Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогический проект "Оценка образовательных результатов обучающихся как предмет профессиональных переговоров между учителями основной и старшей школы"

Представленный педагогический инновационный проект направлен на решение проблем оценивания образовательных результатов школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

г.Губкинский, ЯНАО

«Оценка образовательных результатов обучающихся

как предмет профессиональных переговоров

между учителями основной и старшей школы»

Инновационный педагогический проект

Автор: Посадская Маргарита Борисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г.Губкинский

2017 год

Содержание

1.1. Актуальность темы инновационного проекта

1.2.Обоснование значимости проекта для развития муниципальной системы образования г. Губкинский ЯНАО.

1.3.Эффективность инновационного проекта (результативность).

1.4. Новизна проектной идеи.

1.5. Транслируемость проектной идеи.

1.6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

2. Содержание инновационного проекта «Оценка образовательных результатов обучающихся как предмет профессиональных переговоров между учителями основной и старшей школы»…………………………………………………………………………...……….5 стр.

2.1. Анализ реальной образовательной ситуации.

2.2. Проектная идея, цель, задачи проекта; объект, предмет проекта; управленческая задача, гипотеза.

3. Организационно-техническая составляющая проекта «Оценка образовательных результатов обучающихся как предмет профессиональных переговоров между учителями основной и старшей школы»………………………………………………………...………………………………..…....9 стр.

3.1. Переговорные площадки как инструмент согласования позиций учителей основной и старшей школы.

3.2. Этапы реализации инновационного проекта

Проектирование переговорных площадок между учителями основной и старшей школы по поводу оценки образовательных результатов обучающихся.

3.3. Ожидаемые эффекты и риски применения методики организации переговорных площадок между учителями основной и старшей школы.

3.4. Обоснование применяемости методики организации переговорного процесса между учителями основной и старшей школы другими образовательными системами.

3.5. Ресурсное обеспечение инновационного проекта.

3.6. Перспектива инновационного проекта.

Список использованной литературы (теоретическая база инновационного проекта)…………………………………………………………………………………..……….24 стр.

1. Введение

1.1. Актуальность темы инновационного проекта

Современные условия развития российского образования способствуют появлению новых подходов к оцениванию образовательных результатов. Именно сегодня существует ярко выраженная потребность родителей, обучающихся, педагогов, общественности в информации о результатах образования, которые объективно отражают реальную ситуацию.

Потребность в такой объективной информации о реальном состоянии образовательной системы растёт на различных уровнях – от самих обучающихся до руководителей и управленцев. Эта информация позволяет педагогам анализировать свою деятельность, её эффективность. Руководителям образования она позволяет строить стратегию развития образовательной организации, принимать адекватные управленческие решения.

Сегодня совершенно очевидно, что сложившаяся традиционная система оценивания образовательных результатов обучающихся трудно совместима с новыми требованиями времени, общества, государства. Закономерные изменения в существующей системе оценивания учебных достижений школьников неизбежно определяют качество образовательного процесса.

В этой связи одним из важнейших факторов, определяющих качество образования, является профессиональное взаимодействие педагогов. Для обеспечения эффективности этого взаимодействия необходимы переговоры между педагогами относительно оценки образовательных результатов обучающихся. В условиях перехода на новые стандарты такие переговоры особенно значимы, так как именно такая форма профессионального взаимодействия позволит учителям согласовывать собственные позиции относительно метапредметных и личностных результатов. Кроме того, переговоры способны решать проблемы оценки образовательных результатов и в системах образования, предполагающих переход обучающихся из одной школы в другую для продолжения обучения (модель школы ступеней).

1.2. Обоснование значимости проекта для развития муниципальной системы образования г. Губкинский ЯНАО

Основной тенденцией развития образования последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки, как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Создание системы оценки качества образования в России происходит именно в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим во всей системе образования поставлена глобальная задача – создать систему получения объективной информации о результатах обучения школьников в соответствии с образовательными стандартами, на основании которой могут приниматься управленческие решения. Данная задача актуальна и для муниципальной системы образования г. Губкинский ЯНАО.

Одной из наиболее противоречивых сторон образовательной деятельности является оценка образовательных результатов школьников. Проблема оценки заявляет о себе как специфический уровень совершенно особого рода деятельности, где материалом преобразования выступает деятельность другого человека… Но что является предметом оценки? Насколько педагог отвечает за происходящее в образовательном процессе? Не должен ли он разделить ответственность с тем, кого он обучает? Именно эти вопросы станут предметом рассмотрения переговорных площадок между учителями основной и старшей школы. Профессиональное взаимодействие педагогов как необходимое условие реализации представленного проекта является важным фактором качества образования и потому актуальной задачей, стоящей перед муниципальной системой образования г. Губкинский ЯНАО.

1.3. Эффективность инновационного проекта (результативность)

Ожидаемый эффект, который мы связываем с введением механизма действия переговорных площадок, заключается в следующем: в ходе организованных таким образом профессиональных переговоров в той или иной мере будут решены проблемы оценки образовательных результатов, а также сопутствующие им образовательные проблемы, стоящие перед муниципальной системой образования г.Губкинский и МАОУ СОШ №4.

1.4.Новизна проектной идеи заключается в применении эффективных методик переговорного процесса в условиях муниципальной системы образования г. Губкинский (функционирование муниципальной модели «Школа ступеней») на базе МАОУ СОШ №4. Данная методика способствует достижению новых результатов, актуальных для всех типов ОО.

1.5. Транслируемость проектной идеи

Предложенная методика организации переговорных площадок между учителями основной и старшей школы для решения проблем оценки образовательных результатов обучающихся может быть применена в любой образовательной системе, где также актуальными являются вопросы системы оценивания обучающихся

Данная инновационная практика возможна для применения в образовательных организациях города, имеющих в своей структуре основную и старшую школы. Кроме того, реализация проекта возможна на уровне муниципальной системы образования для организации переговорного процесса между учителями основной и старшей школы по поводу оценки образовательных достижений обучающихся.

1.6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

2. Содержание инновационного проекта «Оценка образовательных результатов обучающихся как предмет профессиональных переговоров между учителями основной и старшей школы»

2.1. Анализ реальной образовательной ситуации

В связи с завершением муниципального эксперимента1 в ноябре 2013 года в г. Губкинский проведена общественно-профессиональная экспертиза системы обеспечения преемственности обучения в основной и старшей школе с участием доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии образования Олега Ермолаевича Лебедева.2

Анализ деятельности сетевой модели «Школы ступеней» определил проблемы преемственности обучения на разных этапах образовательного процесса, существующие в муниципальной системе образования. К ним можно отнести несогласованность мотивов и целей, содержания обучения на разных ступенях, способов учебной деятельности, затруднения во взаимодействии субъектов образовательного процесса, а такжеоценку образовательных результатов обучающихся. Особого внимания в данном случае заслуживаетпрофессиональная позиция педагогов основной и старшей школы (в том числе представителей разных образовательных организаций города Губкинский),их взгляды на проблему оценки образовательных результатов обучающихся.

Кроме того, указанные проблемы актуальны в том числе и для МАОУ СОШ №4 – школы трёх ступеней.

Оказывается совершенно очевидным тот факт, что для решения проблем преемственности обучения необходимыпереговорные площадки педагогов, преподающих на разных ступенях: именно переговоры, по утверждению Б.И. Хасана, являются наиболее качественной, универсальной моделью организации любого конфликтного взаимодействия.3Эта форма профессионального общения и взаимодействия, несомненно, позволит учителям-предметникам определять «проблемные точки» в обучении (в данном случае – в оценке образовательных результатов школьников), сообща находить решение возникающих вопросов в системе образования города.

Проектная идея заключается в создании переговорных площадок между учителями основной и старшей школы.

Представленный проект позволит организовать переговорный процесс между учителями разных ступеней таким образом, чтобы решить проблемы оценки образовательных результатов обучающихся. Иными словами, позволит договориться педагогам относительно оценки образовательных результатов обучающихся.

В этой связи становится актуальной управленческая задача (проблема): как решить проблемы обеспечения преемственности в обучении (в данном случае – оценки образовательных результатов обучающихся) между основной и старшей школой в условиях функционирования трёх ступеней обучения.

Аисследовательская задача состоит в следующем: как организовать переговорный процесс между учителями разных ступеней, чтобы решить проблемы оценки образовательных результатов обучающихся? (Как договориться относительно оценки образовательных результатов?)

Данная управленческая задача требует, прежде всего, ответа на вопрос: в чём должна заключаться суть профессиональных переговоров между представителями разных ступеней, по какой методике эти переговоры должны проводиться.

Цель инновационного проекта: создание переговорных площадок между учителями основной и старшей школы в условиях Школы трёх ступеней.

Задачи проекта:

1. Выявить реальное состояние оценки образовательных результатов обучающихся в основной и старшей школе МАОУ СОШ №4.

3. Проанализировать (исследовать) современные технологии переговорного процесса, определить переговорные технологии, соответствующие реальным условиям функционирования образовательной системы МАОУ СОШ №4.

4. Определить условия эффективной организации переговорного процесса между учителями основной и старшей школы (на основе методики организации переговорного процесса).

5. Оценить эффективность деятельности переговорных площадок между учителями основной и старшей школы по вопросу оценки образовательных результатов обучающихся.

Базовой гипотезой, которую планируется проверить в ходе реализации инновационного проекта, является предположение, что организация переговорного процесса между учителями основной и старшей школы позволит решить проблемы оценки образовательных достижений обучающихся.

Объект исследования: организация переговорного процесса между учителями основной и старшей школы.

Предмет исследования: влияние методики организации переговорного процесса между учителями основной и старшей школы на согласование их оценки образовательных результатов обучающихся.

3. Организационно-техническая составляющая проекта «Оценка образовательных результатов обучающихся как предмет профессиональных переговоров между учителями основной и старшей школы»

3.1. Переговорные площадки как инструмент согласования позиций учителей основной и старшей школы

Переговорные площадки должны представлять собой одновременно образовательную и социальную технологию. Это позволит достигать как определённых образовательных результатов, так и значимых социальных эффектов. Для решения задач данного инновационного проекта необходимы не «разовые» мероприятия, а определённый механизм согласования интересов и действий педагогов основной и старшей школы МАОУ СОШ №4. Основной целью организации таких профессиональных переговорных площадок является создание единого содержательного и организационного поля, в котором возможно эффективное профессиональное взаимодействие педагогов – представителей разных ступеней обучения.

Практики проведения такой формы взаимодействия, как переговорные площадки, в МАОУ СОШ №4 ещё не было, хотя необходимо отметить, что профессиональное взаимодействие педагогов осуществляется в различных формах: деятельность ШМО (школьных методических объединений) разной предметной направленности, деятельность рабочих проектных и творческих групп, практико-ориентированные семинары, круглые столы, педагогические конференции, мастер-классы, профессиональные конкурсы различного уровня.

Характеристиками переговорной площадки можно считать следующие:

В связи с тем, что переговорная площадка протекает в режиме прямого общения, происходит обсуждение проблемы непосредственно с лицами, которые имеют к ней прямое отношение и способны принимать решения, реагировать на изменения.

3.2. Этапы реализации инновационного проекта

Проектирование переговорных площадок между учителями основной и старшей школы по поводу оценки образовательных результатов обучающихся

Для решения проблем оценки образовательных результатов обучающихся основной и старшей школы необходимо систематическое проведение ряда школьных переговорных площадок (этапы реализации инновационного проекта) между педагогами основной и старшей школы (перспективная система переговорных площадок). Предлагаем проект таких площадок для образовательной системы МАОУ СОШ №4 г. Губкинский ЯНАО.

Планируется организовать проведение серии площадок в течение 2016 года для достижения желаемого результата, состоящего в решении проблем оценки образовательных достижений школьников и определении стратегий оценивания в основной и старшей школе.

Переговорная площадка №1 «Эффективные механизмы оценки образовательных результатов обучающихся».

Участники (стороны) переговорной площадки

Учителя-предметники основной и старшей школы, администраторы основной и старшей школы.

Цель переговорной площадки

Согласование позиций учителей основной и старшей школы по поводу механизмов оценки образовательных результатов обучающихся.

Вопросы для обсуждения

Условия проведения переговорной площадки

Планируемый результат

Уточнение единых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся. Предполагается, что для реализации в МАОУ СОШ№4 будут приняты, например, некоторые практики формирующего оценивания4 и практика критериального оценивания, принятая в школах Международного бакалавриата.5

Переговорная площадка №2 «Организация диагностических процедур (стартовой диагностики) с целью определения готовности обучающихся основной школы к продолжению обучения в старшей школе».

Участники (стороны) переговорной площадки

Учителя-предметники основной и старшей школы, администраторы основной и старшей школы.

Цель переговорной площадки

Соотнесение требований учителей основной и старшей школы к уровню готовности обучающихся основной школы.

Вопросы для обсуждения

Условия проведения переговорной площадки

Планируемый результат

Создание банка стартовых диагностических работ, направленных на выявление уровня готовности обучающихся основной школы к продолжению обучения в старшей школе; создание методических рекомендаций по оценке образовательных результатов школьников.

Переговорная площадка №3 «Индивидуальный прогресс учащихся как объект оценки образовательных результатов обучающихся».

Участники (стороны) переговорной площадки

Учителя-предметники основной и старшей школы, администраторы основной и старшей школы.

Цель переговорной площадки

Выявление подходов к управлению образовательным процессом на основе индивидуального прогресса обучающихся.

Вопросы для обсуждения

Условия проведения переговорной площадки

Планируемый результат

Создание пакета методических рекомендаций для принятия управленческих решений по организации новых подходов в оценивании образовательных результатов обучающихся в МАОУ СОШ №4.

Переговорная площадка №4 «Оценка образовательных результатов обучающихся в свете реализации новых стандартов».

Участники (стороны) переговорной площадки

Учителя-предметники основной и старшей школы, администраторы основной и старшей школы.

Цель переговорной площадки

Выявление актуальных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях требований ФГОС ООО.

Вопросы для обсуждения

Условия проведения переговорной площадки

Планируемый результат

Создание пакета методических рекомендаций по реализации новых механизмов в оценивании учебных достижений обучающихся в МАОУ СОШ №4.

Переговорная площадка №5 «Преемственность в оценке образовательных результатов обучающихся между основной и старшей школой».

Участники (стороны) переговорной площадки

Учителя-предметники основной и старшей школы, администраторы основной и старшей школы.

Цель переговорной площадки

Обеспечение преемственности в оценке образовательных результатов обучающихся основной и старшей школы.

Вопросы для обсуждения

Условия проведения переговорной площадки

Планируемый результат

Разработка совместного плана деятельности педагогов основной и старшей школы по обеспечению преемственности в оценке образовательных результатов обучающихся.

3.3. Ожидаемые эффекты и риски применения методики организации переговорных площадок между учителями основной и старшей школы

При создании новой системы оценивания в МАОУ СОШ №4 возможна фиксация таких изменений, как (описаны О.Е. Лебедевым):6

Кроме того, применение методики организации переговорного процесса в МАОУ СОШ №4 позволит:

Риски при использовании предложенной методики проведения переговорных площадок и мероприятия, направленные на их минимизацию:

Мероприятия, направленные на минимизацию данного риска: в этом случае рекомендуется решать проблему в формате переговоров для получения полезного опыта для обеих сторон.

Мероприятия, направленные на минимизацию данного риска: в таком случае необходимо рассмотреть все возможные варианты и, возможно, пригласить для решения вопроса посредников из других структур или ведомств.

3.4. Обоснование применяемости методики организации переговорного процесса между учителями основной и старшей школы другими образовательными системами.

Данная методика организации переговорного процесса еще не применялась в системе образования г. Губкинский ЯНАО и требует, конечно, некоторой доработки, зависящей от реальных условий функционирования образовательной системы школы и города. Но даже в этом виде предложенные материалы реализуют возможность изменить ситуацию с оцениванием образовательных результатов обучающихся и выпускников, преодолеть проблемы в системе оценивания, включить в этот процесс процессы самооценки и самореализации школьников.

Прогноз влияния данного продукта на развитие системы образования округа в целом: оценивание образовательных результатов обучающихся является актуальной проблемой, стоящей перед всеми образовательными организациями округа. Трансляция реализации данного опыта в ЯНАО позволит представить перспективные практики в области оценивания, что окажет положительное влияние на изменение ситуации с оценкой образовательных результатов обучающихся. Кроме того, педагоги школ округа также занимаются данной проблемой, а обмен профессиональным опытом позволит найти эффективные пути решения данной проблемы.

Востребованность применения данного проекта в образовательной практике подтверждается его соответствием запросам потребителей образовательных услуг: данные анкетирования родителей обучающихся 5-11 классов (выборка по 10 человек с параллели) свидетельствуют о том, что родители испытывают потребность в объективной картине оценки образовательных результатов обучающихся: 89% опрошенных отметили такую необходимость.

3.5. Ресурсное обеспечение инновационного проекта

Данная методика не требует особенно больших затрат материальных ресурсов (с точки зрения материальных затрат, здесь может идти речь только о премировании педагогов, участвующих в организации работы инновационных переговорных площадок и реализующих инновационные практики оценивания в МАОУ СОШ №4).

Для её реализации также достаточным является тот кадровый состав педагогов, которым обладает образовательная система МАОУ СОШ №4. Особую роль в этом случае играет педагог (Посадская М.Б.), являющийся выпускником МВШСЭН, защитивший магистерскую диссертацию по данной теме, так как, пройдя обучение, учитель знаком с решением актуальных проблем образования в мире, знает об эффективных изменениях в системе оценивания образовательных результатов школьников в отечественном и зарубежном образовании.

Отметим также, что представленная методика организации переговорных площадок педагогов не исключает и не отрицает традиционных (принятых и апробированных в данной муниципальной системе образования) форм и методов профессионального взаимодействия, а её применение является одним из факторов повышения качества образования.

3.5. Перспектива инновационного проекта: на основании применения данной методики проведения переговорных площадок по решению проблем оценивания образовательных результатов можно выявить объективные возможности для развития самооценки обучающихся основной и старшей школы.

Информация о реализации муниципальной инновационной площадки

«Оценка образовательных результатов обучающихся

как предмет профессиональных переговоров между учителями основной и старшей школы»

в МАОУ «СОШ №4» г. Губкинский

ОО

Тема МИП

Сроки реализации МИП

Формы, методы, способы действий

по реализации проекта

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

1

МАОУ

«СОШ №4»

Оценка образовательных результатов обучающихся как предмет профессиональных переговоров между учителями основной и старшей школы

2016-2018

-

-

http://s4gub.ru/luchshie-pedagogicheskie-praktiki/

http://s4gub.ru/proekt-kompetentnostno-orientirova/

http://s4gub.ru/mip/

Опыт представления проекта в мероприятиях различного уровня

Список использованной литературы (теоретическая база инновационного проекта)


Приказ Управления образования от 18 ноября 2013 года №750-УО «О проведении общественно – профессиональной экспертизы по теме «Преемственность обучения в основной и старшей школе в условиях г. Губкинский». - http://www.uo-gub.ru/

Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие. - Красноярск-Москва, 2001 г., с.134.

Пинская М. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие/М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010.

Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах Международного бакалавриата// Вопросы образования, 2005, №1.

Пинская М. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие/М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010.

Программа муниципального эксперимента по внедрению сетевой модели образования «Школа ступеней» в муниципальной системе образования города Губкинского на 2011-2013 г.г. - http://www.uo-gub.ru/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области