Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения дидактического пособия «Волшебные ладошки»

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

И. Кант

Пояснительная записка

Развитие речи у детей с ОВЗ- одна из центральных задач всей системы коррекционной работы дошкольного образовательного учреждения. Анализ педагогической практики показал, что помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в процессе общения. У детей проявляются затруднения при подборе слов, построении предложений, применении в ходе общения выразительных средств речи. Поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению программы, помогает более полной их социализации.

Актуальность

Обучение дошкольников с ОВЗ развитию связной речи - одна из главных задач в подготовке детей к учению в школе, где речь, язык становятся не только средством обучения, но и предметом изучения. По обучению связной речи дошкольников в детском саду проводится большая работа, в частности использование наглядности, а именно, картинок, в процессе обучения.

Особую роль картинкам в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е. И. Тихеева. Она писала, что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Вместе с тем, хотя в методике развития речи картинки давно рассматриваются как важное средство обучения связной речи, им уделяется недостаточно внимания.

Наблюдая за детьми в разнообразных видах деятельности, я убедилась, что дети с проблемами в речевом и познавательном развитии, требуют коррекционно-развивающей работы в этом направлении новыми методами и приемами. Я искала ответы на следующие вопросы:

Как же развивать речевую способность, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией?

Чем заинтересовать детей, что бы это решало главную задачу – развитие речевых навыков?

Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?

Ответом на эти вопросы, оказалась такая наука, как кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву для последующего формирования речи.

Существует взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, при наличии речевого дефекта у ребёнка и особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

«Гимнастика мозга – ключ к развитию речевых способностей ребенка».

Представляю дидактический материал по развитию речи в основе которой лежат кинезеологические упражнения.

Дидактическое пособие включает в себя картинки по развитию речи и упражнения для всех пальцев.

Дидактическое пособие «Волшебные ладошки»

В основе игры лежат кинезеологические упражнения, позволяющие улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Применение данного метода позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает антистрессовым эффектом, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность. По моему мнению, самое большое преимущество этого пособие – огромный интерес детей. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, что бы это способствовало развитию речи.

Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, развитии речи.

Степень новизны

Новизна дидактического материала состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Обобщены методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами кинезиологии, а также по использованию нестандартного пособия.

Использование стихотворных произведений и одновременно работая пальцами в процессе речевой коррекции – ещё один эффективный инновационный приём, позволяющий наряду с решением коррекционных задач развить творческий потенциал ребёнка.

Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я начала применять в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста в развитии речи приемы и методы кинезиологии.

Данное дидактическое пособие разработано для детей 5-7 лет

Оборудование и материалы:

Пособие состоит из нескольких комплектов по лексическим темам: «Осенняя сказка», «Мой дом», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Зимушка – зима», «Птицы зимующие и перелетные» и.т.д. В каждом комплекте – набор игр по данной лексической теме. Для игры сделаны игровые поля-ладошки (2 шт.), предметные карточки-картинки.

Ход игры:

«Угадай, о чем я хочу поговорить с тобой». Взрослый кладёт перед ребёнком два игровых поля-ладошки, на которых расположены предметными картинками ( предлагает ребёнку самостоятельно определить соответствующую ладошку для правой и левой руки). Участники игры рассматривают картинки и называют их. Ребёнку предлагается отгадать заданную тему. Затем по картинкам составить рассказ.

«Назови название пальцев». Ребёнок кладёт руки на ладошки и, по инструкции взрослого, одновременно поднимает пальцы правой и левой руки, называя название пальцев, тем самым закрепляет название пальцев. Вариантов игры много: подними пальчики, постучи два раза указательным пальцем правой руки, затем мизинцем левой руки один раз, затем средними пальцами обеих рук и т.д.).

«Запомни и разложи картинки». Ребёнок выкладывает картинки по инструкции взрослого и запоминает последовательность выложенных картинок (на игровом поле - пальчиках), затем взрослый убирает картинки, а ребенок по памяти воспроизводит последовательность , называя название пальцев и что изображено на картинке.

«Я - читаю, а ты – повторяй ». Педагог читает стихотворение, а ребенок должен расположить картинки на пальчиках в заданном порядке (как в стихотворении), затем ребенок рассказывает, какие картинки он положил.

(см. приложение)

«Положи и назови». Нужно взять две одинаковые картинки обеими руками и одновременно положить их на обе игровые ладошки, сопровождая действия объясняя - что это.

«Перелетные и зимующие птицы». Педагог раскладывает перед ребенком картинки с перелетными и зимующими птицами , среди картинок есть карточка с изображением снежинки и дает задание – подумай какие птицы будет в нашей игре. На ладошку кладем снежинку, а на пальчики нужно разложить зимующих птиц. Затем ребенок называет птицу и рассказывает о ее характерных признаках. Тоже самое с перелетными птицами, на ладошку кладем картинку с изображением солнца ( см. приложение)

«Овощи и фрукты». На столе лежат картинки с овощами и фруктами, так же две карточки с изображением фруктовых деревьев и овощных грядок. На ладошку одной руки кладем карточку с деревьями, на другую с грядками , дети должны разложить овощи и фрукты, рассказывая что они кладут и почему именно на эту ладошку .

Заключение:

Очень важно, чтобы в коррекционный процесс по развитию речи были вовлечены родители воспитанников. Поэтому, в комплект данного пособия входят и карточки-раскраски со стихами для проведения кинезеологических упражнений по каждой лексической теме. Карточки выполнены в формате А5, что очень удобно для вклеивания материала в тетради для домашнего задания.

Данное игровое пособие активно используется в нашем дошкольном отделении всеми участниками коррекционно-развивающего процесса.

Игра «Волшебные ладошки» зарекомендовала себя как эффективное средство, помогающее не только достичь поставленной цели, но и заинтересовать ребёнка, организовать и быстро вовлечь его в совместную деятельность.

Приложение

Игровое речевое сопровождение –стихотворение по заданной теме.

«Осенняя сказка»

Осень всюду с краской ходит, по деревьям кистью водит.

Вся листва сменила цвет. Лучше живописца нет!

1. Вот красавец – лист кленовый. Был зелёный, стал бордовый.

2. Лист рябиновый резной

Как из сказки – расписной!

3. Осень к дубу подошла,

Краску желтую взяла

Лист дубовый, золотой,

Все любуются тобой!

4. Лист коричневый с осинки

. на лесной лежит тропинке.

У листа печальный вид,

ведь немного он грустит.

5. А каштановый листок опустился на грибок.

Тянет к Осени ладошку:

«И меня раскрась немножко!»

(Дети выбирают нужные листья и раскладывают их по пальчикам).

«Посуда»

Вас обманывать не буду:

«Всё я знаю про посуду!»

1. Соль насыплем мы в солонку.

2. Масло уберём в маслёнку.

3. Хлеб мы в хлебнице храним.

4. Молоко нальём в кувшин.

5. А в конфетнице лежат

Сладости для всех ребят!

(Дети выбирают на столе нужную картинку с изображением посуды и раскладывают их на пальчиках, затем рассказывают, что они положили).

«Обувь»

1.У дверей большие боты. Папа в них пришёл с работы.

2. Рядом – мамины ботинки,

3. Сапоги сестры Иринки.

4. Вот кроссовки для Антоши.

5. Ну а здесь, мои галоши.

(Дети выбирают нужную картинку с изображением обуви и рассказывают о ней: когда носят, из чего сделана , кто носит).

«Зимующие птицы»

Птицам, которые с нами зимуют,

мы смастерили кормушку большую.

Зёрен и хлеба в неё положили.

Поутру гости у нас уже были.

1. Первыми к нам прилетали синички,

2. Три воробья – очень шустрые птички.

3.Днём на обед дубонос залетал. Зёрен отведал, но петь нам не стал.

4. К нашей столовой летят снегири. Красные грудки у них, посмотри!

5. Вечером дятел все крошки склевал.

«Всё очень вкусно, спасибо!», - сказал.

Завтра кормушку наполним опять.

Птицы зимой не должны голодать!

(Дети раскладывают на игровом поле – пальчиках, птиц. Затем описывают птицу и говорят на каком по счету месте лежит та или иная картинка с птицей).

Литература

1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.

2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).

3. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб: Невский проспект. - 2005. - 192 с.

4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. - С.14.

5. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи.—Дефектология, №4, 1999.

6. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности.—Владивосток, 1988.

7. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. -М.: Аркти, 2003. – 156 с.

8. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд.: - Ростов на Дону.: Феникс, 2000 – 542с.

9. Шереметева Г. Б. Кинезиология. Целебное прикосновение – М.: АмритаРусь,2009.- 96с.

10. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.

11. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 22.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области