Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа дополнительного образования по познавательному направлению «Маленький исследователь» для детей 6-7 лет

Цель программы развитие познавательной активности, любознательности и инициативности дошкольников посредством организации опытно - экспериментальной деятельности. Задачи - создать в дошкольной образовательной организации развивающую предметно – пространственную среду способствующую организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников - развивать у детей познавательные способности анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Сольцы»

Программа дополнительного образования

по познавательному направлению

«Маленький исследователь»

(для детей 6-7 лет)

Составитель:

Калугина Ольга Юрьевна

2021

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Маленький исследователь» для обучающихся 6-7 лет разработана в соответствии с нормативными документами Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленький исследователь» ознакомительного уровня. Данный уровень является подготовительным этапом и направлен на развитие познавательных интересов через поисково-исследовательскую деятельность.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер

Актуальность.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Данный опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность.

Новизна

В данной программе обучение организовано  по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.

Педагогическая целесообразность программы

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Практическая значимость.

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала

по ознакомлению с природными явлениями

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.

Отличительные особенности программы

Направленность на развитие личности ребенка.

Приоритет программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к

решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и

умеющего отстаивать его.

Нацеленность на дальнейшее образование.

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Содержание педагогической работы строится на основе понимания и

осознания психофизиологических особенностей дошкольников

(«ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям,

поискам и т.д.).

Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-

познавательной деятельности рассматривается в единстве с

развитием творческого начала и овладением структурой

деятельности.

Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа»,

«Физические явления», «Рукотворный мир» с направлениями развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей

(самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической

деятельности, способности переносить действия с одного содержания на

другое, способности к моделированию, умения видеть явления и

предметы в перспективе).

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий по 30 минут, согласно нормам СанПиН 2.4.4.3172-14для обучающихся дошкольного возраста.

Основными формами организации детского экспериментирования являются: наблюдения, экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения, проекты.

Формы занятий: по количеству детей – фронтальные, индивидуальные, по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия-опыты, лабораторные работы (деятельность в мини-лаборатории), по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, интегрированные занятия.

Методы и приемы:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- поручения, действия. 

Срок реализации программы:

Срок реализации образовательной программы – 1 год,32 часа учебных занятий.

Адресат программы:

Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. На обучение по программе принимаются все желающие, без предъявления требований к начальным знаниям.

Цель программы:

 развитие познавательной активности, любознательности и инициативности дошкольников посредством организации опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

- создать в дошкольной образовательной организации развивающую предметно – пространственную среду способствующую организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, при отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования: знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.)

- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В результате реализации данной программы у детей:

- Будет сформирован положительный интерес к играм-экспериментам, улучшение речевого развития.

- Расширятся представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.

- Будут сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования.

- Дети будут принимают активное участие в совместной деятельности с взрослым, и в самостоятельном познании мира.

- Будут развиты такие личностные качества как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать вместе.

 К концу учебного года предполагается овладение детьми, следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок знает

Имеет представление

Умеет

Формы проведения итогов реализации программы

•   Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.

•  Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

теория

практика

1

Вводное

1

2

Свойства песка

«Песочная страна»

« Цветной песок»

«Волшебное сито»

3

3

Свойство воды

«Какая бывает вода?»

«Форма воды»

«Вода растворитель»

«Путешествие капельки»

«Ледяные шары»

1

4

4

Свойства воздуха

«Воздух расширяется»

«Воздух повсюду»

«Воздух работает"

3

5

«Сила тяготения»

1

6

«Умные предметы»

«Хитрости инерции»

1

1

7

Почему горят фонарики

1

8

Лед

«Почему не тонут айсберги»

1

9

Звук

«О пищалке»

«Как сделать звук громче?»

1

1

10

Магнит

«Ловись рыбка и мала. и велика»

«Фокусы с магнитом»

2

11

«Что отражается в зеркале?»

«Мир ткани»

«Солнце дарит нам тепло и свет».

«Почему в космос летают на ракете?

1

3

12

«Может ли растение дышать?»

«Что выделяет растение?»

«Что выделяет растение?» 

1

2

13

Откуда взялись острова?

Как происходит извержение вулкана?

Как появляются горы? 

Как образуются метеоритные кратеры?

1

3

Всего занятий

7

25

Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

Тема

Цель

Формы и методы работы

Октябрь

Вводное

«В гостях у Знайки»

Уточнить представление о том, кто такие учёные, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза» о способе познания мира-эксперимента, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.

1.Беседа с детьми об учёных.

2. Объяснить, что понятия «наука» и «гипотеза».

3. Рассказать о детской лаборатории и культуре, правилах поведения.

4. Практическая работа:

- Игра «нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».

- Опыт «может ли вода подниматься».

5. Итоги.

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

1.Беседа с детьми.

2. Напомнить правила техники безопасности при проведении опытов.

3. Практическая работа:

- Рассматривание песка с помощью лупы.

- Опыт: «сыпучесть песка»

- Лепим из влажного песка.

4.Объясненить и показать, как нарисовать рисунок сухим песком.

5. Итоги.

6 Выставка рисунков: «Песочная страна»

Цветной песок

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка; научить пользоваться тёркой.

1.Беседа с детьми.

2. Правила техники безопасности при проведении опытов.

3. Практическая работа:

Объяснить и показать, как пользоваться тёркой.

- Игра «Следы на песке»

- Опыт: «разноцветный песок»

4. Итоги

Волшебное сито

Познакомить детей со способом отделения песка от камешков и мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность.

1.Беседа с детьми.

2.Правила техники безопасности.

3.Показать, как с помощью сита отделить камешки от песка.

4.Практическая работа:

- Сюрпризный момент

- Опыт: «Песчаный конус»

5.Итоги.

Ноябрь

Какая бывает вода?

Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки; развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

1.Беседа с детьми.

2.Напомнить правила поведения в лаборатории.

3.Объяснить и показать, как пользоваться пипеткой.

4.Практическая работа:

- Кроссворд.

- Опыт: «можно ли перенести воду в соломинке».

- Игра «Кто больше перенесёт воды пипеткой»

5.Итоги

Форма воды.

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

1.Беседа с детьми.

2.Напомнить правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт «может ли вода иметь форму?»

- Игра «узнай и назови»

4.Итоги

Вода – растворитель.

Очищение воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

1.Беседа с детьми.

2.Объяснить и показать, как можно очистить воду.

3.Правила поведения в лаборатории.

4.Практическая работа:

- Опыт: «Что растворяется в воде?»

- Опыт: «Фильтрование воды».

5.Итоги

Путешествие Капельки.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.

1.Беседа с детьми.

2. Показ и рассказ по схеме: «Круговорот воды в природе».

3.Правила поведения в лаборатории.

4.Практическая работа:

- Опыт: «Как появляется пар»

- Опыт: «Домашнее облако».

5.Итоги

Декабрь

Воздух

Расширить представления детей о свойствах воздуха; познакомить детей с чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

1.Беседа с детьми.

2.Объяснить, как пользоваться чашечными весами.

3.Рассказать об изобретении воздушного шара.

4.Напомнить правила поведения в лаборатории.

5.Практическая работа:

- Опыт: «Воздух расширяется».

-Игра: «Узнай по запаху»

6.Итоги.

Воздух повсюду.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость.

1.Беседа с детьми.

2.Напомнить правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Игровое упражнение: «Почувствуй воздух».

- Опыт: «Воздух сжимается».

- Эксперимент: «Яйцо в бутылке».

4.Итоги..

Воздух работает.

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт: «Свойства воздуха»

- Эксперимент: «Вертящиеся спирали».

4.Итоги.

Ледяные шары.

Дать детям представление о свойствах воды, льда

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения при проведении опытов.

3.Практическая работа:

- Опыт: «Свойства воды»

- Эксперимент: «Цветные шары».

4.Итоги

Январь

Сила тяготения.

Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

1.Беседа с детьми.

2.Объяснить, что такое глобус.

3.Правила поведения в лаборатории.

4.Практическая работа:

- Опыт: «Почему все предметы падают?»

- Схематично зарисовать.

5.Итоги

Упрямые предметы.

Познакомить детей с физическим свойством предметов-инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

1.Беседа с детьми.

2.Напомнить правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Эксперимент: «Медведь в машине»

- Фокус: «Упрямая монета»

4.Итоги

Хитрости инерции.

Познакомить детей с фокусом основанном на физическом явлении-инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

1.Беседа с детьми.

2.Вспомни правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Фокус со стаканом воды и листом бумаги.

- Эксперимент: «Как отличить сырое яйцо от варёного»

4.Итоги

  Почему горит фонарик?

уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой – хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки

1.Беседа с детьми.

2.Помни правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- «Волшебный лимон»

4.Итоги.

Февраль

Замёрзшая вода-лёд.

Почему не тонут айсберги?

Уточнить представления детей о свойствах льда; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходов.

1.Беседа с детьми.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением айсбергов.

3.Вспомнить сказку «Заюшкина избушка».

4.Практическая работа:

- опыт со льдом.

- Игра «Арктическое морское путешествие»

5.Итоги

О «дрожалке» и «пищалке»

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Эксперимент: «Что слышим?»

- Изготовление спичечного телефона.

4.Итоги

Как сделать звук громче?

Обобщить  представление детей о физическом явлении-звуке.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт с линейкой, проволокой.

- Изготовление рупора.

4.Итоги.

Свет и тень.

Познакомить с образованием света от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Игра «Теневой театр»

- Показ знакомой сказки.

4.Итоги

Март

Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Магнитная игра «Рыбалка»

- Эксперимент «Притягивает- не притягивает»

- Задание «проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается».

4.Итоги

Фокусы с магнитом

Выделить предметы, взаимодействующие  с магнитом.

1.Беседа с детьми

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

= Фокус «Разборчивый гусь»

- Фокус «Могут ли звери сами двигаться?»

- Эксперимент «Достань иголку из воды не замочив руки»

4.Итоги

Что отражается в зеркале?

Познакомить детей с понятием «отражение»; найти предметы, способные отражать.

1.Беседа с детьми.

2.Вспомни правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Что ты видишь в зеркале?

- Задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение»

4.Итоги

Солнце дарит нам тепло и свет.

Помочь понять о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «Световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

1.Беседа с детьми

2.Объяснить, какие бывают источники света.

3.Напомнить правила поведения в лаборатории.

4.Практическая работа:

- «Бумажный змей»

-« Какие предметы нагреваются»

5.Подведение итогов.

Апрель

Мир ткани

Познакомить с названиями тканей; формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива одежды.

1.Беседа с детьми.

2.правила безопасного обращения с ножницами.

3.Практическая работа:

-Рассмотреть различные кусочки ткани.

- Эксперимент «Свойства ткани»

4.Подведение итогов.

Почему в космос летают на ракете?

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта.

1.Беседа с детьми.

2.Рассматривание иллюстраций.

3.Правила поведения в лаборатории:

- Эксперимент с шариком.

- Изготовление коллажа «Всё что летает».

4. Подведение итогов.

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт «Сквозь лист»

- Опыт «Нужен ли корешкам воздух?»

4.Подведение итогов 

Что выделяет растение?

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт «Во всех ли листьях есть питание»

- Опыт «Что выделяет растение?»

4.Наблюдение за растением 1-2 дня. Подведение итогов.

Май

Откуда взялись острова?

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования.

1.Беседа с детьми.

2.Показ книги «Мой первый атлас».

3.Объяснить, что такое остров.

4.Практическая работа:

- Изготовление модели «Морское дно»

5.Подведение итогов.

6.Домашнее задание.

Как происходит извержение вулкана?

Познакомить детей с природным явлением-вулканом, причиной его извержения.

1.Беседа с детьми.

2.Объяснить, что такое вулкан.

3.Показ иллюстраций.

4.Напимнить правила поведения в лаборатории.

5.Практическая работа:

- Изготовление раствора для лавы.

- Испытание вулкана.

6.Итоги

Как появляются горы?

Познакомить детей с причиной образования гор; научить самостоятельно изготавливать солёное тесто.

1.Беседа с детьми.

2.Показ мнемотаблицы опыта «Извержение вулкана».

3.Объяснить, как появляются горы.

4.Практическая работа:

- Изготовление солёного теста.

- Макет горы.

5.Подведение итогов.

Как образуются метеоритные кратеры?

Смоделировать с детьми метеоритный кратер; уточнить представление детей о Солнечной системе.

1.Беседа с детьми.

2.Показ карты «Солнечная система».

3.Объяснить, что такое Солнечная система, метеоритный кратер

4.Напомнить правила поведения в лаборатории.

5.Практическая работа:

-Алгоритм действий «Метеоритный кратер»

- Изготовление метеоритного кратера.

6.Итоги.

Методическое обеспечение программы

1.         Построение предметно-развивающей среды в группе

«Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».

2.         Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.

3.         Обучающие познавательные занятия.

4.         Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.

5.         Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.

Для успешной реализации данной программы необходимо соответствующее оснащение.

•          приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

•          разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;

•          природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;

•          утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:

•          разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

•          красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;

•          медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;

•          прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;

•          завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;

•          сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

•  специальная одежда (халаты, фартуки);

•  контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

•  карточки-схемы для проведения эксперимента.

Система оценки результатов освоения программы:

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика)

проводится 3 раза в год:

•  Входная (вводная) диагностика – в начале учебного года (3-4я неделя

сентября);

•  Промежуточная (текущая) диагностика – в середине учебного года

(3-4я неделя января);

•  Итоговая диагностика – в конце учебного года (4-я неделя мая).

Педагогическая диагностика и методики результативности программы.

Приложения №2

  Список используемой литературы

1. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010.

2. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011.

3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – М.: Мозаика-синтез,2012 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004

6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты

в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство- Пресс" (2015)

9. Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

10. Интернет – ресурсы

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области