Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Актуальность заключается в том, что критерии нравственности, выработанные русской научной педагогикой, базируются на фундаменте общечеловеческих ценностей, которые столетиями собирала и аккумулировала традиционная культура. В современном образовательном процессе недостаточно используются педагогические технологии богатейшего потенциала традиционной народной культуры с ее идеалами духовно-нравственных ценностей.

Острая потребность в формировании ценностных ориентаций нравственного содержания в современном образовательном процессе определяет актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры.

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре в музейно-образовательном пространстве детского музея служит развивающей средой для личного участия ребенка в освоении культурно-художественного наследия, а средства музейной педагогики эмоционально и интеллектуально обогащают этот педагогический процесс.

В связи с этим, инновационной технологией в сфере мотивации к познанию традиционных устоев национальной культуры, становится музейная педагогика.

Музейная педагогика - область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта в условиях музейной среды на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс. Педагогические исследования в сфере музейной педагогики принадлежат М.Ю. Юхневич, О.А. Ботяковой, А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой, Л.В. Пантелеевой, Б.А. Столярову и др.

По определению Б.А. Столярова, музейная педагогика представляет «область научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды».

Музейная педагогика призвана формировать у детей толерантность, патриотизм, гражданственность, этническую идентичность. Занятия в музее позволяют развить мышление, воображение, сенсорику, получить знания о прошлом, что являются для дошкольников необычайно важным в познании мира.

С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.

Создание в дошкольном учреждении мини-музея – это прекрасная возможность вовлечения детей и родителей к активному участию в получении знаний о народной культуре.

Мини-музей выступает в качестве образовательного аспекта, расширяя знания детей по теме; развивающего – активизируя мышление, развивая способность к анализу взаимосвязей места и материала, времени и выбора предмета, формирования исторических представлений; воспитательного – приобщая к традициям и обычаям национальной культуры, прививая духовный патриотизм.

Цель работы музея — приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры и развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы патриотизма.

Например, экспозиции декоративно-прикладного народного творчества могут включать: народные промыслы, в том числе коренных народов Приморского края; народные игрушки; быт и украшения и т.д.

Экспозиции могут выставляться сменно, актуальные для каждого периода текущего учебного года.

Основные направления деятельности мини-музея в ДОУ:

- музейная деятельность предполагает освоение музейной информации на качественно новом уровне, включающем в себя усвоение и передачу знаний, а также приобретение умений навыков в процессе музейной коммуникации;

- экспозиционная работа помогает наглядно представить фонды музея, раскрыть содержание его направленности, воспитывает эстетический вкус и познавательную активность музейной аудитории;

- экскурсионная деятельность реализует просветительскую функцию музея, осуществляется в процессе подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий по музею для воспитанников, среднего и старшего возраста, а также родителей воспитанников.

Большая часть экспонатов желательно, чтобы создавалась трудами родителей воспитанников как результат совместного творчества детей и взрослых. Совместная деятельность, в свою очередь, способствует сближению членов семьи, дошкольники чувствуют причастность к созданию мини-музея.

В процессе изготовления экспонатов возникает свободное общение, родители делятся семейными историями о национальной культуре, рассказывают о семейных традициях. Такие беседы вызывают у детей неподдельный душевный отклик, повышая познавательный интерес к изучению прошлого своей семьи.

Экспонаты мини-музея должны находится в свободном доступе для детей. У дошкольников различные куклы-обереги, украшения и бытовые вещи вызывают повышенный интерес для игры. Данные экспонаты могут быть использованы для образовательной, игровой, исследовательской, поисковой, творческой деятельностей.

Для воспитанников и их родителей в стенах детского сада в рамках музейной работы могут быть организованы регулярные мастер-классы и творческие встречи по ознакомлению с традициями русского народа, с историей появления конкретной куклы, о роли куклы для человека, значением обрядов, верований или обычаев при создании куклы, правилах изготовления, выбора материалов.

Таким образом, приобщение детей к изучению народных истоков через музейную технологию позволяет формировать интерес к культурно-историческому наследию, совершенствовать их внутренний мир, формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области