Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для родителей "Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей».

Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта человека  является способность логически мыслить.

Логическое мышление – это способность рассуждать.

Именно логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления.

В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития творческих способностей осуществлялся целенаправленно.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

У детей в среднем дошкольном возрасте мышление наглядно-образное, и только начинают появляться зачатки логического мышления. 

Так как же можно развить логическое мышление ребенка и что для этого нужно?

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра.  

Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Также игра – одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр. Приведу примеры дидактических игр, которые применяют на практике воспитателя.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Этим положением и объясняется значение дидактических игр для развития логического мышления детей.

По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.

-Такие игры, как «Четвертый лишний», «Кто летает?», «Съедобное – несъедобное», «Загадки» – они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учат выделять существенные признаки предметов.

-Кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные головоломки: «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», « Кубик-рубик», « Лабиринт», задачи в стихах  развивают у детей самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

-Игры с домино. Развивают понятие очередности, учат игре по правилам, а так же развивают мышление, внимание.

-Шашки, шахматы. Развивают способность к концентрации внимания, требуют от играющего усиленной  мыслительной деятельности, изобретательности и сообразительности.

-Ребусы, кроссворды, лабиринты развивают логическое мышление, умение думать, размышлять.

-Логические задачи. Развивают словесно-логическое мышление.

Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.

Развитие логического мышления  у детей немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.

Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку,  у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует  мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, и это увлекает его.

Для развития логического мышления необходимо развивать такие приемы мышления, как:  сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Для решения этих задач можно использовать такие игры, как: «Сложи из треугольников», «Четвертый лишний», «На что похоже», «Найди два одинаковых предмета», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «Чем похожи? Чем отличаются?», «Что одинаково? Что не одинаково?», «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру», «Угадай задуманное число», «Найди девятое», «Логическое лото», «Кроссворды» и т.п.  

Все эти игры направлены в первую очередь на развитие логического мышления.

В ходе дидактических игр дети овладевают умением искать решение  самостоятельно. Игры на развитие логики  развивают  умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу. Ребенок лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли.

Надо помнить, что развитие логического мышления – очень трудная задача, но включение дидактических игр и упражнений создает условия для умственного развития, обеспечивает  доступность, осознание и понимание материала детьми.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области