ВОСПИТАТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ ИЛИ ВТОРАЯ МАМА?
Воспитатель МБДОУ №167 г. Иркутска,
Лесик Людмила Ивановна
Воспитатель - это профессионал, который заботится о детях в детском саду или школе. Воспитатели не только обучают детей чтению, письму и арифметике, но и помогают им развиваться как личности.
Воспитатель - это не просто учитель, но и вторая мама для многих детей. Воспитатель должен быть готовым удовлетворить все потребности детей, которые могут быть различными в зависимости от каждого ребенка. Воспитатель должен создавать для детей дружественную и безопасную среду, где они могут чувствовать себя комфортно. Он должен понимать, что каждый ребенок уникален и должен учитывать это при работе с ним.
Воспитатель, проводит с детьми большую часть своего времени, занимается с ними, готовит к школе, учит доброте, любознательности, чуткости, уважению к старшим, милосердию к младшим и более слабым. Все главные качества характера закладываются в детстве. Поэтому для многих ребят и их родителей воспитатель остается в памяти как первый учитель, а кто-то из воспитанников до сих пор называет ее второй мамой.
Трудно переоценить роль воспитателя. Не только воспитателя, но и любого работника детского учреждения. Именно от их поведения зависит психологическое состояние каждого ребенка в отдельности, отношения между детьми, в конечном итоге общее отношение ребенка к группе. Это очень важно. Человек, говоря словами Маркса, - «существо общественное». Вне общества он не может существовать, развиваться, становиться личностью.
Умение человека жить среди людей сразу же не возникает, оно не врожденно. Ребенка приучают жить среди людей, можно сказать, с момента рождения, формируя у него индивидуальные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки дисциплинированного, культурного поведения.
Работа воспитателя – кропотливый каждодневный труд, требующий много любви, терпения, сил и полной самоотдачи, ведь воспитатель должен уметь быть и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником-учителем для каждого малыша, пришедшего в детский сад. Не каждый человек, получив профессию воспитателя, может им работать. Именно воспитатель лелеет в своих тёплых ладонях души и разум своих маленьких воспитанников, без остатка отдавая им педагогический талант и свою любовь. Выпустить ребят в большую жизнь счастливыми – мечта каждого хорошего воспитателя.
Индивидуальные психологические качества ребенка не могут развиваться в отрыве от социальных. Одно тесно связано с другим. Эмоциональная неустойчивость ребенка мешает его играм со сверстниками, вызывает их отрицательное отношение. Ребенок по - своему реагирует на это. Неприязнь к товарищам может распространиться на правила игры, на принятые в группе нормы поведения. Отсюда не так далеко и до негативного отношения к некоторым нормам общественной жизни. Овладеть ими значит овладеть первыми ступенями нравственности, которые ведут в «большую мораль» всего общества.
Непринятие групповых норм у ребенка начинается обычно с обострения отношений в группе, со сверстниками. Мудрость воспитателя состоит прежде всего в том, чтобы это взаимодействие не нарушалось, чтобы жизнь ребенка в группе не омрачалась тяжелыми для него переживаниями. «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания",- писал В. А. Сухомлинский. Это одновременно одна из труднейших задач. Здесь важно не только умение видеть отношения между детьми, но и способность предвидеть их развитие.
Опытный, чуткий воспитатель никогда не даст повода детям относиться друг к другу пренебрежительно, недоброжелательно. Он заметит в невинном на первый взгляд проступке ребенка то, что впоследствии может привести к серьезным нравственным изъянам.
Воспитатель должен также быть готовым помочь родителям в воспитании их детей. Он должен быть открытым для общения с родителями и готовым дать им советы по воспитанию. Для ребенка духовным центром, нравственным основанием является семья, ее ценности, устои, отношения - семейный уклад.
Поэтому неслучайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьей. Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - одна из главных задач воспитателя.
Задача воспитателя - помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание дошкольников в семье - это единый неразрывный процесс. Воспитатель - это человек, который должен быть и психологом, и артистом, и другом, и мамой. Качества, которые необходимы воспитателю — это доброжелательность, терпеливость, искренность, любовь, уважение. Ведь ему приходится работать не только с детьми, а также с родителями, которых он обучает и «воспитывает»
Воспитатель детского сада. Вторая мама. Проводник ребёнка из мира детских грёз во взрослый мир знаний и свершений. И от того, каким будет этот проводник, во многом зависит, каким будет этот путь.