Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Музыкальный слух, его разновидности и возможности развития.

Тезисное раскрытие темы возможностей развития и разновидностей музыкального слуха.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

А. Е. Козлов,

Преподаватель филиала Алтайского государственного музыкального колледжа в г. Рубцовске.

Научный руководитель – доктор педагогических наук,

профессор Н.В. Серегин (АГИК, г. Барнаул)

Музыкальный слух, его разновидности и возможности развития.

Музыка наполняет нашу жизнь яркими эмоциями и переживаниями. Она может заставить наши сердца биться сильнее или же вгонять в тоску. Музыка – великое искусство, которым овладевают и которое совершенствуют на протяжении многих веков. Для занятий музыкой, как повелось, требуется наличие музыкального слуха, которым некоторые, по их мнению, напрочь обделены. Что же такое музыкальный слух?

Мы привыкли считать, что обладатели музыкального слуха – что-то вроде избранных, которые обладают поистине уникальным даром. Если мы не умеем петь, то сразу же начинаем причитать, что нам «медведь на ухо наступил» и мы ни на что не годны. Голос и слух развиваются как одновременно, так и обособлено. У вас может быть просто ангельский голос во время разговора, но если с музыкальным слухом туго, то стоит запеть, и все забудут, как прекрасен ваш голос. С другой стороны – человек с абсолютным слухом, у которого слабый, не поставленный голос. В пении такого человека будет присутствовать некая мелодичность, но слабый голос просто не позволит взять определённые ноты.

Начнём сначала. Слух человеку дан для распознавания звуков, общения, ориентировки в пространстве и для предостережения опасности. Звуки бывают разной высоты и несут разный характер. От ласкающих слух переливов птиц, до истошных воплей стёртых тормозных колодок маршруток.

Музыка, в свою очередь – это гармоническая последовательность звуков разной высоты.

Музыкальный слух не является какой-то сверхчеловеческой способностью – это память на высоту звуков, их длительность, последовательность. И разница лишь в том, что кто-то рождается с более развитой памятью такого рода, но это не значит, что музыкальный слух нельзя развить. Рассмотрим различные виды музыкального слуха по отдельности.

Абсолютный слух – это способность без колебаний распознавать любую ноту звукоряда на слух и воспроизводить её посредством голоса. Касается это не только нот, но и любых других звуков: телефонный звонок, сирена и так далее.

Относительный слух. Отличие этого типа слуха от абсолютного заключается в том, что человеку требуется предварительная настройка. То есть предварительное проигрывание какой-либо мелодии, или взятой на музыкальном инструменте ноты, с последующим мысленным построением звукоряда. Поддаётся развитию в процессе занятий музыкой.

Мелодический слух. Возможность распознавать структуру мелодии, ритмическую составляющую, направление звуков, а также воспроизведение мелодии голосом. Тоже развивается.

Гармонический слух. Способность различать созвучия – аккорды, и раскладывать их на составляющие ноты. К примеру, подбор аккомпанемента к мелодии на музыкальном инструменте. Человек способен делать это, даже не зная нот.

Внутренний слух. Внутреннее понимание и представление интонации и высоты звуков. На начальном уровне не координируется с голосом. Выражается в подборе мелодий на слух и воспроизведении их на музыкальном инструменте. На профессиональном уровне предполагает чёткое понимание нотного текста. Простыми словами – смотря на ноты, они играют у вас в голове. Таким образом, оперируют профессиональные музыканты и композиторы – чтобы понять произведение, достаточно просмотреть страницы с нотами.

Можно ли развить музыкальный слух? Развитие музыкального слуха предполагает более тонкие манипуляции с музыкой, так как сам по себе он есть у каждого с рождения. Музыкальным слухом мы пользуемся день ото дня – мы распознаём человека по голосу, определяем по интонациям его характер, настроение, намерения. Если вы плохо поёте и сами это понимаете – уже хорошо, так как вы осознаёте, что пропетый вами куплет знакомой песни звучит не должным образом. Если любите и слушаете музыку, будьте уверены, что с вашим слухом всё в порядке, так как отсутствовать музыкальный слух напрочь не может – это всё равно, что глухота.

Если вы решили заняться музыкой, но при этом абсолютным слухом не обладаете – не отчаивайтесь. Усердно занимаясь с преподавателем и самостоятельно, вы обязательно добьётесь желаемых результатов. Только помните, что делать это нужно систематически. Специальным развитием музыкального слуха занимается дисциплина сольфеджио. Когда вы играете на музыкальных инструментах, ваш слух также развивается.

Развитие музыкальности – это не только хорошая память на высоту звуков, умение держать ритм или читать ноты. Это, прежде всего многообразие эмоций и чувств, сопоставимых и выражаемых в музыке. Если вы превращаете занятие музыкой в сухой механический процесс, то и результат будет соответственным. Музыку, прежде всего, нужно чувствовать и пропускать через собственные мысли и переживания, если вы это уясните, то успех от ваших музыкальных стараний не заставит себя ждать.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области