Формирование текстовой компетенции обучающихся в условиях
информационно-образовательного пространства
Гончарова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Арктическая гимназия»
Сегодня свое выступление хочу посвятить такой проблеме, как формирование текстовой компетенции обучающихся в условиях информационно-образовательного пространства. (Это пространство, в котором информация используется для образовательных целей).
Определений текстовой компетенции много, но наиболее близким мне является определение Т.В. Кошечкиной: «Т.К. – это совокупность ЗУН, способов текстовой деятельности, необходимых для качественной, продуктивной ее реализации.
Как известно, сегодня на человека обрушивается огромный поток информации. И очень трудно сориентироваться в этом потоке нам, взрослым людям. Что же говорить о детях? Академик Моисеев в своем высказывании предупреждает нас о том, что же может произойти, если мы не научимся правильно обращаться с этой информацией, если будем слишком доверчивы, если, не думая, не вникая в суть, будем принимать все на веру. Последствия, по его мнению, будут необратимыми.
Я думаю, что эта проблема существует, и с нею я столкнулась буквально в начале своего профессионального пути, и вот уже в течение нескольких лет пытаюсь ситуацию изменить.
Сегодня неоспорим факт, что русский язык и литература – это те немногие предметы школьной программы, результаты обучения которым остаются с каждым человеком на всю жизнь. Как учителю мне важно, чтобы ребенок на моих уроках думал, размышлял, умел «выходить за пределы текста», умел читать и понимать то, что «не написано».
То есть я должна спроектировать урок так, чтобы работа с текстом занимала важное, главное место в учебной деятельности ученика, и должна расставить акценты:от принципа «верить, чтобы понимать» к принципу «понимать, чтобы верить».
Тем более, что ФГОС работу с текстом, смысловое чтение ставит во главу угла.
Отсюда и цель моей педагогической деятельности, которую я для себя сформулировала словами Иммануила Канта: «Учить своих детей не заучивать мысли, а мыслить».
Конечно, реализовать данную цель можно через деятельностный подход, поэтому теоретической базой моего опыта стали труды выдающихся ученых – педагогов, психологов.
Е.А. Ямбург сказал: «Урок устарел… Колесо еще древнее. Но попробуйте обойтись без него». Как видим, меняются цели, содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, сегодня урок главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Но при этом особое значение имеет используемая технология.
Я в своей деятельности использую технологию развития критического мышления, технологию модерации, проектов и другие, которые позволяют мне построить на уроке и вне его качественную работу с текстом.
Конечно, временные рамки методического семинара не дают возможности рассказать подробно обо всех приемах, используемых мной. Но с некоторыми, наиболее интересными, я вас познакомлю.
И в конце своего выступления я хочу отметить, что предлагаемые мною приемы работы с текстом обеспечивают создание такой образовательной среды, которая способствует появлению у учащихся вопросов, желанию искать ответы, что в полной мере соответствует идеологии ФГОС и моим профессиональным взглядам. Данные приемы являются метапредметными, их можно успешно использовать на любом уроке.