Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики
Актуальность заключается в том, что критерии нравственности, выработанные русской научной педагогикой, базируются на фундаменте общечеловеческих ценностей, которые столетиями собирала и аккумулировала традиционная культура. В современном образовательном процессе недостаточно используются педагогические технологии богатейшего потенциала традиционной народной культуры с ее идеалами духовно-нравственных ценностей.
Острая потребность в формировании ценностных ориентаций нравственного содержания в современном образовательном процессе определяет актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры.
Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре в музейно-образовательном пространстве детского музея служит развивающей средой для личного участия ребенка в освоении культурно-художественного наследия, а средства музейной педагогики эмоционально и интеллектуально обогащают этот педагогический процесс.
В связи с этим, инновационной технологией в сфере мотивации к познанию традиционных устоев национальной культуры, становится музейная педагогика.
Музейная педагогика - область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта в условиях музейной среды на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс. Педагогические исследования в сфере музейной педагогики принадлежат М.Ю. Юхневич, О.А. Ботяковой, А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой, Л.В. Пантелеевой, Б.А. Столярову и др.
По определению Б.А. Столярова, музейная педагогика представляет «область научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды».
Музейная педагогика призвана формировать у детей толерантность, патриотизм, гражданственность, этническую идентичность. Занятия в музее позволяют развить мышление, воображение, сенсорику, получить знания о прошлом, что являются для дошкольников необычайно важным в познании мира.
С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.
Создание в дошкольном учреждении мини-музея – это прекрасная возможность вовлечения детей и родителей к активному участию в получении знаний о народной культуре.
Мини-музей выступает в качестве образовательного аспекта, расширяя знания детей по теме; развивающего – активизируя мышление, развивая способность к анализу взаимосвязей места и материала, времени и выбора предмета, формирования исторических представлений; воспитательного – приобщая к традициям и обычаям национальной культуры, прививая духовный патриотизм.
Цель работы музея — приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры и развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы патриотизма.
Например, экспозиции декоративно-прикладного народного творчества могут включать: народные промыслы, в том числе коренных народов Приморского края; народные игрушки; быт и украшения и т.д.
Экспозиции могут выставляться сменно, актуальные для каждого периода текущего учебного года.
Основные направления деятельности мини-музея в ДОУ:
- музейная деятельность предполагает освоение музейной информации на качественно новом уровне, включающем в себя усвоение и передачу знаний, а также приобретение умений навыков в процессе музейной коммуникации;
- экспозиционная работа помогает наглядно представить фонды музея, раскрыть содержание его направленности, воспитывает эстетический вкус и познавательную активность музейной аудитории;
- экскурсионная деятельность реализует просветительскую функцию музея, осуществляется в процессе подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий по музею для воспитанников, среднего и старшего возраста, а также родителей воспитанников.
Большая часть экспонатов желательно, чтобы создавалась трудами родителей воспитанников как результат совместного творчества детей и взрослых. Совместная деятельность, в свою очередь, способствует сближению членов семьи, дошкольники чувствуют причастность к созданию мини-музея.
В процессе изготовления экспонатов возникает свободное общение, родители делятся семейными историями о национальной культуре, рассказывают о семейных традициях. Такие беседы вызывают у детей неподдельный душевный отклик, повышая познавательный интерес к изучению прошлого своей семьи.
Экспонаты мини-музея должны находится в свободном доступе для детей. У дошкольников различные куклы-обереги, украшения и бытовые вещи вызывают повышенный интерес для игры. Данные экспонаты могут быть использованы для образовательной, игровой, исследовательской, поисковой, творческой деятельностей.
Для воспитанников и их родителей в стенах детского сада в рамках музейной работы могут быть организованы регулярные мастер-классы и творческие встречи по ознакомлению с традициями русского народа, с историей появления конкретной куклы, о роли куклы для человека, значением обрядов, верований или обычаев при создании куклы, правилах изготовления, выбора материалов.
Таким образом, приобщение детей к изучению народных истоков через музейную технологию позволяет формировать интерес к культурно-историческому наследию, совершенствовать их внутренний мир, формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей.
Список литературы: