Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект программы внеурочной деятельности гуманитарной направленности «Смысловое чтение» для учащихся 5 класса

Цель– привлечь внимание учащихся к интересной содержательно и духовно богатой литературе. Задача – формирование у учащихся следующих аспектов понимания 1 способности сформировать общую смысловую версию понимаемого текста 2 логической основы понимания 3 символической основы понимания 4 понимания авторской позиции 5 умения построить выход из ситуации непонимания 6 умения углубить свое понимание в ситуации коллективной работы за счет понимания других людей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект программы внеурочной деятельности гуманитарной направленности «Смысловое чтение» для учащихся 5 класса

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской федерации от 31 мая 2021 года № 287, целями и задачами регионального проекта «Успех каждого ребенка», Программой развития и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1», а также на основе междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

В программе внеурочной деятельности «Смысловое чтение» учитываются основные идеи и положения программы развития школы, программы воспитания, программы формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Программа предназначена для работы по развитию связной речи учащихся 5 классов. В ней учтены и представлены в целостной системе все направления в работе по развитию речи учащихся с учетом их возрастных особенностей: овладение нормами русского литературного языка, обогащение их словарного запаса и грамматического строя речи, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в различных стилях и жанрах речи.

Источник отбора текстов – книги, профиль которых связан с передачей информации, их стиль служит в первую очередь задаче сообщения знаний и только во вторую – воздействию на ум, чувства и душу читателя. Главный источник текстов – научно-популярная, публицистическая и художественная литература для детей и подростков, которая, к сожалению, остаётся в библиотеках незаслуженно невостребованной.

Цель курса внеурочной деятельности – привлечь внимание учащихся к интересной содержательно и духовно богатой литературе.

Содержание текстов отвечает двум ведущим идеям:

Идейно-тематический потенциал текстов имеет гуманитарную направленность, что соответствует целям и задачам программы воспитания школы в условиях внедрения обновленных ФГОС.

Задача курса – формирование у учащихся следующих аспектов понимания:

1) способности сформировать общую смысловую версию понимаемого текста;

2) логической основы понимания;

3) символической основы понимания:

4) понимания авторской позиции;

5) умения построить выход из ситуации непонимания:

6) умения углубить своё понимание в ситуации коллективной работы за счёт понимания других людей.

Все эти аспекты понимания взаимосвязаны между собой, однако, их развитие может рассматриваться и достаточно автономно. Набор способов понимания, стоящих за его различными аспектами или функциями образует «пучок», в котором центральное место занимает способность сформировать общую смысловую версию понимаемого текста. Она и является способностью понимания.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Программа совмещает в себе различные формы проведения занятий: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная, игровая – а также проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности. Во время занятий осуществляется индивидуальный подход к детям.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные УУД: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами);

регулятивные УУД: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.

На занятиях «Смыслового чтения» формируется бережное отношение учащихся к национально-культурным ценностям. Содержание национально-регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, литературы, к традициям народов, населяющих наш регион, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.

В процессе реализации программы ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка и диагностика усвоения материала. На каждого учащегося составляется карта успешности, отражающая личностные, метапредметные, предметные результаты. Итоговой работой по завершению курса является творческий проект, Важными показателями успешности освоения программы являются: устойчивый интерес детей к изучению литературы, их успешное участие в мероприятиях.

Реализация программы предусматривает использование современных образовательных технологий:

- технология смыслового чтения;

- технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- технология проблемного обучения:

- проектная технология;

- информационные и коммуникационные технологии.

Организация внеурочной деятельности предполагает социальное партнерство, которое осуществляется совместно с сотрудниками муниципального бюджетного учреждения культуры «Городская библиотека» г. Нефтеюганска и читального зала Президентской библиотеки им. Б.Ельцина, Центра национальных культур, Храма Святого Духа, ЦДОД «Поиск». Активную помощь в работе оказывают родители. Такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

Содержание программы нацелено на использование современных учебных материалов. Помимо книг, знакомство с которыми предусмотрено программой, могут использоваться аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации, наглядные пособия и иллюстрации, словари, в том числе и электронные.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Курс внеурочной деятельности входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, и учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан.

Настоящий читатель. Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Домашняя библиотека. Личная библиотека. Быстрое чтение. Получение информации. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка, географии, истории. Сходство и различие текстов разных предметов.

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Технология понимания текста. Понимание текста – что это? Глубокое восприятие и понимание текста. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное.

Шаг первый. Чтение до чтения.

Шаг второй. Чтение во время чтения.

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула».

Читаем и думаем, размышляем.

Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное».

Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста.

Практическая работа с текстом Анны Коньковой «Поссам – Лучик» Словарь народа манси. Фольклорные мотивы.

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии.

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет».

Творческая работа по развитию читательских умений.

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения.

Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук».

Проект «Дружим с книгой». «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях».

Ты и твоя книга. Работа с текстами И. Линковой «Ты и твоя книга». Диспут на этическую тему.

Л. Успенский «Слово о словах». Работа с текстами книги Л. Успенского «Слово о словах». Устное сочинение в жанре лингвистического комментария к тексту «Почему в литературном языке появились нормы?»

Жанр «басня». Басни Лафонтена, Эзопа и И.А. Крылова. Самостоятельное творческое изложение стихотворения Б. Заходера «Странное происшествие» в жанре «басня».

А.И. Куприн «Ю-ю». «Изумруд». Работа с текстами о животных. Рассказ о животном с элементами описания.

Биографический очерк. Работа с текстами, написанными в жанре биографического очерка (из сборника воспоминаний «Бессмертие юных»).

В.В. Высоцкий. «Чужая колея». Работа с лирическим текстом. Определение символического смысла текста.

В.К. Железников «Чучело». Диспут по книге В.К. Железникова «Чучело».

Просмотр и обсуждение кинофильма Р.А. Быкова «Чучело». Конференция по книге и кинофильму «Чучело».

Диагностика. Определение уровня понимания текста.

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»

№ занятия

Раздел /Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Содержание

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Кого можно считать настоящим читателем?

1

Проблемная беседа

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга.

https://yuganlib.ru/

2 - 3

Экскурсия в библиотеку.

2

Экскурсия

Экскурсия в библиотеку. Домашняя библиотека. Личная библиотека. Настоящий читатель много читает.

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения.

https://www.prlib.ru/

https://litrekon.ru/

4

Читаем всё, что задано.

1

Практикум

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка, географии, истории. Сходство и различие текстов разных предметов.

https://yuganlib.ru/

5

Дискуссия «Твоё представление о настоящем читателе».

1

Дискуссия

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

https://www.prlib.ru/

6

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста.

1

Практикум

Продуктивное чтение – что это? Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное.

https://www.prlib.ru/

7

Чтение до чтения.

1

Круглый стол

Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.

https://litrekon.ru/

8

Чтение во время чтения.

1

Аналитическое чтение

Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Чувства и эмоции читателя.

https://yuganlib.ru/

https://www.prlib.ru/

9

Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула».

1

Практикум

Медленное вдумчивое чтение.

Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев, схематизировать.

https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/lev-tolstoj/akula

10

Читаем, думаем, размышляем.

1

Аналитическое чтение

11

Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное».

1

Практикум

https://infourok.ru/e-permyak-samoe-strashnoe-urok-smislovogo-chteniya-3752234.html

https://videouroki.net/razrabotki/urok-litieraturnogho-chtieniia-proizviedieniie-ie-piermiaka-samoie-strashnoie.html

12

Читаем, мысленно рисуем, представляем.

1

Аналитическое чтение

https://www.prlib.ru/

13

Практическая работа с текстом Анны Коньковой «Поссам – Лучик».

1

Наблюдение и исследование

Особенности национальной литературы. Словарь народа манси. Фольклорные мотивы в произведении.

https://infourok.ru/prezentaciyaurok-literaturnogo-chteniya-po-skazkam-anni-mitrofanovni-konkovoy-klass-404271.html

https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/tsiklzaniatiipovnieurochnoidieiatielnosti2skazkinarodovsievieratiumienskaiaoblast

14

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот».

1

Практикум

Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/132539-pedagogicheskij-proekt-znakomstvo-s-tvorchest

https://pandia.org/text/77/130/624.php

15

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет».

1

Практикум

Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/poetichieskiieminiatiuryiukovalbukiet

http://www.myshared.ru/slide/58197/

16

Чтение после чтения.

1

Мониторинг

Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы.

https://www.prlib.ru/

17-18

Ты и твоя книга. Тексты И. Линковой «Ты и твоя книга».

2

Диспут

Работа с текстами И. Линковой «Ты и твоя книга».

Диспут на этическую тему.

https://infourok.ru/bibliotechnyj-urok-ty-i-tvoya-kniga-4235426.html

19-20

Л. Успенский «Слово о словах».

2

Творческая работа – лингвистический комментарий

Работа с текстами книги Л. Успенского «Слово о словах». Устное сочинение в жанре лингвистического комментария к тексту «Почему в литературном языке появились нормы?»

https://yandex.ru/video/preview/14927702905035782859

21

Жанр «басня». Басни Лафонтена, Эзопа и И.А. Крылова.

1

Написание творческого изложения

Самостоятельное творческое изложение стихотворения Б. Заходера «Странное происшествие» в жанре «басня».

https://yandex.ru/video/preview/1273854004858763886

https://interneturok.ru/lesson/literatura/5-klass/istoki-basennogo-zhanra/zhanr-basni-istoki-basennogo-tvorchestva

22

А.И. Куприн. «Ю-ю». «Изумруд».

1

Практикум

Работа с текстами о животных.

Рассказ о животном с элементами описания

https://multiurok.ru/index.php/files/a-i-kuprin-iu-iu-5-klass.html

https://infourok.ru/videourok-mir-zhivotnih-ikuprina-obsuzhdenie-rasskazov-2714725.html

23

Биографический очерк.

1

Беседа

Работа с текстами, написанными в жанре биографического очерка (из сборника воспоминаний «Бессмертие юных»)

https://writingfor.online/post/kak-napisat-biograficheskij-ocherk/

24

В.В. Высоцкий. «Своя колея».

1

Практикум

Работа с лирическим текстом.

Определение символического смысла текста

https://infourok.ru/vladimir-vysockij-svoya-koleya-4753698.html

25-26

В.К. Железников. «Чучело».

2

Онлайн-кинозал

Диспут по книге и кинофильму

«Чучело».

Выявление разницы между художественным произведением и кинофильмом по одноименному произведению, авторской позицией и режиссёрским замыслом.

https://www.youtube.com/watch?v=RBY6U_Aq33I

https://yandex.ru/video/preview/10723943669323931447

27-28

Просмотр и обсуждение кинофильма

Р.А. Быкова «Чучело».

2

Диспут

https://yandex.ru/video/preview/14730273255879608811

29

Выбор темы проекта.

Работа с источниками.

1

Исследование

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта:

«Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей.

https://www.prlib.ru/

30-32

Подготовка

проекта.

3

Консультация

Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.

Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.

https://www.prlib.ru/

33-34

Защита проекта.

2

Конференция

35

Диагностика читательской компетентности.

1

Практикум-диагностика

Определение уровня понимания текста.

Приложение 1

Критерии оценивания уровня сформированности навыка смыслового чтения

(индивидуальный прогресс каждого ученика)

ФИО____________________________________________

Группы метапредметных результатов

Критерии

3

балла

2

балла

1

балл

0

баллов

Кол-во баллов

начало года

Кол-во баллов

конец года

1) Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и грамотно сформулировал тему и главную мысль текста

Определил тему текста, не смог сформулировать главную мысль

Не сформулировал тему и главную мысль текста

Умение составлять план текста

Составил сложный план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

Не составил план

Умение восстанавливать последовательность событий

Последовательность событий не нарушена

Допустил ошибку в последовательности двух событий

Последовательность событий нарушена

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

Ответ не соответствует содержанию текста

2) Интерпретация информации

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

3) Преобразование информации

Умение представлять информацию в различных формах (таблицы, схемы, кластеры, синквейны и т.д.)

Верно выделил всю основную информацию, грамотно представил её в предложенной форме.

Верно выделил основную информацию, не совсем корректно и грамотно представил её в предложенной форме.

Не выделил основную информацию; выделил, но некорректно представил её.

4) Оценка информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, аргументировано объясняя свое мнение

Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог подобрать чёткие аргументы для обоснования позиции.

Без интереса отнёсся к полученной информации, не высказал никаких суждений

Соответствие баллов формирующего оценивания уровню овладения навыками смыслового чтения

ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ

УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

27-24

высокий

23-16

средний

13-15

низкий

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Демонстрационные печатные пособия:

- грамматические таблицы по основным разделам изучаемого материала;

2. Информационно – коммуникационные средства:

- мультимедийные обучающие программы;

- компьютерные словари;

- электронные библиотеки.

3. Техническое оснащение кабинета:

- мультимедийный компьютер с пакетом прикладных программ;

- акустические колонки;

- проектор;

- интерактивная доска;

- средства телекоммуникации

- принтер лазерный

Словари

Название

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

Школьный орфоэпический словарь русского языка

П.А.Лекант

В.В.Лебедева

«Просвещение»

2009

14

Фразеологический словарь

Н.В.Баско

В.И.Зимин

«АСТ-ПРЕСС»

2010

14

Школьный словарь иностранных слов

В.В.Одинцов

В.В.Иванов

«Просвещение»

2010

13

Толковый словарь для школьников

Т.И.Козлова

Айрис-Пресс

2010

14

Словарь паронимов русского языка

Ю.А.Бельчиков

М.С.Панюшева

Астрель

2008

14

Словарь синонимов и антонимов

М.Е.Шеншуренко

РОСТ книга

2009

13

Школьный словообразователь-ный словарь русского языка

А.Н. Тихонов

«Цитадель –трейд»

2011

15

Школьный морфемный словарь русского языка

Н.А. Николина

«Русское слово»

2011

5

Этимологический словарь русского языка

Макс Фасмер

«Азбука»

1996

4

Словообразовате-льный словарь русского языка

А.Н. Тихонов

«Астрель»

2008

2

Толковый словарь

С.И. Ожегов

«Азь»

1999

1

Большой толковый словарь

Русских существительных

Л.Г.Бабенко

«АСТ-ПРЕСС»

2005

1

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области