Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Нетрадиционные технологии методической работы детского сада

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Нетрадиционные технологии методической работы детского сада

Многие современные руководители и старшие воспитатели детских садов применяют нетрадиционные (инновационные) подходы к организации методической работы с кадрами. Любая инновация- это изменение того, что уже существует. Инновация педагогического процесса - частный случай изменения дошкольной образовательной организации, вставшей на путь развития. При этом следует помнить, что любая организация, в том числе и детский сад, меняются не ради самих изменений, а потому что представляют собой часть более широкого процесса развития и должны реагировать на окружающую среду, требования и возможности общества. Развивающееся ДОО, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех организаций, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведённого порядка функционирования и управления.

Постоянное введение в систему ДОО инноваций, с одной стороны, обеспечивает её развитие, а с другой стороны, может нарушать стабильность функционирования образовательной системы. Традиции же способствуют сохранению здорового равновесия. Какие традиции могут быть полезными и актуальными в настоящее время? Среди таких традиций можно назвать: «Фестиваль творческих огоньков», «Творческую палитру», «Серпантин достижений» и т. п., которые позволяют зафиксировать личные или коллективные достижения, создать ситуацию успеха. В некоторых детских садах устраиваются выставки увлечений, хобби педагогов, творческие отчёты, что также позволяет раскрывать их творческий потенциал. В небольших коллективах педагогические проблемы часто решаются за чашкой чая. Это способствует лучшему узнаванию членами коллектива друг друга. Когда люди хорошо знают друг друга, у них исчезает необходимость в психологической защите, что позволяет человеку проявлять большую открытость в общении. За счёт взаимопонимания, открытости возможны подлинный диалог или обсуждение творческих проблем на педагогических советах.

Инновационный потенциал педагога – это совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим саморазвития или, другими словами выстроить видение проблемы на перспективу.

Одной из наиболее эффективных форм методической работы, активизирующих творческую деятельность, инновационный потенциал педагогов, является дискуссия, т. е. спор, обсуждение какого либо актуального вопроса. Самой дискуссии должна предшествовать подготовка; прежде всего, определяют тему дискуссии, устанавливают, какие знания и умения в её ходе должны получить педагоги. На основании этого старший воспитатель разрабатывает вопросник, определяющий последовательность обсуждаемых проблем, составляет список литературы для самостоятельной подготовки к дискуссии, продумывают план ведения дискуссии и заключительное слово, в котором должно быть подытожено всё сказанное и предложено решение поставленной задачи. Можно использовать и такой вариант дискуссии, как регламентированная дискуссия. Её цель - расширить знания педагогов, по какой- либо проблеме, а также формировать культуру общения участников в процессе дискуссии.

Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова предлагают такую форму организации методической работы, как дебаты. Авторы считают целесообразным применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров. Дебаты – технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Дебаты можно применять в качестве организационной формы проведения методической работы в ДОУ, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придаёт возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Сложность дебатов, как организационной формы методической работы, заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе.

Обратимся к следующим нетрадиционным формам. По мнению К. Ю. Белой, творческие (проблемные) микрогруппы возникли в результате поиска новых, более эффективных форм методической деятельности. Они создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею. Несколько педагогов объединяются с учётом психологической совместимости, творческих интересов. В группе могут быть один - два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов. Каждый член группы самостоятельно изучает закреплённый за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуются взаимные посещения педагогического процесса, обсуждение лучших приёмов и способов. При необходимости проводится совместное изучение дополнительной литературы. Главное внимание уделяется поисковой, исследовательской деятельности. Совместное творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. Как только поставленная цель достигнута, группа распадается. С результатами работы знакомят весь коллектив детского сада.

Литературная газета - интересная форма методической деятельности, объединяющая сотрудников. Цель - показать творческие возможности педагогов, детей и их родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Брифинг - встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает, организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства - соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают, вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка. В такую копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства; фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Это хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу последующей методической выставки.

Творческая гостиная - форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

«Круглый стол». При обсуждении любых вопросов психолого-педагогического сопровождения дошкольников круговое размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить их в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор « круглого стола» продумывает вопросы к обсуждению.

КВН - прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации компетенций.

Смотр - конкурс - способ проверки профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Музыкальный салон – одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Мастер-класс как форма методической деятельности – это средство передачи педагогоммастером концептуальной и практической сторон собственной педагогической системы. Структура мастер-класса содержит 3 основных функциональных блока: 1) теоретический блок, в котором мастер представляет концепцию по теме мастер-класса; 2) практический блок, в котором участники в рабочих группах (педагоги) разрабатывают заданную тему или решают проблему; 3) презентационный блок, в котором участники представляют творческие результаты работы в группах. Завершается мастер-класс рефлексией – обменом мнениями по результатам совместной деятельности мастера и присутствующих педагогов. Педагогическое мастерство предполагает педагогические способности, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность педагога. Все эти компоненты мастерства проявляются в ходе проведения мастер-классов.

Актуальным в методической деятельности ДОО является и составление портфолио педагогов – это папка с документами, в которой содержится многообразная информация. Портфолио документирует приобретенный опыт и профессиональные достижения педагога за определённый период его профессиональной деятельности. Профессиональные портфолио педагогов ДОО могут быть нескольких видов. По субъекту деятельности (чей опыт представлен в папке) их подразделяют на индивидуальные и групповые. По виду профессиональной деятельности – на практико-ориентированные (имеющие целью анализ практической деятельности), проблемно-ориентированные (выступают как средство повышения качества решения проблемы), проблемно-исследовательские (используются для сбора и систематизации материала в связи с написанием конкурсной работы, научной работы и т.п.), тематические (посвящённые анализу, разработке различных аспектов темы) и некоторые другие. Также в зависимости от типов документов, его составляющих, можно выделить портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, комбинированный портфолио и т.д. Нетрадиционные технологии, формы и методы организации методической деятельности способствуют развитию творчества педагогов, формированию более совершенных межличностных отношений, повышению их общей и педагогической культуры.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области