Развитие исследовательских умений младших школьников
в учебной деятельности.
Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из главных задач современного начального общего образования является непросто овладение знаниями, а получение обучающимися разностороннего опыта деятельности, развитие умений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания в образовательной практике определенных
условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
Цель работы – теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность методов и приемов развития исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте;
2. Апробировать методы и условия развития исследовательских умений у младших школьников;
3. Показать результативность педагогической деятельности по этой проблеме
Проблеме формирования у младших школьников исследовательских умений посвящены научные труды В.И. Андреева , Л.Б. Богоявленской , А.И. Савенкова , А.Н. Поддъякова , А.Я. Савченко и др.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений у обучающихся.
Учебная поисковая и исследовательская деятельность - это специально
организованная познавательная творческая деятельность учащихся, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, наглядностью, мотивированностью и сознанием, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективных новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Под «учебно-исследовательскими умениями» учеников понимают умение использовать прием соответствующего научного метода познания в условиях решения проблемы, в процессе выполнения научно- исследовательской задачи.
Исследовательская же деятельность направлена на производство принципиально новых знаний о природе, обществе и процессах мышления. Инструментом выработки знаний является мышление человека. Оно, как и все вокруг, подлежит действию определенных законов. Одной из функций исследовательской деятельности является образование и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, которая окружает человека.
Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и обеспечить условия, соответствующие поставленной цели, в частности, целеустремленность и систематичность; мотивированность; творческая среда, психологический комфорт; личность учителя; учет возрастных особенностей.
Роль учителя в организации самостоятельной работы учащихся заключается в формулировке и разъяснении заданий, инструктировании, наблюдении за работой, ответов на вопросы учеников, корректирования работы, проверке и анализе результатов.
Цель исследовательской деятельности младших школьников заключается в овладении учениками функциональным навыком исследования как универсальным способом освоения действительности, развития способности к исследовательскому типа мышления. Происходит активизация личностной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе на основе получения субъектно новых знаний - самостоятельно добытых знаний, которые являются новыми и имеют личностное значение для конкретного ученика.
Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательское обучение у учащихся способность самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
В своей работе использую такие методы и технологии обучения, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. Основными методами организации учебной деятельности являются: игровой, проблемный, эвристический. Стимулированию учебно-исследовательской деятельности способствуют: проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе, использование поисковых, проблемных методов, организация самостоятельной работы учащихся с использованием интерактивных технологий.
Также, при развитии исследовательских умений младших школьников огромное значение приобретает использование современных ИКТ-технологий и методов работы.
В методике проведения детских исследований педагог А.И. Савенков определяет следующие основные этапы исследовательской деятельности:
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Формулировка гипотез.
3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
4. Формулировка выводов (обобщение, классификация, систематизация).
5. Представление результатов исследовательской деятельности.
Для формирования у младших школьников исследовательских умений целесообразно использовать определенные приемы. Это, в частности, расширение педагогического поля, стимулирование любознательности, стимулирование познавательного интереса и активности, формирование положительной установки на познавательную активность, создание ситуации
успеха.
На уроках с элементами исследования, учащиеся обучаются и отрабатывают отдельные исследовательские приёмы:
На уроках - исследованиях учащиеся овладевают методикой научного исследования, осваивают этапы научного познания. Учитель выполняет роль консультанта, а ученики сами добывают знания.
С целью заинтересованности, стимулирования интереса учащихся к исследованию нового объекта, создания эффекта удивления и восхищения, развития любознательности, умения делать предположения (выдвигать гипотезы) и обосновывать их провожу уроки-исследования, уроки-наблюдения, уроки-конференции.
В практике работы используются разные формы организации деятельности. Предпочтение отдается групповой, парной и индивидуальной формам работы, так как данные формы предполагают отсутствие вмешательства со стороны взрослого, у ребёнка появляется возможность находиться в группе равных (т.е. сверстников), при этом дети испытывают максимальную комфортность.
Организацию исследовательской деятельности учащихся провожу в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Я уделяю особое внимание подготовительному этапу. Учет интересов, высокая мотивация, его желание решают важную роль. По моим наблюдениям над исследовательскими работами школьников я пришёл к таким выводам, что тема исследования должна быть интересна, близка, увлекательна ребёнку.
Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.
Рассказы о родном крае, встречи с интересными людьми, экскурсии в местные музеи помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности.
Ученики ежегодно успешно принимают участие в республиканских, городских, школьных научно-практических конференциях.
Привитие навыков исследовательской работы школьников успешно влияет на качество образования как одного из условий саморазвития ученика. Результативность проведенной работы проявляется в увеличении количества победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, поступлением учеников в ВУЗ-ы, гимназии, лицеи.
Список использованной литературы