Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие речи дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»

В статье представлено, как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей 4-5 лет.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Н. В. Зайцева

Воспитатель МБДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 329 комбинированного вида»

«Развитие речи дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»

Аннотация: в статье представлено,как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей 4-5 лет.

Ключевые слова: развитие речи, театрализованная деятельность, творчество.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

         Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

         Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

         Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

         Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной  деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.[1]

        Театральная игра дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют  готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

 К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью.

          Когда начинаем общаться, мы отмечаем нарушения в речевом развитии у многих ребят. Это и звукопроизношение, и задержки речевого развития, бывают трудности в общении со сверстниками. Можно отметить бедность словарного запаса, отсутствие интонационной выразительности. Испытывают ребята среднего возраста трудности при обучению составления рассказов. И поэтому пути решения этих проблем, в том числе, в привлечении детей к театрализованной деятельности.

         Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
        Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.[2]
        Чаще организовывать театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы, но также включать её фрагменты в непосредственно – образовательную деятельность, особенно эффективным такой приём включения является на занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой, также в процессе музыкальной деятельности и даже занятий по познавательному развитию.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. На занятиях по речевому развитию целесообразно использовать стихотворные мини-инсценировки. Например, после чтения сказки Чуковского «Телефон» предложить детям позвонить по телефону и разговаривать от имени крокодила, медведя, носорога и т.д. Или после заучивания русской народной песенки «Тень – тень – потетень» предложить разыграть её как сценку, исполнив роли бабушки и кота. После знакомства со сказкой «Три поросёнка», выбрать трёх братьев поросят и они весло исполнят их песенку. Использование такого приёма очень нравится детям[3].
        После мини-инсценировок детей легче вовлечь в игры-драматизации. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Использование уже хорошо знакомые детям сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.[4]
        Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
        Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.[5]

         Театрализованная деятельность очень увлекает своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство, необычность тех зрелищ, которые развертываются педагогами или ими самими. Театрализация захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.[6]

         Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

Библиографический список:

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

2. Артёмова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» : Книга для воспитателя детского сад. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.: ил. 3. 3. Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.,1999 4. . Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982. Т.2

5. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.

6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области