Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по истории искусств на тему"Виды гравюры"

Изучение теоретического материала по видам гравюры. Выполнение практической работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская художественная школа имени И.И. Крылова г. Азова

КОНСПЕКТ УРОКА

По предмету: беседы по искусству.

Для учащихся 1 классов

На тему: «Виды гравюры.»

Выполнила: преподаватель

Лысенко Галина Александровна

2023 г.

Конспект урока

по предмету «Беседы по искусству» рассчитан для учащихся 1 классов, 1 урок 60 минут.

Урок состоит из двух частей – теоретической и практической работы по теме.

Тема урока: виды гравюры, практическая работа.

Цели:

-развитие познавательной и творческой деятельности;

-развитие интереса к предмету история искусств;

-освоение теории искусства;

-освоение техники печатной графики.

Задачи: изучение видов гравюры и способы ее выполнения;

- выполнение практической работы по печатной графике.

Тип урока: изучение нового материала, практическое занятие.

Методы работы: наглядные, словесные, практические.

Оборудование: мультимедийный экран (теоретическая часть). Валики для краски, палитры, типографская краска черная и белая (практическая часть).

Материалы и инструменты для учащихся: листы бумаги белой, черной или синей формат А4, лист полистирола А5, калька А4, спица или зубочистка, мягкий карандаш, столовая ложка.

Иллюстративный материал по истории гравюры: А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя, Хокусай К. Русские художники: В. В. Лебедев, К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский. В. А. Фаворский, Д. А. Шмаринов, Ю. И. Пименов.

Используются видео материалы для практической работы.

Ход урока.

Урок состоит из двух частей: теоретический материал по видам гравюры – конспектируем в тетради. Вторая часть – практическая работа, она заключается в выполнении эстампа с помощью доступных для учащихся средств, без использования специального оборудования.

Теоретический материал. Конспект в тетради.

Познакомимся с одним из видов графики - гравюрой.

Гравю́ра (фр. gravure — гравю́ра, гравирова́ние, от фр. graver — вырезать, высекать; нем. graben — копать) — разновидность графического искусства и полиграфической технологии, основанная на гравировании печатной формы.

Гравюра — это отпечаток рисунка, который создают на деревянной, железной или пластиковой пластине. Мастер наносит на доску предварительное изображение, затем с помощью специальных инструментов вырезает его. После он покрывает поверхность краской и отправляет пластину под пресс. Рисунок отпечатывается на бумаге — такой оттиск называется эстампом. Каждый из оттисков с одной доски гравера считается авторским оригинальным произведением.

В зависимости от способа создания печатной формы техники гравюры подразделяют на две основных разновидности:

Существует насколько видов гравюр.

В искусстве издавна используются многие способы получения гравюрных оттисков. Среди наиболее известных различают такие виды техник гравюр как:

Продольная или обрезная ксилография. Самая древняя техника. Печатные формы делали из досок продольного распила из мягких пород древесины (вишни, яблони, груши). Основным инструментом для их обработки служили ножи разных типов и размеров. Отличительная особенность композиций — контрастность и визуальное преобладание черного штриха.
Поперечная ксилография (торцовая). Рисунок вырезался особым инструментом — штихелем на доске поперечного распила из твердых пород дерева (самшита, бука)

Резцовая на металле. Появилась в середине XV века. Рисунок аккуратно вырезали особыми металлографическими резцами квадратного сечения с ромбовидным срезом. Характерная особенность готовых изображений — господство комбинаций чистых четких линий

Офорт. На доске, покрытой специальным кислотоупорным лаком, острой иглой процарапывали рисунок. Затем заготовку травили кислотой, которая разъедала металл в углублениях. Получалась форма для глубокой печати. Игла легко царапала мягкий лак, позволяя создавать сложные рисунки в свободной манере.

Сухая игла. Схожа с предыдущей техникой, но поверхность не обрабатывали лаком, а просто царапали металл иглой на небольшую глубину. По графической фактуре очень схожа с натуральным рисунком, сделанным карандашом.

Пунктирная манера. Изображения создавали из множества мелких точек гравировальным молотком на покрытой лаком металлической поверхности. Рисунок проявлялся благодаря умелому сочетанию на пластине углублений разной плотности.

Мягкий лак. На загрунтованную липким лаком пластину клали лист бумаги. На нем рисовали изображение карандашом. Лак снизу приставал к листу на прорисованных участках. Далее пластину травили кислотой для получения формы. Для этой техники характерен мягкий, зернистый штрих.

Акватинта. Пластину покрывали тонким слоем канифоли или асфальта и царапали иглой. В процессе травления кислота проникает не только в углубления от иглы, но и в мельчайшие поры между частичками покрытия. Благодаря использованию нескольких последовательных травлений получался эффект тонового рисунка.

Лавис. Сюжет рисовали кистью, смоченной в кислоте, на медной пластине, покрытой канифолью. Полученную печатную форму использовали для тиражирования оттисков. В процессе печати протравленные кислотой участки заполнялись краской.

Меццо-тинто. Картинка создавалась посредством выглаживания и соскабливания на зерненой доске светлых частей рисунка. Характеризуется богатством оттенков светотени и глубиной тона.

Линогравюра. В качестве исходного сырья используется гладко отшлифованный лист линолеума. По технике обработке очень схожа с продольной ксилографией. Появилась в ХХ веке, широко используется современными мастерами графики.

Практическая работа.

Приступаем к практической части. Будем изготавливать открытку методом высокой печати. Выбираем доступный и быстро выполнимый способ с использованием эластичных свойств полистирола.

Подготовим краску – не быстросохнущая, умеренно густая. Под такие характеристики попадает типографская, акрил, гуашь, специальный пигмент для линогравюры. Наносим на палитру и раскатываем равномерно валиком. Для нанесения красителя используются валики: полиграфический классический или обычный резиновый для обоев. Материал для оттиска – бумага, картон. Оттиск будем делать ложкой.

 Техника изготовления.

Приступаем к практической части. Будем изготавливать открытку методом высокой печати. Выбираем доступный и быстро выполнимый способ с использованием эластичных свойств полистирола.

Подготовим краску – не быстросохнущая, умеренно густая. Под такие характеристики попадает типографская, акрил, гуашь, специальный пигмент для линогравюры. Наносим на палитру и раскатываем равномерно валиком. Для нанесения красителя используются валики: полиграфический классический или обычный резиновый для обоев. Материал для оттиска – бумага, картон. Оттиск будем делать ложкой.

 Техника изготовления.

 Начинаем с создания эскиза. Выбираем сюжет или тему и начинаем рисовать на бумаге карандашом. Используем формат А4 или А5. Размер эскиз должен совпадать с форматом полистирола. Рисунок должен быть лаконичным и понятным, мелкие и не четкие фрагменты не пропечатаются или будут не понятны. Для создания более четких контуров дорабатываем рисунок с помощью чёрного маркера или ручки.

Важно понимать два момента:

– всё, что прорисовывается на мягком полистироле, имеет углубление, будет белым на бумаге, то есть без краски. Всё остальное будет покрыто краской. Это называется «высокая печать». Будущую гравюру нужно рисовать зеркально (если это цифры, буквы). Спешить не нужно. Очень важно прорисовать аккуратно и четко.

Готовый эскиз переворачиваем изнанкой и прорисовываем мягким карандашом по контуру рисунка, затем переворачиваем обратно, накладываем эскиз на лист полистирола и переводим рисунок на него, следим чтобы не сместилось изображение. Рисунок на полистироле продавливаем твердым предметом – спицей, зубочисткой, ручкой. В местах углублений краска не попадет и рисунок будет цвета бумаги.

Следующий этап – наносим валиком краску на лист полистирола с рисунком, равномерно прокатывая несколько раз. На равномерно окрашенную заготовку аккуратно накладываем бумагу, чтобы она не съехала и ложной слегка надавливая проглаживаем по всему рисунку. Когда весь рисунок продавлен, снимаем бумагу и проверяем результат. На темной бумаге делаем оттиск белой краской, а на белой – черной. Если оттиски будут разных цветов, то начинаем с белой краски. Готовые рисунки можно подкорректировать зубочисткой или другим инструментом.

Эстампы можно оформить как открытку или в рамку.

Итог урока: выставляем работы, анализируем эстампы, обсуждение достоинств и недостатков.

Электронные ресурсы:

Ресурсы интернета.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области