Проект программы внеурочной деятельности гуманитарной направленности «Смысловое чтение» для учащихся 5 класса
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской федерации от 31 мая 2021 года № 287, целями и задачами регионального проекта «Успех каждого ребенка», Программой развития и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1», а также на основе междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
В программе внеурочной деятельности «Смысловое чтение» учитываются основные идеи и положения программы развития школы, программы воспитания, программы формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Программа предназначена для работы по развитию связной речи учащихся 5 классов. В ней учтены и представлены в целостной системе все направления в работе по развитию речи учащихся с учетом их возрастных особенностей: овладение нормами русского литературного языка, обогащение их словарного запаса и грамматического строя речи, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в различных стилях и жанрах речи.
Источник отбора текстов – книги, профиль которых связан с передачей информации, их стиль служит в первую очередь задаче сообщения знаний и только во вторую – воздействию на ум, чувства и душу читателя. Главный источник текстов – научно-популярная, публицистическая и художественная литература для детей и подростков, которая, к сожалению, остаётся в библиотеках незаслуженно невостребованной.
Цель курса внеурочной деятельности – привлечь внимание учащихся к интересной содержательно и духовно богатой литературе.
Содержание текстов отвечает двум ведущим идеям:
Идейно-тематический потенциал текстов имеет гуманитарную направленность, что соответствует целям и задачам программы воспитания школы в условиях внедрения обновленных ФГОС.
Задача курса – формирование у учащихся следующих аспектов понимания:
1) способности сформировать общую смысловую версию понимаемого текста;
2) логической основы понимания;
3) символической основы понимания:
4) понимания авторской позиции;
5) умения построить выход из ситуации непонимания:
6) умения углубить своё понимание в ситуации коллективной работы за счёт понимания других людей.
Все эти аспекты понимания взаимосвязаны между собой, однако, их развитие может рассматриваться и достаточно автономно. Набор способов понимания, стоящих за его различными аспектами или функциями образует «пучок», в котором центральное место занимает способность сформировать общую смысловую версию понимаемого текста. Она и является способностью понимания.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Программа совмещает в себе различные формы проведения занятий: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная, игровая – а также проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности. Во время занятий осуществляется индивидуальный подход к детям.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные УУД: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами);
регулятивные УУД: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.
На занятиях «Смыслового чтения» формируется бережное отношение учащихся к национально-культурным ценностям. Содержание национально-регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, литературы, к традициям народов, населяющих наш регион, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
В процессе реализации программы ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка и диагностика усвоения материала. На каждого учащегося составляется карта успешности, отражающая личностные, метапредметные, предметные результаты. Итоговой работой по завершению курса является творческий проект, Важными показателями успешности освоения программы являются: устойчивый интерес детей к изучению литературы, их успешное участие в мероприятиях.
Реализация программы предусматривает использование современных образовательных технологий:
- технология смыслового чтения;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- технология проблемного обучения:
- проектная технология;
- информационные и коммуникационные технологии.
Организация внеурочной деятельности предполагает социальное партнерство, которое осуществляется совместно с сотрудниками муниципального бюджетного учреждения культуры «Городская библиотека» г. Нефтеюганска и читального зала Президентской библиотеки им. Б.Ельцина, Центра национальных культур, Храма Святого Духа, ЦДОД «Поиск». Активную помощь в работе оказывают родители. Такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимообмена опытом, полученными результатами.
Содержание программы нацелено на использование современных учебных материалов. Помимо книг, знакомство с которыми предусмотрено программой, могут использоваться аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации, наглядные пособия и иллюстрации, словари, в том числе и электронные.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Курс внеурочной деятельности входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, и учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан.
Настоящий читатель. Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Домашняя библиотека. Личная библиотека. Быстрое чтение. Получение информации. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка, географии, истории. Сходство и различие текстов разных предметов.
Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Технология понимания текста. Понимание текста – что это? Глубокое восприятие и понимание текста. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное.
Шаг первый. Чтение до чтения.
Шаг второй. Чтение во время чтения.
Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула».
Читаем и думаем, размышляем.
Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное».
Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста.
Практическая работа с текстом Анны Коньковой «Поссам – Лучик» Словарь народа манси. Фольклорные мотивы.
Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии.
Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет».
Творческая работа по развитию читательских умений.
Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения.
Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук».
Проект «Дружим с книгой». «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях».
Ты и твоя книга. Работа с текстами И. Линковой «Ты и твоя книга». Диспут на этическую тему.
Л. Успенский «Слово о словах». Работа с текстами книги Л. Успенского «Слово о словах». Устное сочинение в жанре лингвистического комментария к тексту «Почему в литературном языке появились нормы?»
Жанр «басня». Басни Лафонтена, Эзопа и И.А. Крылова. Самостоятельное творческое изложение стихотворения Б. Заходера «Странное происшествие» в жанре «басня».
А.И. Куприн «Ю-ю». «Изумруд». Работа с текстами о животных. Рассказ о животном с элементами описания.
Биографический очерк. Работа с текстами, написанными в жанре биографического очерка (из сборника воспоминаний «Бессмертие юных»).
В.В. Высоцкий. «Чужая колея». Работа с лирическим текстом. Определение символического смысла текста.
В.К. Железников «Чучело». Диспут по книге В.К. Железникова «Чучело».
Просмотр и обсуждение кинофильма Р.А. Быкова «Чучело». Конференция по книге и кинофильму «Чучело».
Диагностика. Определение уровня понимания текста.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
№ занятия | Раздел /Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Содержание | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Кого можно считать настоящим читателем? | 1 | Проблемная беседа | Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. | |
2 - 3 | Экскурсия в библиотеку. | 2 | Экскурсия | Экскурсия в библиотеку. Домашняя библиотека. Личная библиотека. Настоящий читатель много читает. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. | |
4 | Читаем всё, что задано. | 1 | Практикум | Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка, географии, истории. Сходство и различие текстов разных предметов. | |
5 | Дискуссия «Твоё представление о настоящем читателе». | 1 | Дискуссия | Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации. | |
6 | Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. | 1 | Практикум | Продуктивное чтение – что это? Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное. | |
7 | Чтение до чтения. | 1 | Круглый стол | Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. | |
8 | Чтение во время чтения. | 1 | Аналитическое чтение | Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Чувства и эмоции читателя. | |
9 | Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». | 1 | Практикум | Медленное вдумчивое чтение. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев, схематизировать. | https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/lev-tolstoj/akula |
10 | Читаем, думаем, размышляем. | 1 | Аналитическое чтение | ||
11 | Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное». | 1 | Практикум | https://infourok.ru/e-permyak-samoe-strashnoe-urok-smislovogo-chteniya-3752234.html https://videouroki.net/razrabotki/urok-litieraturnogho-chtieniia-proizviedieniie-ie-piermiaka-samoie-strashnoie.html | |
12 | Читаем, мысленно рисуем, представляем. | 1 | Аналитическое чтение | ||
13 | Практическая работа с текстом Анны Коньковой «Поссам – Лучик». | 1 | Наблюдение и исследование | Особенности национальной литературы. Словарь народа манси. Фольклорные мотивы в произведении. | |
14 | Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». | 1 | Практикум | Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии. | |
15 | Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». | 1 | Практикум | Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений. | https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/poetichieskiieminiatiuryiukovalbukiet |
16 | Чтение после чтения. | 1 | Мониторинг | Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. | |
17-18 | Ты и твоя книга. Тексты И. Линковой «Ты и твоя книга». | 2 | Диспут | Работа с текстами И. Линковой «Ты и твоя книга». Диспут на этическую тему. | https://infourok.ru/bibliotechnyj-urok-ty-i-tvoya-kniga-4235426.html |
19-20 | Л. Успенский «Слово о словах». | 2 | Творческая работа – лингвистический комментарий | Работа с текстами книги Л. Успенского «Слово о словах». Устное сочинение в жанре лингвистического комментария к тексту «Почему в литературном языке появились нормы?» | |
21 | Жанр «басня». Басни Лафонтена, Эзопа и И.А. Крылова. | 1 | Написание творческого изложения | Самостоятельное творческое изложение стихотворения Б. Заходера «Странное происшествие» в жанре «басня». | |
22 | А.И. Куприн. «Ю-ю». «Изумруд». | 1 | Практикум | Работа с текстами о животных. Рассказ о животном с элементами описания | https://multiurok.ru/index.php/files/a-i-kuprin-iu-iu-5-klass.html https://infourok.ru/videourok-mir-zhivotnih-ikuprina-obsuzhdenie-rasskazov-2714725.html |
23 | Биографический очерк. | 1 | Беседа | Работа с текстами, написанными в жанре биографического очерка (из сборника воспоминаний «Бессмертие юных») | https://writingfor.online/post/kak-napisat-biograficheskij-ocherk/ |
24 | В.В. Высоцкий. «Своя колея». | 1 | Практикум | Работа с лирическим текстом. Определение символического смысла текста | https://infourok.ru/vladimir-vysockij-svoya-koleya-4753698.html |
25-26 | В.К. Железников. «Чучело». | 2 | Онлайн-кинозал | Диспут по книге и кинофильму «Чучело». Выявление разницы между художественным произведением и кинофильмом по одноименному произведению, авторской позицией и режиссёрским замыслом. | |
27-28 | Просмотр и обсуждение кинофильма Р.А. Быкова «Чучело». | 2 | Диспут | ||
29 | Выбор темы проекта. Работа с источниками. | 1 | Исследование | Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. | |
30-32 | Подготовка проекта. | 3 | Консультация | Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. | |
33-34 | Защита проекта. | 2 | Конференция | ||
35 | Диагностика читательской компетентности. | 1 | Практикум-диагностика | Определение уровня понимания текста. |
Приложение 1
Критерии оценивания уровня сформированности навыка смыслового чтения
(индивидуальный прогресс каждого ученика)
ФИО____________________________________________
Группы метапредметных результатов | Критерии | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | Кол-во баллов начало года | Кол-во баллов конец года |
1) Поиск информации и понимание прочитанного | Умение определять тему и главную мысль текста | Определил и грамотно сформулировал тему и главную мысль текста | Определил тему текста, не смог сформулировать главную мысль | Не сформулировал тему и главную мысль текста | |||
Умение составлять план текста | Составил сложный план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена | Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена | Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена | Не составил план | |||
Умение восстанавливать последовательность событий | Последовательность событий не нарушена | Допустил ошибку в последовательности двух событий | Последовательность событий нарушена | ||||
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста | Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста | Ответ не соответствует содержанию текста | ||||
2) Интерпретация информации | Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст | Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста | Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания | Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов) | |||
3) Преобразование информации | Умение представлять информацию в различных формах (таблицы, схемы, кластеры, синквейны и т.д.) | Верно выделил всю основную информацию, грамотно представил её в предложенной форме. | Верно выделил основную информацию, не совсем корректно и грамотно представил её в предложенной форме. | Не выделил основную информацию; выделил, но некорректно представил её. | |||
4) Оценка информации | Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний | Высказал личное отношение к тексту, аргументировано объясняя свое мнение | Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог подобрать чёткие аргументы для обоснования позиции. | Без интереса отнёсся к полученной информации, не высказал никаких суждений |
Соответствие баллов формирующего оценивания уровню овладения навыками смыслового чтения
ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ | УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ |
27-24 | высокий |
23-16 | средний |
13-15 | низкий |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Демонстрационные печатные пособия:
- грамматические таблицы по основным разделам изучаемого материала;
2. Информационно – коммуникационные средства:
- мультимедийные обучающие программы;
- компьютерные словари;
- электронные библиотеки.
3. Техническое оснащение кабинета:
- мультимедийный компьютер с пакетом прикладных программ;
- акустические колонки;
- проектор;
- интерактивная доска;
- средства телекоммуникации
- принтер лазерный
Словари
Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол-во экземпляров |
Школьный орфоэпический словарь русского языка | П.А.Лекант В.В.Лебедева | «Просвещение» | 2009 | 14 |
Фразеологический словарь | Н.В.Баско В.И.Зимин | «АСТ-ПРЕСС» | 2010 | 14 |
Школьный словарь иностранных слов | В.В.Одинцов В.В.Иванов | «Просвещение» | 2010 | 13 |
Толковый словарь для школьников | Т.И.Козлова | Айрис-Пресс | 2010 | 14 |
Словарь паронимов русского языка | Ю.А.Бельчиков М.С.Панюшева | Астрель | 2008 | 14 |
Словарь синонимов и антонимов | М.Е.Шеншуренко | РОСТ книга | 2009 | 13 |
Школьный словообразователь-ный словарь русского языка | А.Н. Тихонов | «Цитадель –трейд» | 2011 | 15 |
Школьный морфемный словарь русского языка | Н.А. Николина | «Русское слово» | 2011 | 5 |
Этимологический словарь русского языка | Макс Фасмер | «Азбука» | 1996 | 4 |
Словообразовате-льный словарь русского языка | А.Н. Тихонов | «Астрель» | 2008 | 2 |
Толковый словарь | С.И. Ожегов | «Азь» | 1999 | 1 |
Большой толковый словарь Русских существительных | Л.Г.Бабенко | «АСТ-ПРЕСС» | 2005 | 1 |