тема: Звонкие и глухие согласные. Насекомые.
Цель: формирование умения различать звонкие и глухие согласные.
Задачи:
Оборудование: индивидуальные карточки; картинки; тексты загадок; индивидуальные карточки для работы, кроссворд, нетбук, компьютер, инд. зеркала, массажёры, мел, доска, тренажер для дыхания, компьютерные игры, колонки, игра с магнитами по теме «Насекомые», карандаши, лента букв.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Содержание занятия |
1.Орг. момент | Прозвенел звонок, и смолк Начинается урок Стул туда-сюда не двигай, Ты соседу не мешай, Логопеда уважай! -Сегодня у нас ребята гости, вы не волнуйтесь. Посмотрите на них, всех вы знаете. Приступим к занятию. |
2.Дыхательная и артикуляционная гимнастика | -Какое время года сейчас у нас ребята? (Зима). - Правильно. - На улице холодно? (Ответы детей) -Давайте разогреем наш речевой аппарат. Подуйте с помощью трубок- помощниц на снежный шарик, старайтесь чтобы он не упал. Вдыхаем через нос, плавно выдыхаем через рот. - Молодцы, поставьте перед собой зеркала; обработаем антисептиком руки. Ребята, позанимаемся с язычком, чтобы и он не мёрз зимой. Улыбочка, Трубочка, Часики, Ветерок, Насос, Месим тесто. |
3. Объявление цели и темы занятия. | - Посмотрите на слова, записанные на доске. ГОЛ КОЛ БИЛ ПИЛ ДОМ ТОМ ЖАР ШАР - Что общего в словах первого и второго столбиков? (Ответы детей) Чем слова первого столбика отличаются от слов второго столбика? (Ответы детей) - Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие и глухие звуки. - Что вы узнали о звонких согласных звуках? (Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом) - Назовите несколько звонких согласных звуков. (Ответы детей) - Что вы можете сказать о глухих согласных звуках? (Глухой согласный звук произносится глухо, без голоса) - Приведите примеры. (Ответы детей) - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о звонких и глухих согласных звуках и будем продолжать учиться их различать. Я приготовила для вас много интересных заданий. И мы с вами отправимся «в гости к словам», на протяжении всего занятия мы будем с вами встречать много разных слов. |
4. Актуализация прежних знаний. | - Вспомните и назовите звонкие согласные? (Б,В,Г,Д,Ж,З. Л,М,Н,Р,Й) - Вспомните и назовите глухие согласные? (П,Ф,К,Т,Ш,С, Х,Ц,Ч,Щ) - Молодцы! Запишите на доску три женских имени, которые начинаются со звонкого согласного звука, и три мужских имени, которые начинаются с глухого звука (задание выполняется с комментированием) Имена мы пишем с заглавной или строчной буквы? (Ответы детей) Например: Мария, Лариса, Галина; Павел, Фёдор, Кирилл. |
5. Работа со звуками с элементами пескотерапии | Задание на смекалку. В песке найдите камушки с буквами. Назовите их. Подумайте, и найдите «лишнюю» букву. Объясните свой выбор. Б В А Г Д Ж - Какие звуки обозначают оставшиеся буквы? (Звонкие) - Какими еще мы их можем назвать? (Парными) - Какой парной звонкой не хватает? |
6.Работа со словами по компьютерной игре | А в песке есть ещё камешки с заданиями, буду доставать по одному, выполним? (Ответы детей) Поработаем в игре «Учимся говорить правильно», открываем вкладку Речевые звуки. Выполним упражнение «Звуки - двойняшки» с парными согласными: С-З, Ж-Ш. Выполняем задание по словесной инструкции. Ребята выполняют задание. Молодцы, продолжим. |
7. Работа по лексической теме «Насекомые» | Отгадайте загадки: В зелёных мундирах В траве на лугах Живут музыканты На длинных ногах. (Кузнечики) Насекомое — в почёте, Целый день она в полёте, Опыляет все цветы, Чтоб медку отведал ты. (Пчела) Разрешенья не спросил, Подлетел — и укусил! (Комар) (Ответы детей) Молодцы, а как можно, одним словом, всех их назвать? (Насекомые) |
8. Игра «Кто летает? Ползает? Прыгает»? | -Помогите разобраться какого насекомого в какую банку определить. Дети выполняют задание. -Отдохнём? (Ответы детей) |
9. Физ. пауза. Развитие мелкой моторики | - Чтобы не уставать, и лучше заниматься выполним физ. минутку под зимнюю муз. композицию. Дети берут шарики Су-джок. Греют ладошки. И массируют каждый палец руки по два раза на каждой руке. Выполняем самомассаж пальцев рук с помощью массажеров. |
10. Работа на индивидуальных листах по теме «Насекомые» | - Руки готовы, и теперь перейдём к работе на листочках. Нужно найти в каждом ряду название Насекомого, и вычеркнуть его. Листочки свои подписываем. Дети выполняют задание. |
11. Решение кроссворда | - Посмотрите на картинки, решим кроссворд. Ребята выполняют задание. 1.Комар – первый звук в слове какой? К – какой согласный? (Ответы детей) 2. Гусеница - первый звук в слове какой? Г - какой согласный? (Ответы детей) 3. Бабочка - первый звук в слове какой? Б – какой согласный? (Ответы детей) 4. Моль - первый звук в слове какой? М – какой согласный? (Ответы детей) 5. Жук - первый звук в слове какой? Ж – какой согласный? (Ответы детей) 6. Пчела - первый звук в слове какой? П – какой согласный? (Ответы детей) Молодцы, всё получилось! |
12. Работа со скороговоркой | - Для того, чтобы четко и понятно произносить звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте скороговорки, назовите, какие согласные звуки в них отрабатываются: Белые бараны били в барабаны. Даша дарит Дине дыни. Ребята выполняют задание. - Произнесите скороговорку быстро. Молодцы, всё получилось! |
13. Итог занятия | - Ребята, запомнили какие бывают согласные? (Ответы детей). Дети, Вам понравилось в гостях у слов? (Ответы детей). |
14. Поощрение детей | - Ребята, а что нам даёт пчела? (Ответы детей). Совершенно верно, мёд. 2023 год объявлен в республике Годом национальных культур и традиций. Есть такая традиция в нашей Республике дорогих гостей угощать национальными блюдами. Вот я тоже хочу Вас всех угостить баурсаком, не зря же наши пчелки трудятся для нас с вами. Будьте все здоровы и до новых встреч! |
4.