Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнетимерсянская средняя школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (дошкольная группа)
Конспект занятия по безопасности дорожного движения
«Дорожные знаки»
Воспитатель: Сидорова Галина Ивановна
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип занятия: тематическое занятие.
Тема: «Дорожные знаки».
Цель: Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.
Образовательные задачи:
Сформировать у детей представление о предупреждающих, запрещающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.
Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице.
Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.
Развивающие задачи:
Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания.
Развивать логическое мышление, воображение, творческие способности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им.
Воспитывать активность, инициативность детей; Вызвать желание помогать друзьям.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации дорожных знаков, один большой конверт, четыре маленьких конверта с заданиями и подсказками, жезл, пазлы «Светофор», бубен.
Раздаточный материал: раскраски дорожных знаков, карандаши, восковые мелки.
Дополнительное оборудование: мольберт, два стола, музыкальная колонка, флэшка.
Предварительная работа: - беседа «Сигналы светофора», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»;
- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»;
- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»;
- заучивание стихотворений, загадок;
- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Словарь новых слов: регулировщик, жезл, знаки сервиса, сотрудники ГИБДД.
Формы работы: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Методы и приёмы:
Словесный – загадывание загадок, вопросы к детям, чтение стихотворения.
Наглядный – показ иллюстраций, образец для раскрашивания.
Практический – раскрашивание дорожных знаков, д/и «Собери светофор».
Игровой – игровая ситуация (помогают сотрудникам ГИБДД найти светофор, и вернуть его на опасный перекрёсток).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, продуктивная.
Индивидуальная работа: привлекать мало активных детей к игровой и практической деятельности, помощь в раскрашивании дорожных знаков.
Мотивация: помочь сотрудникам ГИБДД найти светофор.
Продолжительность занятия: 30 минут.
План занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Вводная часть. | Мотивация деятельности: появление письма, в котором сотрудники ГИБДД просят найти светофор и вернуть его на опасный перекрёсток. | 3 минуты |
Основная часть | Поиск конвертов с заданиями и подсказками. Игра «Разрешается-запрещается», малоподвижная игра «Передай жезл», физкультминутка «Дорожные знаки», д/и «Дорожная азбука», раскрашивание дорожных знаков. | 24 минуты |
Заключительная часть | Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей. | 3 минуты |
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.
Вот она - азбука над головой:
Знаки мы видим повсюду с тобой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
О чем мы будем сегодня говорить?
(ответы детей)
Мы очень часто слышим выражение:
«Участники дорожного движения»
Скажите, кто же это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, участники движения это пешеходы, водители и пассажиры. Стук в дверь. Кто это к нам стучится?
Входит почтальон у него в руках большой конверт, который передаёт воспитателю.
Воспитатель: Ребята! К нам на группу пришло письмо: «Для ребят из группы «Подсолнушки» от сотрудников ГИБДД. Давайте быстрее откроем!
«Дорогие ребята!
Мы, сотрудники ГИБДД, очень просим вас найти светофор, который пропал с очень опасного перекрестка! Чтобы не произошли на данном перекрестке какиенибудь неприятности, помогите нам его найти! Для этого вам придетсяпройти непростые испытания, проверив свои знания о правилах безопасности на дорогах и о дорожных знаках. Надеемся на вашу смекалку и внимательность!»
Воспитатель: Ребята, поможем найти? Перед тем как начать поиски, предлагаю нам провести разминку.
Игра «Разрешается-запрещается».
Воспитатель: Я читаю предложение, а вы заканчиваете его словами «разрешается» или «запрещается».
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Тут шалить, мешать народу…(запрещается).
Быть примерным пешеходом… (разрешается).
В мяч играть на остановке… (запрещается).
Идти толпой по тротуару…(запрещается).
Обходить автобус сзади… (разрешается)
Ну, а спереди, конечно… (запрещается).
Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом (запрещается).
Выбегать на проезжую часть…(запрещается).
Если ты гуляешь просто - все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи.
Переход при красном свете… (запрещается).
При зеленом даже детям… (разрешается).
- Играть возле проезжей части…(запрещается).
- Уважать правила дорожного движения…… (разрешается).
Воспитатель: Молодцы вы хорошо справились с разминкой.
К состязаниям вы готовы? Нам нужно будет действовать слаженно и дружно. Слушать друг друга и помогать друг другу. Согласны? Я убедилась, что вы готовы к путешествию и уже знакомы с правилами дорожного движения!
Ребята, здесь ещё что-то написано. Послушайте.
«Пройдите все этапы маршрута. За каждое выполненное задание вы получите подсказку и пазлы. В конце маршрута соберите «пропавший» предмет.
Воспитатель. Итак, читаем первое задание «В вашей группе, в уголке безопасности вы найдете конверт с 1-м заданием».
(Дети находят конверт и выполняют 1-ое задание.)
Задание 1. «Дорожная азбука»
Перед участниками располагается набор дорожных знаков. Воспитатель загадывает загадки, а участники показывают соответствующий дорожный знак и называют его.
Погляди скорей, водитель: здесь для пеших - переход.
Значит, чтоб не навредить им, ты обязан сбавить ход!
(«Пешеходный переход»)
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
(Знак «Место остановки автобуса»)
Затихают все моторы, и внимательны шоферы,
Если знаки говорят: «Близко школа, детский сад!»
(«Осторожно! Дети»)
Здесь какие-то работы, ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу лучше просто обойти!
(«Дорожные работы»)
Шли из сада мы домой, видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед, ничего другого нет...
(«Велосипедное движение запрещено»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт
Медицинской …. (помощи)
Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт …. (питания)
Воспитатель: Ребята, дорожные знаки делятся на указательные, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса и т.д.
Указательные знаки – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса».
Предупреждающие – «Осторожно, дети!», «Дорожные работы».
Запрещающие – «Велосипедное движение запрещено».
Знаки сервиса – «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с первым заданием, поэтому получаете пазлы, и следующую подсказку. Двигаемся дальше.
Подсказка:
«Следующий конверт с заданием вы найдете в спортивном уголке».
(Дети находят конверт и выполняют 2-ое задание.)
Задание 2. «Передай жезл»
Дети выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передается игроку слева. Передача идёт под бубен. Как только бубен перестает звучать, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое ПДД (или дорожный знак).
Воспитатель если требуется, задает наводящие вопросы типа:
На какой цвет можно переходить улицу?
В каком месте можно переходить улицу?
Как называются дорожки, по которым идут пешеходы? Как называется дорога, по которой едут машины?
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием, поэтому получаете пазлы и следующую подсказку.
Подсказка:
«Ещё один конверт с заданием в математическом уголке».
(Дети находят конверт и выполняют 3-е задание.)
Задание 3. «Дорожные знаки»
Воспитатель: Ну что, устали, давайте разомнёмся.
Воспитатель показывает знаки, а ребята выполняют различные действия в зависимости от того, какой знак показан.
«Пешеходный переход» (шагают на месте),
«Движение пешеходов запрещено» (стоят на месте),
«Дорожные работы» (имитация – копают землю),
«Скользкая дорога» (качаются с ноги на ногу),
«Велосипедная дорожка» (имитация – едут на велосипеде).
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием, поэтому получаете пазлы и следующую подсказку.
Подсказка:
«Ещё один конверт с заданием найдёте возле ёлки».
(Дети находят конверт и выполняют 4-е задание.)
Задание 4. «Раскрась дорожный знак».
Воспитатель: Ребята проходите за столы. Садитесь (проверяет осанку).
Работать будем подгруппами, у каждой подгруппы свой знак.
Как называется ваш дорожный знак? (пункт медицинской помощи). К какой группе дорожных знаков он относится? (знаки сервиса)
А ваш знак как называется? К какой группе относится?
Ребята, я вам предлагаю на выбор карандаши и восковые мелки. Преступайте к выполнению задания (включаю музыку для творчества).
Самостоятельная работа детей (помощь воспитателя, если потребуется).
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые дорожные знаки получились. Вот вам ещё пазлы.
Воспитатель: Ну что, ребята, мы с вами сегодня вспомнили правила дорожного движения. И я убедилась, что вы знаете их хорошо. Теперь самое главное для вас – применять их всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример хорошего, осторожного и внимательного участника дорожного движения. Значит, мы выполнили все задания и получили все пазлы.
Давайте разместим их на мольберте и посмотрим, что у нас получилось.
(Дети собирают пазлы – это светофор)
Воспитатель: Ребята, мы нашли светофор, теперь вернём его на опасный участок дороги.
Итог:
Что мы сегодня делали? (искали светофор, выполняли различные задания)
Для чего мы искали светофор? (чтобы вернуть его на опасный перекрёсток)
А для чего нам нужны дорожные знаки? (чтобы соблюдать правила дорожного движения)
Какие группы дорожных знаков вы знаете? (предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса, указывающие и т.д)
Дополнительное задание: П/и «Светофор»