Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Сольцы»
Программа дополнительного образования
по познавательному направлению
«Маленький исследователь»
(для детей 6-7 лет)
Составитель:
Калугина Ольга Юрьевна
2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Маленький исследователь» для обучающихся 6-7 лет разработана в соответствии с нормативными документами Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленький исследователь» ознакомительного уровня. Данный уровень является подготовительным этапом и направлен на развитие познавательных интересов через поисково-исследовательскую деятельность.
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер
Актуальность.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Данный опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность.
Новизна
В данной программе обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.
Педагогическая целесообразность программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Практическая значимость.
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала
по ознакомлению с природными явлениями
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.
Отличительные особенности программы
Направленность на развитие личности ребенка.
Приоритет программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к
решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и
умеющего отстаивать его.
Нацеленность на дальнейшее образование.
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Содержание педагогической работы строится на основе понимания и
осознания психофизиологических особенностей дошкольников
(«ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям,
поискам и т.д.).
Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-
познавательной деятельности рассматривается в единстве с
развитием творческого начала и овладением структурой
деятельности.
Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа»,
«Физические явления», «Рукотворный мир» с направлениями развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей
(самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической
деятельности, способности переносить действия с одного содержания на
другое, способности к моделированию, умения видеть явления и
предметы в перспективе).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий по 30 минут, согласно нормам СанПиН 2.4.4.3172-14для обучающихся дошкольного возраста.
Основными формами организации детского экспериментирования являются: наблюдения, экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения, проекты.
Формы занятий: по количеству детей – фронтальные, индивидуальные, по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия-опыты, лабораторные работы (деятельность в мини-лаборатории), по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, интегрированные занятия.
Методы и приемы:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- поручения, действия.
Срок реализации программы:
Срок реализации образовательной программы – 1 год,32 часа учебных занятий.
Адресат программы:
Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. На обучение по программе принимаются все желающие, без предъявления требований к начальным знаниям.
Цель программы:
развитие познавательной активности, любознательности и инициативности дошкольников посредством организации опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
- создать в дошкольной образовательной организации развивающую предметно – пространственную среду способствующую организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, при отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования: знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.)
- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В результате реализации данной программы у детей:
- Будет сформирован положительный интерес к играм-экспериментам, улучшение речевого развития.
- Расширятся представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
- Будут сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования.
- Дети будут принимают активное участие в совместной деятельности с взрослым, и в самостоятельном познании мира.
- Будут развиты такие личностные качества как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать вместе.
К концу учебного года предполагается овладение детьми, следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок знает
Имеет представление
Умеет
Формы проведения итогов реализации программы
• Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Учебно-тематический план на год
N п\п | Содержание программы | теория | практика |
1 | Вводное | 1 | |
2 | Свойства песка «Песочная страна» « Цветной песок» «Волшебное сито» | 3 | |
3 | Свойство воды «Какая бывает вода?» «Форма воды» «Вода растворитель» «Путешествие капельки» «Ледяные шары» | 1 | 4 |
4 | Свойства воздуха «Воздух расширяется» «Воздух повсюду» «Воздух работает" | 3 | |
5 | «Сила тяготения» | 1 | |
6 | «Умные предметы» «Хитрости инерции» | 1 | 1 |
7 | Почему горят фонарики | 1 | |
8 | Лед «Почему не тонут айсберги» | 1 | |
9 | Звук «О пищалке» «Как сделать звук громче?» | 1 | 1 |
10 | Магнит «Ловись рыбка и мала. и велика» «Фокусы с магнитом» | 2 | |
11 | «Что отражается в зеркале?» «Мир ткани» «Солнце дарит нам тепло и свет». «Почему в космос летают на ракете? | 1 | 3 |
12 | «Может ли растение дышать?» «Что выделяет растение?» «Что выделяет растение?» | 1 | 2 |
13 | Откуда взялись острова? Как происходит извержение вулкана? Как появляются горы? Как образуются метеоритные кратеры? | 1 | 3 |
Всего занятий | 7 | 25 |
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
Тема | Цель | Формы и методы работы |
Октябрь | ||
Вводное «В гостях у Знайки» | Уточнить представление о том, кто такие учёные, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза» о способе познания мира-эксперимента, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. | 1.Беседа с детьми об учёных. 2. Объяснить, что понятия «наука» и «гипотеза». 3. Рассказать о детской лаборатории и культуре, правилах поведения. 4. Практическая работа: - Игра «нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем». - Опыт «может ли вода подниматься». 5. Итоги. |
«Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | 1.Беседа с детьми. 2. Напомнить правила техники безопасности при проведении опытов. 3. Практическая работа: - Рассматривание песка с помощью лупы. - Опыт: «сыпучесть песка» - Лепим из влажного песка. 4.Объясненить и показать, как нарисовать рисунок сухим песком. 5. Итоги. 6 Выставка рисунков: «Песочная страна» |
Цветной песок | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка; научить пользоваться тёркой. | 1.Беседа с детьми. 2. Правила техники безопасности при проведении опытов. 3. Практическая работа: Объяснить и показать, как пользоваться тёркой. - Игра «Следы на песке» - Опыт: «разноцветный песок» 4. Итоги |
Волшебное сито | Познакомить детей со способом отделения песка от камешков и мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность. | 1.Беседа с детьми. 2.Правила техники безопасности. 3.Показать, как с помощью сита отделить камешки от песка. 4.Практическая работа: - Сюрпризный момент - Опыт: «Песчаный конус» 5.Итоги. |
Ноябрь | ||
Какая бывает вода? | Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки; развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. | 1.Беседа с детьми. 2.Напомнить правила поведения в лаборатории. 3.Объяснить и показать, как пользоваться пипеткой. 4.Практическая работа: - Кроссворд. - Опыт: «можно ли перенести воду в соломинке». - Игра «Кто больше перенесёт воды пипеткой» 5.Итоги |
Форма воды. | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | 1.Беседа с детьми. 2.Напомнить правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Опыт «может ли вода иметь форму?» - Игра «узнай и назови» 4.Итоги |
Вода – растворитель. Очищение воды. | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | 1.Беседа с детьми. 2.Объяснить и показать, как можно очистить воду. 3.Правила поведения в лаборатории. 4.Практическая работа: - Опыт: «Что растворяется в воде?» - Опыт: «Фильтрование воды». 5.Итоги |
Путешествие Капельки. | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения. | 1.Беседа с детьми. 2. Показ и рассказ по схеме: «Круговорот воды в природе». 3.Правила поведения в лаборатории. 4.Практическая работа: - Опыт: «Как появляется пар» - Опыт: «Домашнее облако». 5.Итоги |
Декабрь | ||
Воздух | Расширить представления детей о свойствах воздуха; познакомить детей с чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. | 1.Беседа с детьми. 2.Объяснить, как пользоваться чашечными весами. 3.Рассказать об изобретении воздушного шара. 4.Напомнить правила поведения в лаборатории. 5.Практическая работа: - Опыт: «Воздух расширяется». -Игра: «Узнай по запаху» 6.Итоги. |
Воздух повсюду. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. | 1.Беседа с детьми. 2.Напомнить правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Игровое упражнение: «Почувствуй воздух». - Опыт: «Воздух сжимается». - Эксперимент: «Яйцо в бутылке». 4.Итоги.. |
Воздух работает. | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы. | 1.Беседа с детьми. 2.Правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Опыт: «Свойства воздуха» - Эксперимент: «Вертящиеся спирали». 4.Итоги. |
Ледяные шары. | Дать детям представление о свойствах воды, льда | 1.Беседа с детьми. 2.Правила поведения при проведении опытов. 3.Практическая работа: - Опыт: «Свойства воды» - Эксперимент: «Цветные шары». 4.Итоги |
Январь | ||
Сила тяготения. | Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | 1.Беседа с детьми. 2.Объяснить, что такое глобус. 3.Правила поведения в лаборатории. 4.Практическая работа: - Опыт: «Почему все предметы падают?» - Схематично зарисовать. 5.Итоги |
Упрямые предметы. | Познакомить детей с физическим свойством предметов-инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. | 1.Беседа с детьми. 2.Напомнить правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Эксперимент: «Медведь в машине» - Фокус: «Упрямая монета» 4.Итоги |
Хитрости инерции. | Познакомить детей с фокусом основанном на физическом явлении-инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. | 1.Беседа с детьми. 2.Вспомни правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Фокус со стаканом воды и листом бумаги. - Эксперимент: «Как отличить сырое яйцо от варёного» 4.Итоги |
Почему горит фонарик? | уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой – хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки | 1.Беседа с детьми. 2.Помни правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - «Волшебный лимон» 4.Итоги. |
Февраль | ||
Замёрзшая вода-лёд. Почему не тонут айсберги? | Уточнить представления детей о свойствах льда; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходов. | 1.Беседа с детьми. 2.Рассматривание иллюстраций с изображением айсбергов. 3.Вспомнить сказку «Заюшкина избушка». 4.Практическая работа: - опыт со льдом. - Игра «Арктическое морское путешествие» 5.Итоги |
О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов. | 1.Беседа с детьми. 2.Правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Эксперимент: «Что слышим?» - Изготовление спичечного телефона. 4.Итоги |
Как сделать звук громче? | Обобщить представление детей о физическом явлении-звуке. | 1.Беседа с детьми. 2.Правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Опыт с линейкой, проволокой. - Изготовление рупора. 4.Итоги. |
Свет и тень. | Познакомить с образованием света от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | 1.Беседа с детьми. 2.Правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Игра «Теневой театр» - Показ знакомой сказки. 4.Итоги |
Март | ||
Ловись, рыбка, и мала, и велика. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | 1.Беседа с детьми. 2.Правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Магнитная игра «Рыбалка» - Эксперимент «Притягивает- не притягивает» - Задание «проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается». 4.Итоги |
Фокусы с магнитом | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | 1.Беседа с детьми 2.Правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: = Фокус «Разборчивый гусь» - Фокус «Могут ли звери сами двигаться?» - Эксперимент «Достань иголку из воды не замочив руки» 4.Итоги |
Что отражается в зеркале? | Познакомить детей с понятием «отражение»; найти предметы, способные отражать. | 1.Беседа с детьми. 2.Вспомни правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Что ты видишь в зеркале? - Задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение» 4.Итоги |
Солнце дарит нам тепло и свет. | Помочь понять о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «Световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | 1.Беседа с детьми 2.Объяснить, какие бывают источники света. 3.Напомнить правила поведения в лаборатории. 4.Практическая работа: - «Бумажный змей» -« Какие предметы нагреваются» 5.Подведение итогов. |
Апрель | ||
Мир ткани | Познакомить с названиями тканей; формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива одежды. | 1.Беседа с детьми. 2.правила безопасного обращения с ножницами. 3.Практическая работа: -Рассмотреть различные кусочки ткани. - Эксперимент «Свойства ткани» 4.Подведение итогов. |
Почему в космос летают на ракете? | Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта. | 1.Беседа с детьми. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Правила поведения в лаборатории: - Эксперимент с шариком. - Изготовление коллажа «Всё что летает». 4. Подведение итогов. |
Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | 1.Беседа с детьми. 2.Правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Опыт «Сквозь лист» - Опыт «Нужен ли корешкам воздух?» 4.Подведение итогов |
Что выделяет растение? | Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. | 1.Беседа с детьми. 2.Правила поведения в лаборатории. 3.Практическая работа: - Опыт «Во всех ли листьях есть питание» - Опыт «Что выделяет растение?» 4.Наблюдение за растением 1-2 дня. Подведение итогов. |
Май | ||
Откуда взялись острова? | Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования. | 1.Беседа с детьми. 2.Показ книги «Мой первый атлас». 3.Объяснить, что такое остров. 4.Практическая работа: - Изготовление модели «Морское дно» 5.Подведение итогов. 6.Домашнее задание. |
Как происходит извержение вулкана? | Познакомить детей с природным явлением-вулканом, причиной его извержения. | 1.Беседа с детьми. 2.Объяснить, что такое вулкан. 3.Показ иллюстраций. 4.Напимнить правила поведения в лаборатории. 5.Практическая работа: - Изготовление раствора для лавы. - Испытание вулкана. 6.Итоги |
Как появляются горы? | Познакомить детей с причиной образования гор; научить самостоятельно изготавливать солёное тесто. | 1.Беседа с детьми. 2.Показ мнемотаблицы опыта «Извержение вулкана». 3.Объяснить, как появляются горы. 4.Практическая работа: - Изготовление солёного теста. - Макет горы. 5.Подведение итогов. |
Как образуются метеоритные кратеры? | Смоделировать с детьми метеоритный кратер; уточнить представление детей о Солнечной системе. | 1.Беседа с детьми. 2.Показ карты «Солнечная система». 3.Объяснить, что такое Солнечная система, метеоритный кратер 4.Напомнить правила поведения в лаборатории. 5.Практическая работа: -Алгоритм действий «Метеоритный кратер» - Изготовление метеоритного кратера. 6.Итоги. |
Методическое обеспечение программы
1. Построение предметно-развивающей среды в группе
«Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
3. Обучающие познавательные занятия.
4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.
Для успешной реализации данной программы необходимо соответствующее оснащение.
• приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
• природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
• утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
• завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
• сделать знаки, разрешающие или запрещающие.
• специальная одежда (халаты, фартуки);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• карточки-схемы для проведения эксперимента.
Система оценки результатов освоения программы:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика)
проводится 3 раза в год:
• Входная (вводная) диагностика – в начале учебного года (3-4я неделя
сентября);
• Промежуточная (текущая) диагностика – в середине учебного года
(3-4я неделя января);
• Итоговая диагностика – в конце учебного года (4-я неделя мая).
Педагогическая диагностика и методики результативности программы.
Приложения №2
Список используемой литературы
1. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010.
2. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011.
3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – М.: Мозаика-синтез,2012 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004
6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты
в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство- Пресс" (2015)
9. Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
10. Интернет – ресурсы