Конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе.
Грамматический биатлон
Цель: обобщить у детей знания, полученные ранее.
Задачи:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по картине, составлении схемы предложения; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
- развивающие: развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, желание и умение работать в коллективе, умение слушать педагога и товарищей.
- воспитательные: воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, поощрять активность и самостоятельность, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности и деятельности сверстников.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад, звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; фонограмма старта космической ракеты; карточки с буквами; учебник «Азбука»; цветные фишки для звукового анализа слова.
Ход занятия:
Орг. момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Ребята, какое у нас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, весёлое.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число?
Дети: 18 февраля
Воспитатель: Какое сейчас значимое событие происходит мире?
Дети: Олимпиада.
В группе на столе стоит блестящий контейнер, дети обращают внимание на него. Воспитатель с ребятами обсуждают , что это может быть. Дети выдвигают свои версии ( летающая тарелка, метеорит, послание )
Воспитатель: Ребята, а давайте её откроем и посмотрим ,что внутри находится . Это снежинка , а здесь послание.
«Ребята , я олимпийская снежинка, я прилетела так как узнала то вы не только этом году хорошо учили грамоту и математику , но изучали самый мой любимый олимпийский вид спорта. И в мишень спортсмен стреляет, И на лыжах мчится он. А вид спорта называют. Очень просто: (Биатлон). )И по этому Олимпийский Комитет предлагает вам поучаствовать в нашей новой олимпиаде : Грамматические Олимпийских Играх. Вы испытаете свои силы в новых видах спорта! Каждый из вас может стать олимпийским чемпионом ! Желаем вам успехов!» За каждое правильное задание вам будут вруаться цветные медальки
Ребята, поучаствуем в Грамматических Олимпийских Играх по биатлону?
Дети: Да
Воспитатель: Значит сегодня вы станете олимпийскими спортсменами!
Все спортсмены перед началом соревнований проходят разминку и нам снежинка тоже составила грамматическую разминку
Воспитатель: Следующее задание ,чем отличаются звуки от букв
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Какие бывают гласные звуки?
Дети: А,О,У,И,Ы,Э. Те которые мы можем пропеть
Воспитатель: На какие группы делятся согласные звуки?
Дети: На согласные твёрдые и на согласные мягкие звуки.
Воспитатель: Придумайте слово где первый звук будет согласный твёрдый звук.
Воспитатель: Как мы можем узнать сколько слогов в слове?
Дети: По количеству гласных звуков, сколько гласных звуков столько и слогов.
Воспитатель: Молодцы а вот и наша первая медаль красного цвета
Воспитатель: А вот и второй конверт с заданием
:
Воспитатель: чтобы пройти отлично испытание и справиться со стрельбой биатлонисту понабиться …?
Дети: Снаряжение (экипировка)
Воспитатель: Предлагаю вам ребята пройти за столы и собрать себе экипировку. А что бы ее одеть нужно к каждому снаряжению подобрать схему .
Воспитатель: А где обычно делают лыжные трассы для биатлонистов?
Ребята назовите родственные слова к слову «лес»
Лес-лесной _ лесничий- лесники-лесовик
Воспитатель: А какие слова называют родственными
Дети: Это слова которые родные друг другу
Воспитатель: от теперь мы готовы бежать дистанцию. Ребята вспомните какие иды гонок бывают биатлоне?
Дети: эстафета, спринт, масстарт, индивидуальная гонка
Воспитатель: правильно ребята. И со вторым заданием мы справились успешно от вам и вторая медаль
А вот и третий конверт!
И первую гонку которую нам приготовила снежинка и олимпийский комитет называется « Буквенный масстарт».
- Продолжайте цепочку слов как можно быстрее чтобы добраться до финиша
(биатлон…А чтобы попасть мишень когда говоришь слово вставай ..
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, за это полагается третья медаль
Воспитатель: А мы отправляемся дальше. И следующие задание которое нам прислал олимпийский комитет это «Эстафета слов»
А правила здесь такие ( чтобы пробежать лыжную трасу отгадай загадку и подели его на слоги. А чтобы произвести выстрелы нужно будет сделать звуковой разбор
Загадка: Ты этого спортсмена назвать бы сразу смог и лыжник он отменный и меткий он стрелок (биатлонист)
Звуковой анализ слова
Биатлонист
Б-соглас.мяг.звон
И-глас безудар
А- глас беудар
Т-согл твер глухТ
Л-согл. Твер. Звон
О-гл безудар
Н-соглас мяг.звон
И-глас удар
С-соглас твер глух
Т-согл. Твер. глух
Воспитатель: Молодцы ребята . Вот ваша заслуженная 4 медаль
А вот и последний конверт
Это индивидуальная гонка. (чтобы пройти индивидуальную гонку нужно составить из слов которые у вас написаны на листочке предложения, а чтобы метко попасть начертить к этому предложению нему схему)
Воспитатель: Молодцы, и за это задание нам дали зеленую медаль.
Вам аплодисменты от снежинки и олимпийского комитета
Воспитатель: Вот мы выполнили се задания олимпийского комитета и снежинки .
Давайте соберем кольца вместе. Посмотрите ребята то получилось
Дети: символ олимпийских игр (означает дружбу континентов и всех спортсменов
Воспитатель: Вам понравилось наши ? Что было интересного? Какие были трудности?
Дети: Делали звуковой анализ слов, , подбирали родственные слова, составляли слова по модели, отгадывали загадки, , играли в игру «Цепочка слов».
Зимний биатлон вид спорта.
БОИТЛОНИСТ
костюм ботинки
Винтовка
очки лыжи