Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Применение аудиовизуальных картинок АВК для развития устной речи неслышащих обучающихся на индивидуальных занятиях

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия )

Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащих обучающихся

Применение аудиовизуальных картинок (АВК)

для развития устной речи неслышащих обучающихся

на индивидуальных занятиях

Составили: Вырдылина Надежда Васильевна,

учитель индивидуальных занятий по РРС и ФПСР

высшей квалификационной категории

Егорова Людмила Николаевна,

учитель индивидуальных занятий по РРС и ФПСР

высшей квалификационной категории.

Якутск, 2020г.

Введение

Для неслышащих детей, овладению речью – сложнейшая задача. Как известно эта категория детей не может самостоятельно овладеть устной речью. Многочисленные исследования отечественных сурдопедагогов и сурдопсихологов доказывают, что чем раньше начинается работа над развитием речи неслышащего ребенка, тем значительнее ее результаты. Раннее начало коррекционной работы с неслышащим ребенком является важным условием для нормализации его психологического здоровья, уменьшение отрицательного влияния снижения слуха на речь и общение, а так же познание окружающего мира.

В связи с этим проблема поиска новых приемов, средств и видов работ по раннему развитию речевых навыков и диалогической речи, является актуальным в работе с данной категорией детей.

Изучив специальную литературу, в которой предлагаются разные варианты решения проблемы развития диалогической речи, мы остановили свой выбор на аудиовизуальном методе, который был разработан академиком Питером Губерина из Хорватии.

АВК (аудиовизуальная картинка) – это визуальный носитель (картинка) который носит слуховой и звуковой образ, который связывается со значением изображенным на ней. Картинка соотносится с ситуацией - реальностью. На картинке изображаются не только предметы, люди, но и жизненные речевые ситуации из повседневной жизни.

АВК (аудиовизуальная картинка) дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную речь у детей с нарушениями слуха, так как он построен в форме диалога, являющегося основной языковой формой речевой ситуации.

Актуальность темы: Необходимость развития связной диалогической речи, расширение словаря учащихся и расширение речевой базы учащихся, дающей возможность самостоятельного восприятия на слух простых ежедневных выражений.

Цель: Разработать комплекс диалогов на основе курса АВК для работы над развитием диалогической речи в процессе обучения в соответствии с учебной программой неслышащих обучающихся.

Задачи:

1. Проведение целенаправленной работы по изучению развития устной речи глухих детей;

2. Изучение принципов работы по АВК;

3. Использование методов и средств;

4. Развитие устной речи через АВК;

5. Развитие свободного общения с окружающими людьми.

Рассматривая актуальность темы, цель и задачи, освещенность данного вопроса в психолого-педагогической и методологической литературе, возникли вопросы о применении педагогических средств и выбором наиболее эффективных средств коррекционно-педагогического воздействия на эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

Исходя из этого, выявлена проблема: повышение уровня развития устной речи у неслышащих детей через АВК.

Для решения проблемы была запланирована работа в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (2016-2017уч.г.)

Задачи подготовительного этапа:

1. Подготовить условия для реализации программы.

2. Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта.

3. Приобрести материал для изготовления пособий, дидактического материала к занятиям.

2 этап – практический (2017-2018 уч.г.)

Задачи практического этапа:

1. Использование АВК на занятиях по развитию речи.

2. Приближение устной речи детей с недостатками речи к речи слышащих.

3. Развитие диалогической речи.

3 этап – обобщающий (2018-2019 уч.г.)

- Подведение итогов. Контрольные срезы.

- Систематизация материала по темам.

- Составление комплекса диалогов АВК к основным темам учебной программы.

4 этап – внедренческий (2018-2019 уч.г.)

- Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

- Распространение своего опыта.

Ожидаемые результаты:

1. Пополнение и расширение словарного запаса учащихся.

2. Развитие монологической и диалогической речи.

3. Повышение коммуникативных навыков и качеств.

4. Развитие эмоциональной сферы.

У неслышащих детей плохо развита устная речь и практически не развита диалогическая. Для успешной интеграции детей в социум необходимо формировать у неслышащего ребенка навыки речевого общения. А для этого при работе над формированием и развитием устной речи используется аудиовизуальный курс АВК (аудиовизуальные картинки).

Диалоги, разработанные по данной теме, включены в занятия по программам в 5,6,7,8,9,10 классах.

АВК - аудиовизуальный курс верботонального метода.

Методика проведения АВК:

1. Первичное восприятие картинок (молча, глобально).

2. Оречевление каждой картинки учителем слухо-зрительно.

Дети внимательно слушают.

3. Дети проговаривают весь курс вместе с учителем.

4. Работа над запоминанием содержания, восстановление логической последовательности картинок.

Проговаривание по цепочке. Восприятие материала на слух.

5. Повторение АВК (игры «Найди ошибку», «Экзамен», «Какой картинки нет?») на последовательность картинок.

Проговаривание всех фраз хором или по цепочке. Восприятие на слух фраз АВК.

6. Закрепление на слух материала АВК.

7. Драматизация (без опоры на картинки со слуховыми аппаратами).

8. Перенос речевого материала АВК в другую ситуацию.

Цель АВК:

- Перенос в самостоятельную речь.

- Развитие слуховосприятия.

- Развитие внимания, мышления.

- Повышение коммуникативных качеств.

- Повышение мотивации к учению.

- Развитие эмоциональной сферы.

Картинки должны быть связанны между собой, восприниматься как целая законченная ситуация. Ученики не учат наизусть грамматические правила, слова. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения речи.

Таким образом, на выходе сразу получаем речевую базу, которая дает возможность для самостоятельного слухового восприятия простых ежедневных выражений на слуховой и слухозрительной основе.

АВК дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную речь у детей с нарушениями слуха, так как он построен в форме диалога, являющегося основной языковой формой речевой ситуации.

Работа по развитию диалогической речи с использованием адаптированного аудиовизуального метода проходит в 2 этапа:

1-й этап - подготовительный.

Задачи:

- Вызывание природного голоса и его закрепление.

- Стимулировать ребенка к восприятию своего голоса.

- Развивать у ребенка эмоционально – окрашенный голос.

- Стимулировать детей к ритмичным движениям и играм.

- Побуждать к приближенному произнесению слов и коротких фраз.

- Развивать потребность детей в словесном общении, формировать желание пользоваться устной речью.

2-й этап - развитие у детей навыков устной речи, формирование ее произносительной стороны в игровых ситуациях с применением АВК.

Задачи:

- Учить детей употреблять речевые выражения из материалов курса АВК в самостоятельной речи, правильно строить фразы и предложения.

- Учить понимать предложения, вопросы и поручения.

- Самостоятельно составлять новые предложения по картинкам.

- Обогащать словарный запас обучающихся, активизировать их в различных ситуациях общения.

- Использовать устную речь для выражения различных коммуникативных намерений (вопросы, сообщения, побуждения, отрицания) при проведении дидактических игр, речевых упражнений, в конкретных речевых ситуациях.

Итоги работы над развитием устной речи у неслышащих обучающихся с использованием АВК:

1) На подготовительном этапе была определена задача организовать условия для реализации программы эксперимента: применение уже имеющегося методического опыта по данной проблеме, изготовление пособий и дидактического материала к занятиям.

2) На практическом этапе были поставлены следующие задачи:

- использование АВК на занятиях, расширение словарного запаса, приближение устной речи неслышащих детей к речи слышащих и работа над развитием диалогической речи.

Были проведены следующие мероприятия: использование АВК при изучении каждой темы индивидуальных занятий. Были проведены первичные срезы, показаны фрагменты занятий по развитию речи для родителей (во время родительских собраний) и проведение открытых занятий для молодых учителей и коллег.

Результатом работы на данном этапе явилось следующее:

Пополнился и расширился словарный запас, повысились коммуникативные навыки, мотивация к учению и расширение эмоциональной сферы неслышащих детей. Также на данном этапе велся постоянный контроль над произношением и интонацией.

3) На обобщающем этапе – представление материала через АВК на занятиях, подведение итогов, проведение обработки результатов мониторинга, систематизирование материала по темам, составление комплекса диалогов с АВК к основным темам учебной программы.

4) На внедрическом этапе – применение накопленного опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение своего опыта внутри школы, на семинарах, конкурсах и конференциях, а так же публикации различного уровня.

Результаты.

На протяжении всего периода работы над развитием устной речи с использованием АВК, мы включали его при изучении разных тем. Сначала проводился опрос по содержанию картинок, далее дети слушали, как верно произносить фразы. Сперва с опорой на картинки (в начале изучения темы), а затем без опоры воспроизводили изученный диалог. После того, как обучающиеся усвоили материал, осуществлялась драматизация по изученным темам. Для закрепления материала создавались условия, схожие с данной ситуацией, где велся диалог на данную тему.

По итогам работы, были созданы электронные презентации по РРС в форме аудиовизуальных картинок к основным темам с 4 по 8 класс и с 8 по10 класс по следующим темам: «Что у тебя болит?», «Москва», «Родина», «Спорт», «Аптека», «Мама заболела», «Будем знакомы», «День рождения», «У врача», «Суворов - полководец» и др.

Кроме этого, имеются АВК в бумажном варианте и на другие темы по программам. Работа по созданию электронных АВК будет продолжаться и далее.

Хотелось бы отметить, что в начале работы над АВК приходилось уделять особое внимание детям, которые проявляли неуверенность в разговоре, забывали слова или начало слов. Им требовалась поддержка или помощь педагога.

Можно привлекать самих учеников к созданию простейших картинок по темам. Например, они участвовали в проектной деятельности по теме «Мой дом, моя квартира» (рисовали план дома, квартиры, мебель), а потом защищали свой проект, рассказывали по своим зарисовкам. Кроме того, составили коллективно АВК по режиму дня и о своей семье по фотографиям.

Таблица 1

Темы РРС с использованием АВК

1

2

3

4

5

Тема

«Аптека»

«Что у тебя болит?»

«Спорт»

«Москва столица нашей Родины»

«Родина»

6

7

8

9

10

Тема

«У врача»

«Запись на прием к врачу»

«Мама заболела»

«Суворов А. – полководец»

«Ломоносов М.В.»

11

12

13

14

15

Тема

«Жить в безопасности»

«Профилактика короновируса»

«Москва – белокаменная»

«День рождения»

«Вежливость»

16

17

Тема

«Будем знакомы»

«Левитан И.И.»

Итогом работы явилось то, что учащиеся стали проявлять активность в ходе диалога. Речевой словарь значительно увеличился. Речь детей стала более эмоциональной, темп увеличился. Ученики стали более самостоятельно использовать фразу, взятые из диалога на занятиях и в свободной деятельности.

Использованная литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник М. «Просвещение», 2003г.

2. Балышева Е.Н. «Ребенок плохо слышит», С.-Петербург, 2005г.

3. Леонгард Э.И. «Формирование устной речи и развития слухового восприятия у глухих дошкольников», М., 1971 г.

4. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом», М., 2003 г.

5. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. «Произношение» М.,1985 г.

6. Самощенко И. «Глухой ребенок», изд. «Сталкер», 2003 г.

7. Руленкова Л.И. «Как научить глухого ребенка слушать и говорить» (на основе верботонального метода) М., 2011 г.

8. Сборник «Проговори - 1», «Проговори - 2», Суваг

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области