Организация опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Сегодня образование направлено на развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.
Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности детей
заключается в том, что:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого явления, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и не живой природы;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как возникаем необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, для получения выводов об исследуемом объекте;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определенного результата
Одно из главных условий успешной организации опытно-экспериментальной деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер его действий. Так для проведения опытов и экспериментов в группе организован уголок природы и экспериментирования «Детская лаборатория». Так «Детская лаборатория» имеет несколько центров: 1-й центр – исследовательский. Здесь находятся: правила работы, карточки, подсказки, схемы, алгоритмы, таблицы опытов. Это косвенные стимуляторы, которые помогают процессу освоения действия разного характера. Так же в этом центре есть библиотека, где собраны книги познавательного характера, энциклопедии, атласы, картинки с изображением природных сообществ. При их отборе мы обращаем внимание на доступность и простоту изложения познавательного материала.
2-й центр – наблюдений, здесь находится живая картотека комнатных растений, «Огород «Круглый год». Дети рассматривают и сравнивают семена, наблюдают за растениями, появлением ростков и их превращением во взрослые растения. Используя гербарий, дети изучают строение растений, сравниваю живую и неживую природу.
3-й центр – коллекционирование. Дети, совместно с родителями собирают материал для коллекции, классифицируют его и рассматривают, совместно создаем коллажи и альбомы. Здесь собраны коллекции тканей, пуговиц, бумаги, камней, и многое другое.
4-й центр – игротека. Редкий ребенок во время игры не захочет проявить инициативу и самостоятельность, быть умным, знающим, первым. Поэтому в этом центре собраны настольные и дидактические игры.
Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семенович Выготский.
Экспериментирование становится для ребенка дошкольного возраста одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую» игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большей мере зависит от нас, воспитателей, поэтому к нам предъявляются особые требования:
- воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью;
- обладать профессиональным мастерством, должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным.
Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Поэтому стараемся не давать готовых знаний, образцов, определений, а пытаемся: стимулировать каждого ребенка на их поиск, создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой опыт, организовывать поисковую деятельность, ставить простейшие опыты, формировать умение спрашивать, наблюдать.
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий детского сада и семьи. Семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
Считаю, что комплексная работа по развитию познавательного интереса у
дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни.