Конструкт проведения совместной образовательной деятельности
по ПМ 02 Организации различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста
Ведерниковой Светланы Александровны
специальность 44.02.01 Дошкольное образование обучающейся группы 33 «А» группы
Дата:10.03.2023
Группа: старшая (5-6 лет)
Методист: Темерева Людмила Петровна
Руководитель практики: Коковина Оксана Васильевна
Вид деятельности: сюжетно - ролевая игра
Тема: Весна. Признаки весны
Образовательная область: «Художественно эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие»
Форма организации: групповая
Цель: обогащение и закрепление знаний о деятельности водителя, кондуктора, пассажиров кассира, заправщика, экскурсантов и экскурсовода
Планируемый результат:
-Дети умеют планировать действия, проявляют интерес к игре.
-Дети умеют взаимодействовать в процессе планирования игр.
-Дети проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу.
-Дети имеют представления об экскурсоводе и экскурсантах, водителе, кондукторе, заправщике, кассире.
-Дети имеют представление о признаках весны (солнце светит ярче, пригревает, снег тает, паводок, появляются первые цветы, просыпаются насекомые, животные после зимней спячки, прилетают птицы).
-Дети умеют выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры; умеют сотрудничать со сверстниками и воспитателем, активно взаимодействуют в ходе ролевого диалога.
-Дети проявляют желание продолжить самостоятельную игровую деятельность.
-Дети соблюдают правила поведения в автобусе, в лесу
Задачи | Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: -воспитывать готовность к сотрудничеству в процессе планирования и реализации сюжета игры; -воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм; Развивающие задачи: -развивать умение самостоятельно обыгрывать сюжет игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий; Обучающие задачи: -обогащать представление детей о признаках весны (солнце светит ярче, пригревает, снег тает, паводок, появляются первые цветы, просыпаются насекомые, животные после зимней спячки, прилетают птицы); об экскурсоводе и экскурсантах, водителе, кондукторе, заправщике, кассире; -расширять представления о правилах поведения в лесу, в автобусе в процессе реализации игрового замысла. | Совершенствовать у Кати умение задавать вопросы |
Список используемых источников:
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
· Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
· Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности и активности, принцип деятельности.
Методы обучения:
1.Словесные методы: пояснение и объяснения
2.Наглядные методы: показ образца и показ способов действия
3.Практический метод: выполнение работы
4.Игровой метод: обыгрывание
Игровое оборудование: снежки, картины: И.Левитана «Март», И. Левитана «Большая вода», А. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстрации: с насекомыми, животными которые просыпаются весной, подснежники, фотоаппараты-картинки
Игровые роли: экскурсовод, экскурсанты, водитель, кондуктор, заправщик, кассир
Ход занятия
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность. Задача: Эмоционально включить в действие детей и мотивировать их на предстоящую деятельность | Игровая ситуация Эмоциональное стимулирование Беседа | Воспитатель эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание, организует диалог, мотивирует. -Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: Воспитатель читает письмо «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!». -Ребята, вы хотите, стать помощниками Весны? (ответы детей) - Но как же нам быть? Как расколдовать Весну? (Дети высказывают своё мнение). - Кажется, я знаю, что нам делать! Давайте отправимся в лес, полный тайн и чудес, там мы обязательно найдём ответ на наш вопрос. Согласны? (Да) -Тогда я предлагаю вам стать экскурсантами и отправиться на экскурсию в весенний лес. А я буду экскурсоводом. -А на чём мы можем добраться в лес? (на автобусе) | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на все вопросы, проявляют интерес. | Дети проявляют заинтересованность, любознательность, принимают игровую задачу. |
2.Совместное планирование игры. Обсуждение игровых действий. Задача: Обсуждение сюжета, игровых действий, распределение ролей, создание игрового пространства. Расширять представления: - о водителе автобуса; -о кондукторе; -о кассире; -о заправщике; -об экскурсоводе и экскурсантах; - о правилах поведения в лесу, в автобусе в процессе реализации игрового замысла | Беседа Объяснение | Воспитатель организует диалог, побуждает к активным речевым высказываниям, вовлекает детей в совместную деятельность Стульчики стоят парами, спереди 1 стульчик(место водителя). Это автобус. - Ребята, а кто водит автобус? (водитель, шофёр) -Сейчас по считалке выберем водителя автобуса. Воспитатель по считалке выбирает водителя. -Раз, два, три, водителем будешь – ты!!! -Саша ты согласен быть водителем автобуса?(Да) -А как водитель водит автобус? (крутит руль, переключает рычаги, давит педали). -Как звуком мы покажем движение автобуса?(Р-Р-Р) -Саша, покажи, как ты поведёшь автобус (Саша показывает, издавая звук движущего автобуса) -А кто ещё кроме водителя работает в автобусе? (кондуктор) -Что делает кондуктор? (продаёт билеты). -Выберем кондуктора. Воспитатель по считалке выбирает кондуктора. -Раз, два, три, кондуктором будешь – ты!!! -Катя, ты согласна быть кондуктором? -Покажи, как ты будешь продавать билеты.(Катя показывает, как она будет подходить и продавать билеты, берет деньги с пассажиров и говорит: « возьмите пожалуйста билет»). -Что отвечают пассажиры? (Спасибо) -А чем заправляют автобус, чтобы он ехал?(бензином) -Где заправляют транспорт?( на заправке) -Кто работает на заправке? (заправщик, кассир) -Что делает заправщик? (заправляет машины бензином) -Выберем заправщика. - Воспитатель по считалке выбирает заправщика. -Раз, два, три, заправщиком будешь – ты!!! -Семён, ты согласен быть заправщиком? -Покажи нам, как ты будешь заправлять автобус.( берёт воображаемый заправочный шланг и вставив его в бак звуком изображает льющийся в бак бензин). - А что делает кассир? (берёт оплату за бензин и выдаёт чек) -Выберем кассира. Воспитатель по считалке выбирает кассира. -Раз, два, три, кассиром будешь – ты!!! -Слава, ты согласен быть кассиром? -Покажи нам, как ты будешь работать кассиром Все остальные будут пассажирами в автобусе. -Ну, вот, мы распределили роли на поездку. Ребята, не забываем здороваться и говорить «спасибо». -Ребята, а кто такие экскурсоводы и экскурсанты? (ответы детей) -Что делает экскурсовод? (Проводит экскурсию, отвечает на вопросы экскурсантов) -Что делают экскурсанты? (Слушают экскурсовода, задают ему вопросы, фотографируют объекты, предметы о которых рассказывает экскурсовод) -А что необходимо экскурсантам взять с собой? (фотоаппарат) -Ребята, а мы можем в этой одежде пойти на экскурсию в лес? (нет, потому, что там холодно и снег) -Правильно, поэтому мы оденемся, возьмём фотоаппараты и отправимся в лес. Дети имитируют действия (надевать на себя шапку, куртку, ботинки), берут с собой фотоаппарат. -Ну, вот, мы готовы отправиться на экскурсию. -Давайте повторим правила поведения в лесу. Как нужно вести себя в лесу? (вести себя спокойно, не кричать, не толкаться, не ломать ветки, не мусорить) А в автобусе?( вести себя спокойно, не кричать, не отвлекать водителя, не толкаться, не мусорить) -Сейчас мы садимся в автобус и едем на заправку. | Дети слушают, сосредотачивают внимание, проявляют интерес, наблюдают, соглашаются с правилами игры | Дети проявляют интерес к игре, знание понимают правила игры, игровых действий |
3.Реализация игрового замысла. Задачи: Развивать активную речь в процессе деятельности. Организовать совместную игру, реализацию игрового замысла. Обогащать представление детей о признаках весны (солнце светит ярче, пригревает, снег тает, паводок, появляются первые цветы, прилетают птицы, просыпаются животные и насекомые, которые были в зимней спячке). | Игра Поощрение Ситуация успеха Непосредственное участие педагога в сюжетно ролевой игре | Дети идут с воспитателем, преодолевая невидимые препятствия, и оказываются на лесной полянке. На полянке лежит снежок. Дети замечают его. Дети-пассажиры сидят, кондуктор проходит и продаёт всем билетики, водитель ведёт автобус. Мы с вами подъехали к заправке. К водителю подходит заправщик, здоровается и спрашивает, сколько литров бензина заправить. Водитель отвечает 30 литров. Заправщик оплачивает на кассе у кассира бензин, получает чек, отдаёт водителю и заправляет автобус. - Мы с вами приехали на лесную полянку. Все выходим из автобуса, строимся парами и идём за воспитателем. Видим кассу. На кассе каждый покупает билет на экскурсию. Воспитатель говорит: - Интересно, а это что такое? Да это волшебный снежок! Ну-ка, посмотрим, да он с загадкой! Воспитатель загадывает детям загадку: «Если снег повсюду тает День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла…?»(весна) -А почему вы решили, что это весна? (Ответы детей). - Кажется, я догадалась, как мы можем расколдовать Весну – красну. А вы догадались?( Нужно нам дальше пойти, найти волшебные снежки и выполнить задания!) -Пойдёмте, ребята, дальше по лесу. Перешагнём через пень. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь толстый сук повис над землёй, придётся нам наклониться. (Дети находят второй снежок) -Этот снежок с заданием. Картина И.Левитана «Март». -Ребята, рассмотрим картину И.Левитана «Март». -Какое небо на картине? (ясное, светлое) -Какой снег на картине? (грязный, тёмный) -Почему он такой? (снег начинает весной таять) - От чего? (солнце начинает пригревать) -Ребята, а как называются участки земли, оттаявшие от снега? (проталины) -Что появляется на проталинах? (первые цветы –подснежники) Показ картинки с подснежниками. -После долгой, скучной, серой, холодной зимы эти цветы радуют глаз, восхищают своей красотой! Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Самыми первыми расцветают подснежники. -Рассмотрим картину И. Левитана «Большая вода» -Почему так много воды на картине? (снег тает и не успевает вода впитываться в землю, потому что земля ещё не оттаяла) -А кто знает как называется это явление?(ответы детей) -Ребята, это явление можно наблюдать весной и называется оно «паводок». -Давайте сфотографируем эти картины. (Дети фотографируют картины). -У вас есть вопросы по картине? (дети задают вопросы экскурсоводу) -Пойдёмте, ребята дальше. Наша тропинка стала узенькой, извилистой, придётся идти нам друг за дружкой. Дети идут по тропинке и в конце неё находят третий снежок. -Рассмотрим картину А. Саврасова «Грачи прилетели». - Что мы видим на картине? (грачей) - А какие у вас возникли вопросы по картине?(дети задают вопросы по картине). - Почему картина так называется? (потому что грачи прилетают весной) -Молодцы ребята, весной прилетают перелётные птицы. - А каких вы перелётных птиц знаете? (ответы детей) Воспитатель показывает картинку с перелётными птицами и называет птиц. - Ребята, а что происходит весной с животными, которые были в спячке зимой? (они просыпаются) -Какие животные просыпаются весной? (медведи, ежи, барсуки). Воспитатель показывает картинку с животными. -А ещё просыпаются после зимней спячки насекомые. Воспитатель показывает картинку с насекомыми. -Давайте сфотографируем животных и насекомых. Дети фотографируют животных и насекомых. -Ребята, вот мы и вспомнили признаки весны и расколдовали весну. Помогли весне. - Ребята, наша экскурсия подходит к концу и нам пора возвращаться в группу. Вы были замечательными экскурсантами, соблюдали правила поведения на экскурсии в лесу, задавали интересные вопросы. Построимся парами и идем обратно к автобусу. Садимся в автобус и едем обратно в садик. | Дети выполняют игровые действия, выполняя правила игры Задают вопросы | Дети демонстрируют активную речь в процессе деятельности |
4.Подведение итогов Задача: Побуждать детей делать вывод и аргументировать его; оценивать результат своей деятельности; выражать свои чувства. | Беседа Поощрение | Педагог выражает искреннее восхищение, выражает признательность, поощряет детей, организует поведение итогов, побуждает к активным речевым высказываниям. -Ребята, какие признаки весны мы повторили на экскурсии? (солнце пригревает, тает снег, появляются проталины, половодье, прилетают перелётные птицы, просыпаются животные, которые впадали в спячку и насекомые). - А в роли кого мы с вами побывали(водителем, кондуктором, кассиром, заправщиком, пассажирами, экскурсантами) - Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) -А были ли у вас трудности? Какие? (ответы детей) -Как преодолели их? (ответы детей) -Хотелось бы вам поиграть в эту игру дома в своей семье? | Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог, выражают свои эмоции, чувства | Демонстрируют умение делать выводы и аргументировать его; оценивать результат своей деятельности выражать свои чувства. |
5.Открытость Задача: Ориентировать детей на совместную деятельность. | Эмоциональное стимулирование | Педагог побуждает детей к использованию игры в самостоятельной деятельности. -Ребята, а как вы думаете, какие бы роли можно было включить в следующий раз в нашу игру? -Кем бы вы хотели быть в следующий раз? -Вы все прекрасно справились со своей ролью. -А давайте, нарисуем фотографии, которые у нас получились и разместим нашу фотовыставку признаков весны в природном уголке нашей группы. Всем спасибо за игру. | Участвуют в диалоге | Проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности. |