Интеллектуальная игра по русскому языку (для учащихся 5-7 классов)
Цели: развивать познавательный интерес к русскому языку, формировать и развивать интеллектуальные способности учащихся, инициативность, любознательность; воспитывать уважительное отношение к сопернику, умение объективно оценивать свои и чужие знания.
Задачи:
-образовательные: углубить и закрепить знания по русскому языку; обогатить лексический запас учащихся;
-развивающие: развитие умения применять на практике полученные знания; развитие любознательности и познавательного интереса; развитие ассоциативного мышления, памяти, внимания, воображения; развитие сообразительности, быстроты реакции в принятии решений; совершенствование речевых навыков, умения обосновывать и аргументировать свою точку зрения; развитие творческой активности детей; развитие коммуникативных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности.
а) Первое – нота, второе – тоже.
Целое – на горох похоже. (Фа-соль)
б) За чем прячется солнце, когда идет дождь? (за тучами)
в) Название какого города состоит из одного имени мальчика и ста имен девочек? (Севастополь)
г) Почему ходят одни люди в ботинках, а другие – в сапогах? (по земле)
д) Сколько раз вы услышали 100?
У про100го 100рожа – непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка чи100тою ног
И 100личной ваксой чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100 вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви не носил никто!
У про100й 100ножки 100ит по100ять
И у той 100ножки опыт перенять! (19)
е) Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (Насос-сосна)
А) Сколько общих звуков в словах ПЕРС-СЕРП? (2 звука)
Б) Заменяя одну букву другой, превратите ВОЛКА в КОЗУ. (волк-полк-пола-поза-коза)
В) Устрани нелепость:
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
( Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.
Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо.
Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях
В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.)
Г) Свободные клетки заполните так, чтобы в горизонтальных строках получились нарицательные имена существительные в форме ед.ч. Им.п.
К | О | Л | О | С | О | К |
О | О | О | ||||
О | О | О | ||||
О | О | О | ||||
О | О | О | ||||
О | О | О | ||||
О | О | О | ||||
О | О | О |
(За каждое слово – 1 балл).
Д) Раскройте скобки:
(Из)(под)вязанного невысоко над землей гамака выглядывало личико ребенка. (Из)(под) вязаной кофточки виднелась блузка. (Из)(за)мороженных слив бабушка сварила варенье. Таня простудилась и заболела (из)(за)мороженого. (Из)(за)бора, который находился рядом с деревней, ползли клубы дыма. (Из)(за)бора вынули три доски. Партизанам удалось уйти (из)(под)носа врага. (Из(под)носа мальчик соорудил щит. Не вертись с (под)носом у меня (под)носом.
(Из подвязанного невысоко над землей гамака выглядывало личико ребенка. Из-под вязаной кофточки виднелась блузка. Из замороженных слив бабушка сварила варенье. Таня простудилась и заболела из-за мороженого. Из-за бора, который находился рядом с деревней, ползли клубы дыма. Из забора вынули три доски. Партизанам удалось уйти из-под носа врага. Из подноса мальчик соорудил щит. Не вертись с подносом у меня под носом).
Е) Чьё лицо увидел джин?
Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдурахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо увидел джин? (Али)
Ж) Подобрать 10 слов, из частей которых можно получить два совершенно разных слова. Например, верхушки=верх+ушки
З) Какие из перечисленных слов происходят от названий частей человеческого тела: подножка, подушка, подзатыльник, подворотня, поручение, намордник, на запятках, наручники, лапник, прохвост.
Е) Составьте рассказ, все слова которого начинаются на букву Н. (за содержание и смысловую связность – 5 баллов, за грамотную речь – 5 баллов).
Запишите как можно больше существительных нарицательных в ед.числе именительном падеже, состоящих из букв слова СЛОВЕСНОСТЬ. (Вес, нос, весть и другие)
Во время подведения итогов – игра с болельщиками:
- Какое из слов лишнее с точки зрения словообразования: волкодав, носорог, козодой, короед, шелкопряд?
- К каким частям речи можно отнести слова: рассердит, сердит, поразит, подвиг, смог?
- Даны формы слов: туш, лож, душ, плач. Сколько получится осмысленных слов, если к каждому данному слову добавить Ь?
Список используемой литературы: