Статья на тему:
«Воспитание этического отношения к животным в начальной школе как средство предупреждения жестокого обращения с ними»
«Кто лучший друг человека?»
Проблема воспитания нравственного отношения к животным остаётся одним из насущных вопросов современности. Несмотря на недавнее ужесточение наказания за жестокое обращение с животными на уголовном уровне, неутешительная статистика за 2022 год [1] говорит о том, что подобные ситуации – не редкость. Из 663 официально зафиксированных случаев жестокого обращения, 306 из них – убийство, остальные – выброс на улицу. Ещё Л.Н. Толстой высказывался о том, что «Общество, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным».
Цель данного исследования: привлечение внимания младших школьников и их родителей к вопросу этического отношения к животным;
Объект исследования: воспитание нравственного отношения младшего школьника к окружающему миру;
Предмет: воспитание этического отношения к животным для предупреждения жестокого обращения с ними.
Гипотеза: уровень этической культуры по отношению к животным низок среди младших школьников.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие о нравственном воспитании человека, а также об этическом отношении к животным;
2.Изучить и проанализировать причины негативного отношения ребёнка младшего школьного возраста к животным;
3.Определить содержание и методы работы проекта;
4.Доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу;
5.Разработать методические рекомендации по разрешению проблемы.
Методы исследования: анализ специальной и периодической литературы по проблеме исследования, изучение передового опыта, синтез, обобщение.
Начальная школа - первичный этап становления человеческой личности, т.к. именно в этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок учится правильно относиться к объектам природы, к себе, и к окружающим как к неразрывно связанным частям природы. Младший школьник постепенно начинает понимать связи в природе, и замечает, как природа влияет на деятельность людей.
Одним из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания младших школьников является экологическое воспитание: то есть развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде, и, в том числе, нравственного отношения к животным. [2]
Под нравственным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственного сознания, чувств и поведения, в соответствии с идеалами и принципами морали.
Этическое отношение к животному предполагает: [3]
- формирование у подрастающего поколения нравственного сознания;
- устойчивое нравственное поведение, основанное на принципах морали;
- формирование активной жизненной позиции каждого человека, привычки руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.
Негативное отношение к животным в младшем школьном возрасте имеет ряд причин: [4]
В разряд «некрасивых» («страшных»/«противных») обычно попадают 3 категории живых организмов:
- те, которых мы боимся (пауки, черви, пиявки, змеи…);
- те, которых мы вынуждены уничтожать по соображениям гигиены (тараканы, мухи, клопы, крысы, мыши, комары);
- те, кто в нашем представлении ассоциируется с отрицательными сказочными персонажами (Баба Яга ест мышей, лягушек, жаб).
В практической части исследования мы постарались доказать выдвинутую гипотезу: уровень этической культуры по отношению к животным низок среди младших школьников.
Чтобы получить необходимую информацию, среди учащихся 3 «А» класса в количестве 30 человек, было проведено тестирование, а также анкетирование.
Тестирование включало 4 утверждения, на которые дети могли ответить «полностью согласен», «частично согласен» или «не согласен».
Результаты тестирования были ожидаемы: лишь 25% опрошенных считают всех животных красивыми. Остальные относятся к тем, кто частично согласен (40%), или не согласен вовсе (35%).
Формирование позитивного отношения к внешнему виду животных является средством предупреждения развития устойчивой неприязни, и, впоследствии, жестокого обращения по отношению к ним.
Самым предпочтительным вариантом ответа на второе утверждение стало «полностью согласен» (50%). Это говорит о том, что у большинства детей так или иначе наличествуют определённые предрассудки по отношению к животным, связанные с описанными в теоретической части эстетическими/прагматическими/нравственными причинами.
Наличие предрассудков, а также устойчивый страх может быть первым шагом на пути к формированию некорректных суждений на тему пользы отдельно взятых животных, а также, в дальнейшем, желания «избавиться от них». Это, в свою очередь, подтверждают ответы детей на утверждение №3 и №4. Сводная диаграмма результатов тестирования говорит нам о том, что «негативные» варианты ответов младшие школьники выбирали чаще всего.
Анализ проведённого тестирования частично доказывает выдвинутую гипотезу, однако нельзя точно утверждать, что ребята безразличны к животным. Для окончательного подтверждения/опровержения нашего основного предположения среди 30 учащихся 3 «А» класса было проведено анкетирование следующего содержания:
Основываясь на ответах первого вопроса, делаем вывод о том, что большинство анкетируемых имеют хотя бы одного питомца – 10 человек (33%), либо хотели бы завести их - 12 человек (40%).
Это говорит об относительной заинтересованности детей в поднятой теме, однако не выражает их действительного отношения к животным.
Для разъяснения данной проблемы заданы 2 и 3 вопрос.
Их анализ показывает, что дети не имели опыта ухода за домашними любимцами (57%) и не имеют представления о том, что питомца необходимо водить к ветеринару (27%).
Четвёртый вопрос был направлен на то, чтобы младшие школьники задумались о возможности выброса домашнего животного, и либо персонально приняли данную мысль как приемлемую, либо сразу отвергли её. Также он показывает отдельно взятые случаи, связанные с ненадлежащими действиями в отношении животных.
Пятый, и основной вопрос – «Кто лучший друг человека?» - второе название нашего исследовательского проекта. Он одновременно конкретен и абстрактен, поскольку нельзя ответить на него истинно верно. Тем не менее, половина опрошенных признаётся, что это его кошка/собака/хомячок, а остальные 37% - то, что лучшие друзья человека – все животные в целом.
Приведённая статистика доказывает то, что младшие школьники, в большинстве своём, небезразличны к животным, однако имеют место быть предрассудки, страхи, некорректные суждения и намерения, связанные с ними, и уровень этической культуры по отношению к животным, в целом имеет низкие показатели среди младших школьников.
Методические рекомендации по разрешению рассматриваемой проблемы могут быть следующими: [5]
Библиографический список:
[1] https://blagozoo.ru/statistika - электронный ресурс - статистика мониторинга численности безнадзорных животных в 79 регионах РФ за 2021 год;
[2] ФГОС НОО 3 поколения, требования к результатам освоения программы НОО, с.31, ст.41 п.1.6.
[3], [4] - Хромых, В. И. Воспитание любви к животным - // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 772-773.
[5] Родителям о воспитании культуры детей / Е. И. Кульчицкая. - Киев: Рад. школа, 1980. - 126 с.



