Развитие личности и воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами физической культуры.
Гимнастика, физические упражнения,
ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую значимость. На государственном уровне решаются задачи воспитания патриотизма у детей, в том числе и дошкольного возраста. Педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся в поиске новых средств, методов и приемов для реализации программ воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Решение данной задачи возможно средствами физической культуры. Движения составляют важную, жизненно необходимую основу, как для общего развития ребенка, так и для формирования его личности. Они помогают ему знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свои представления, которые впоследствии воспринимаются дошкольниками, как что-то «родное» и «близкое». В дошкольном учреждении создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера, таких как организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность. У ребят формируют нравственные качества - честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений. Большая работа проводится для проявления детьми волевых качеств - это и смелость, и решительность, и настойчивость в преодолении трудностей, и уверенность в своих силах, выдержка и др. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Именно поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотические чувства, гуманизм по отношению ко всему живому, воспитывать нравственные качества.
Успехов в укреплении здоровья детей и их полноценном физическом развитии, можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. А так как семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, то планирование работы с родителями является важным разделом работы педагога, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы и приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них. Необходимо проводить консультации, мастер-классы, фотовыставки, совместные занятия детей и их родителей, Дни Здоровья и другие мероприятия, которые позволяют создать партнерские отношения детского сада и семьи, являясь необходимым условием для достижения положительного результата в физическом воспитании дошкольников. Данная работа поможет укрепить семейные отношения и позволит ребенку испытывать чувство гордости за своих родителей.
Физическое воспитание располагает достаточно действенными средствами и методами, оказывающими влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе активной двигательной деятельности он упражняется в проявлении морально-волевых качеств: быть смелым в игре и, несмотря на опасность, быть пойманным, стараться выручить товарища, стремиться со всеми выполнить общую задачу (например, вовремя прибежать и построиться всем звеном) и др.
Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и пр.). В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих задач, проявления самостоятельности, находчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко.
Использование образовательной деятельности игрового характера, а так же методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх дают возможность увлечь детей, заинтересовать их. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Целесообразно обучать детей основным движениям через игровые моменты, формировать ориентировку в пространстве через игры.
Основоположники теории и методики физического Кенеман А.В. и Хухлаева Д.В. настаивали на исключительном значении соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств, таких как целеустремленность, инициатива, решительность, настойчивость, способность преодолевать трудности, и др. Однако, они подчеркивали, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т.п.), поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
Особенно важным в занятиях игрового характера является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательность.
Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Поэтому основной задачей физического воспитания является: воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней. Физическое воспитание в полной мере зависит от педагога, ему необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.
Необходимо воспитывать у детей умение творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.
У детей дошкольного возраста очень важно воспитывать положительные эмоции, обеспечивая бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами физической культуры, в нашем образовательном учреждении осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы, а также через организацию мероприятий:
Все мероприятия позволяют детям лучше узнать себя, своих товарищей, научиться помогать друг другу, воспитывать ответственность, чувство коллективизма. А самое главное, дети чувствуют себя гражданином своей Страны, любят ее и хотят стать ее Защитниками.
Список литературы
1.Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения, Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О. Филипповой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС – 2005.
2.Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М.: 1996.
3.Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.
4.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.