Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад из опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство и творчество»
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В процессе патриотического воспитания у детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.
Для наглядности мною были сделаны дидактические альбомы: «Наша Родина Россия», «Народные промыслы». Дети с удовольствием в свободное время рассматривают их, подбирая нужные элементы. Знакомятся с народами России, народными промыслами, с праздниками России и т.д.
Особое место в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста занимает знакомство с народным искусством. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа
Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми я знакомлю детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладного искусства сопровождается народными напевами, прибаутками, сказками, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет ребятам окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях.
Для того, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, я разработала доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Во время таких занятий я знакомила детей с историей нашего города, нашей Республики, с традициями народа Коми.
Для того, чтобы ребята как можно больше прониклись любовью к родному городу, к природе родного края были организованы экскурсии в «Аллею шахтерской славы», поход в лес всей группой,
а осенью мы с ребятами посадили саженцы рябины на территории ДОУ.
Для того, чтобы ребята узнали как жили наши предки, был организован поход в музей. Во время экскурсии дети знакомились с бытом жителей деревни, с тем как была обустроена изба и в какие игрушки играли дети, жившие в недалеком прошлом. В результате дети получили представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа.
Во время посещения музея ребятам очень понравились игрушки сделанные своими руками.
И мы решили сделать все вместе тряпичную куклу-оберег «Северная берегиня».
О том, что кукла обережная говорит её название.
Названа эта кукла так ещё до того, как появились именные праздники и куклы. Считалось, что она была распространена у народов северных регионов нашей страны, потому и получила такое имя.
Все ребята очень старались и вот такие замечательные куклы у нас получились.
Таким образом, патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине. Знание духовного богатства народа, его культуры является первостепенной задачей в воспитании гражданина и патриота, любящего свою Родину. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей.