Технологическая карта
по познавательной деятельности в старшей группе
Тема: «Россия – Родина моя!»
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды занятия: Коллективное творческое дело.
Формы образовательной деятельности: групповая.
Цель: Формировать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «род, родитель, Родина».
Задачи:
Образовательные: формировать патриотические чувства; уточнить представление детей о государственной символике (флагу, гербу, гимну).
Развивающие: развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей Родине, ее истории и культуре.
Предварительная работа: Беседы о Российской символике чтение и разучивание стихотворений о Родине, ; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций родного города, фото лесов, полей, рек, гор, морей, и т. д. нашей Родины.
Планируемый результат:У детей развивается чувство патриотизма, любовь к Родине, уважение к символикам страны. У дошкольников формируются коммуникативные навыки (свободно общаются со взрослыми и сверстниками).
У них развивается воображение, образное мышление, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации с изображением герба и флага России;
- аудиозапись гимна России;
- конверты с цветными полосками для дидактической игры «Собери флаг».
Содержание НОД
№ | Содержание ОД | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Воспитатель:Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что есть очень хорошая традиция всем с утра дарить свои улыбки и желать мира и здоровья. Давайте с вами поприветствуем друг друга. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично! | Дети приветствуют воспитателя и гостей. Дети берутся за руки и идут за воспитателем. | Проявляет интерес к общению. Формируютсяпервичные представления о дружбе. Стимуляция интереса и эмоциональный настрой Создавать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. |
2. | Введение в проблемную ситуацию, постановка и принятие детьми цели занятия. | Воспитатель:Во время нашей прошлой встречи мы попытались составить свое родословное дерево. Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода. Давайте вспомним: кого называют родственниками. Ответы детей. Воспитатель:Правильно, родственниками называют близких по родству людей – родителей, братьев и сестер и др. А что означает слово род? Ответы детей. | Дети высказывают свои предположения. Дети высказывают свои предположения. | Проявляют эмпатию по отношению к другим, готовность прийти на помощь. |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Актуализация знаний, умений и начало выполнения действий по задачам НОД | Воспитатель:Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это одна большая семья. А знаете ли вы, что означает слово «родина»? Ответы детей. Оно тоже произошло от слова «род». А теперь подумайте и скажите: что такое Родина для человека? Ответы детей. Да, Родина – это и родной дом, где родился человек, и место, где жили его предки, и страна, в которой он живет. А как называется страна, в которой вы родились и живете? Ответы детей. Воспитатель:Правильно, Россия – Россия наша Родина. В России живет очень много родов людей и все они очень разные, но объединяет их одна Родина. Вслушайтесь в эти слова: род, родители, родственники, Родина. У них один корень – род. Значит все мы – одна большая семья. И все мы очень любим нашу Родину. Послушайте стихотворение поэтессы Зинаиды Александровой, которое так и называется: «Родина». Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка – скромница, И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Над скамейкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! Воспитатель:Как вы понимаете эти строки: «Родина бывает разная, но у всех она одна!» Ответы детей. Воспитатель: Наверное, права поэтесса, написавшая эти строки, ведь каждый, слыша слово «Родина», представляет что-то свое, самое родное и близкое. Воспитатель: Ребята, а вы поинтересовались у родителей своей родословной? Расскажите нам о своих знаменитых родственниках. Рассказы детей. Воспитатель:Молодцы! Сегодня вы рассказали много интересного о своих родных. Видно, что вы их любите и интересуетесь историей своего рода. | Дети отвечают на вопросы. Дети слушают стихотворение Дети высказывают свои предположения. Дети рассказывают о своих знаменитых родственниках. | Развитие любознательности, познавательной активности, формирование представлений о роде, Родине. |
. | Физминутка. | Воспитатель: Давайте с вами на минутку станем красивыми березками! Руки подняли и покачали. Это - березы в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят Как они сядут, тоже покажем Руки согнули назад. | Дети выполняют движения согласно тексту. | Развитие рефлексивной позиции. |
5. | Самостоятельное применение нового на практике, и актуализация уже имеющихся знаний, представлений. | Воспитатель: Продолжим наш разговор о Родине – о России. Как вы думаете, чем одно государство отличается от другого? Ответы детей. Да, языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями и традициями. Есть у России, как и у любой другой страны, государственные символы. Назовите их. Ответы детей. Воспитатель:Правильно, это герб, флаг и гимн. Российский флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (Показать изображение с российским флагом). Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Воспитатель: Как вы считаете, что напоминает нам белый цвет? Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку). Воспитатель: А что вам напоминает синий цвет? Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря). Воспитатель: А что символизирует красный цвет? Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло). Дидактическая настольно - печатная игра "Собери флаг". Воспитатель: А теперь поговорим о гербе. Герб - это второй символ нашего государства. Герб России является символом единства народов, живущих в России. Давайте с вами рассмотрим герб. - Герб России представляет собой темно–красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орёл сжимает скипетр (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны, крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. Какой государственный символ мы не можем показать? Ответы детей. Воспитатель:Правильно! Гимн. Это музыкальный символ. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Только прежде запомните, что гимн государства нужно слушать стоя. | Дети высказывают свои предположения. Дети высказывают свои предположения. Дети рассматривают флаг. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети выполняют задание. Дети рассматривают герб. Дети слушают гимн. | Заинтересованность детей. Ответы и рассуждения. Проявляют интерес к творческой деятельности. Активно применяют знания на практике. |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Демонстрация и анализ полученного результата. Итог занятия. | Воспитатель: Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает что-то свое, родное. И оказалось, что представления у многих людей совпадают. Воспитатель:Ребята, что нового и интересного сегодня вы узнали? Ответы детей. Воспитатель: Что для вас сегодня было трудным? Ответы детей. Воспитатель:Ребята, надеюсь, вам понравилось наше занятие? | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Проявляют любознательность. |