Реализация регионального компонента в ДОУ
С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений
образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством, изобразительным и декоративно--прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Региональный компонент образовательной программы ДОУ направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта.Исходя из важности воздействия средств этнокультуры на личность ребенка, в части, формируемой участниками образовательных отношений, содержательный раздел программы дополнен региональным компонентом.
В детском саду № 79 «Лучик» педагоги знакомят детей с историей того места, где они живут.
Дети узнают об основном роде занятий сельского населения Якутии – охоте, рыболовстве. Приобщают детей к этнокультуре народов Республики Саха (Якутия): народная философия, фольклор, традиционные жилище и одежда, народные игры, праздники, традиционные народные ремесла.
В якутскоязычной группе детского сада региональный компонент реализуется с учетом региональной программы для дошкольного образования «Кустук» под редакцией Т.И. Никифоровой,Л.В. Поповой,А.А.Скрябиной, парциальных программ дляякутскоязычных групп С.С. Степановой, Д.Г. Ефимовой, Ю.В. Андросовой «Люби и знай, родной край» Е.Е. Хохоловой
Реализация основной образовательной программы с учетом региональной программы «Кустук» обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие на родном языке. Языковая и предметно-развивающая среда якутскоязычных групп основана на этнокультуре якутского народа
Реализация регионального компонента в образовательном процессе детского сада проходит через все виды детской деятельности:
- основные занятия;
- самостоятельную деятельность;
- индивидуальную работу с детьми;
- совместную деятельность педагога и ребенка;
- организацию предметно-развивающей среды.
Знакомство дошкольников с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.
Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья.
Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории города и республики, его флоре и фауне. Практическая часть заключается в работе детей над продуктивной деятельностью по заданной теме.
Представления о малой родине успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями основной образовательной программой ДОУ.
Уголки, центры «Родной край» в детском саду реализовывают региональный компонент. Педагоги воспитывают в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, родине так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев.
На занятиях по краеведению, художественному творчеству дети узнают о происхождении якутской посуды и утвари, овладевают умениями рисования якутских орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви, изготавливают чороны техникой папье-маше, изучают игры разных народов края для организации собственного досуга.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Национальный колорит всегда присутствует в различных мероприятиях детского сада.
.Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы, педагоги, вводим его в мир общечеловеческих ценностей, проходя через все формы и направления воспитательно-образовательного процесса.