Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие мелкой моторики

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Активно развивается целенаправленность действий, их разнообразие и координация, в том числе мелкая моторика.

Под «мелкой моторикой» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека.

Важность развития мелкой моторики для младшего дошкольного возраста заключается в его предметно-развивающем сензитивном периоде развития. Развитие всех психических процессов (зрительной и двигательной памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности, координации движения и речи) осуществляется преимущественно через осуществление движений мелкой моторики рук.

Мелкая моторика участвует в точных, координированных движений, таких как рисование, выполнение гигиенических навыков, одевание и других бытовых действий.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью хорошей связи зрения и рук ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Сенсомоторная координация развивается в процессе изучения и манипуляции руками с различными предметами, что позволяет ему выстраивать логические связи о свойствах предметов и т.д. Активное использование мелкой моторики рук приводит к возможности у ребенка выполнить задуманное (конструирование, рисование, лепка и т.д.).

В монтессори-педагогике широко применяются упражнения с манипуляцией предметами с целью развития мелкой моторики рук (застегивание пуговиц, молнии, шнуровки, пересыпание круп, переливание воды из сосуда в сосуд и т.д.). Развитие мелкой моторики способствует воспитанию самостоятельности у ребенка, он сам учится одеваться, выполнять гигиенические действия, следить за своей опрятностью.

Следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как обрывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук можно условно разделить на несколько групп:

- игры на развитие тактильного восприятия;

- игры с водой и песком;

- пальчиковые игры;

- упражнение с предметами;

- игры на выкладывание;

- игры на нанизывание;

- нетрадиционные техники рисования;

- лепка;

- игры с конструкторами.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Ощущения, которые ребенок получает от мамы – первый опыт тактильной чувствительности. Именно они дают начало развитию тактильного восприятия и стимуляции умственной деятельности. По мнению большинства ученых, для детей нахождение на руках у матери и тактильный контакт с ней являются физиологической потребностью, которая необходима для полноценного психического, физического и эмоционального развития.

С младенчества можно начинать массировать ручки и пальчики с применением пальчиковой гимнастики, воздействуя на кору головного мозга. Стихотворные тексты, ритмичное проговаривание позволяет малышу усваивать различные интонации и расширяет его эмоциональный и звуковой диапазон восприятия.

Пальчиковые игры - один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Занятия можно проводить в любое время и в любом доступном месте. Веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок очень эмоциональны, увлекательны для детей.

Полезность пальчиковых игр заключается в тренировке пальцев рук и кисти, развитии координации, улучшении артикуляции движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует память, концентрацию внимания и мышление ребенка. С помощью историй, «рассказанных» руками можно развивать творчество и воображение, эмоциональность и фантазию, развивать ловкость и управление движениями, гибкость и пластичность кистей рук. Кроме того, применяя игры со счетом можно обучать ребенка элементарным математическим представлениям.

Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время продолжительности игр – от 3 до 5 минут в день..

Идеальную развивающую среду для развития мелкой моторики представляют игры с песком. Песок – одна из естественных сред для деятельности ребенка, его текстура благотворно действуют на регуляцию эмоционального состояния, позволяют творить без боязни сделать что-то не так или сломать без возможности восстановления. Работа с песком создает эффективные условия для стимуляции тактильных ощущений, для развития тактильной чувствительности и тактильного восприятия.

Для детей младшего дошкольного возраста развитие мелкой моторики будет осуществляться в процессе игр и упражнений из подручных средств, таких как:

- игры с пупсами и куклами: девочка одевает-раздевает «дочку», моет малыша, совершает много мелких движений пальчиками;

- лепка: материалом может быть глина, пластика и пластилин, тесто;

- небольшая песочница: песок и различные предметы, которые можно закапывать или размещать, в зависимости от сюжета;

- игры с крупами: пересыпание, поиск предмета в крупе;

- изготовление коллажей и поделок из природного и другого материала;

- нанизывание бусин, крупных пуговиц, небольших резинок для волос, нарезанных небольшими кусочками крупных коктейльных трубочек и т.д.;

- создание поделок из природных материалов;

- игры с бизибордами или бизикубами: шнуровки, молнии, крючки, кнопки и т.д.;

- игры с бумагой: для малышей можно предложить разноцветную безопасную бумагу, продемонстрировать, как именно рвать бумагу на мелкие кусочки;

- вылавливать предметы различными инструментами из тазика с водой;

- сортировка: крупная фасоль, бусины, ракушки и т.д.;

- конструирование: детали для младших дошкольников должны быть безопасного размера.

Таким образом, существует большой опыт работы по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста. Доказана эффективность развития мелкой моторики рук, разработан методический материал. Сегодня важно просвещать родителей по развитию мелкой моторики с раннего возраста для профилактики задержки речевого и моторного развития. Развитие навыков точной координации рук помогает малышам становиться самостоятельнее и способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Список использованной литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области