Аветисян М.А
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: речь, речевое развитие, педагогическая деятельность, методы, технологии.
Цель:
- Организовать работу по речевой культуре, чтобы детям было интересно и в то же время, работа была эффективной.
Создать условия для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста с помощью различных игровых форм и методов.
Задачи:
- Провести анализ методической литературы по данной теме;
- Создать условия для развития речевой активности детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, используя различные методы и приемы;
- Привлечь родителей к созданию благоприятных условий, для развития речевой активности дома.
Задачами первых лет жизни являются развитие речевых способностей детей, во-первых, это - расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. В младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.
Свою работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста я разделила на несколько направлений:
1. Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;
2. Формирование у детей речевой деятельности на основе развития мелкой моторики;
3. Овладение двигательными умениями и навыками, при участии речи;
4. Обогащение словаря, интонационных особенностей, совершенствование артикуляционного аппарата по средствам игр-драматизаций, сюжетных, театрализованных игр.
5. Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника)
6. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам мультипликации.
7. Взаимодействие с родителями по теме: «Развитие речи детей
младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
В своей работе я использовала методы: словесные, наглядные, практические.
Формой организации детей я использовала как специально организованная деятельность, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для этого воспитателю необходимо:
- внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка;
- много говорить самому;
- вовлекать детей в разговор на определенную тему;
- помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.
Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т.п.) и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (что-то вместе с детьми рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет); путешествует по детскому саду или территории участка: рассказывает разные истории и т. д.
Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторять его в сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет? Клюет, У нее клюв. А у цыплят — клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки» и т. п.) Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?» — «Клюет»).
На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи.
Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных ([м], [п], [б], (в], [ф|). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких как [с], [з] (свистящие).
Отработка произношения звука осуществляется поэтапно:
Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).
Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку, полоски папиросной бумаги (султанчик) и т. п.; протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку»: «У-у-у-у».).
Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»).
С детьми 2-3 лет проводятся подгрупповые занятия.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.