Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сообщение из опыта работы на тему «Активизация познавательной деятельности у младших дошкольников»

ЦельИспользование эффективных методов и приемов для развития познавательной активности у младших дошкольников. задачи -формировать у детей познавательную активность через познавательный,игровой материал с учетом возрастных и познавательных особенностей -развивать у детей интерес к познавательную активность ,умственные способности,речь. -воспитывать у детей желание участвовать внимание ,мышление.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сообщение из опыта работы на тему:

«Активизация

познавательной деятельности у младших дошкольников»

Васильева Н.В.

Младше-средняя группа

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека,период активного познавательного развития.В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно.. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать

Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей развития ребенка дошкольного возраста.. В документе указано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.При наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает более усиленно, продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью-они учатся высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности,

преследует следующие задачи:

-Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

-Развитие творческих задатков и воображения.

-Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов

В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования задачаразвития познавательной активности у детей дошкольного возрастастановится наиболее актуальной.Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития познавательной сферы в целом и познавательной активности в частности. Поэтому возникает необходимость использования таких средств обучения, которые будут максимально эффективно способствовать развитию познавательной активности дошкольников.

Формирование познавательных действий, основная задача реализации ООП с учетом ФГОС.

Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность.

Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова.

Наблюдая за детьми в своей группе можно отметить ,что у одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, "теоретическое" направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Многие дети робкие, застенчивые ,пассивные. Не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. . Передо мною встала задача- развивать и формировать познавательный интерес дошкольника.

Поэтому я прежде всего должна продумать и организовать сам процесс передачи знаний детям с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Практически все дети-дошкольникипроходят через возраст почемучек .Основой познания для нихявляется чувственное познание,т.е.восприятие и наглядное мышление, и менно от того как сформированы у ребёнкадошкольника восприятие ,наглядно-действенное и наглядно-образное мышление зависят его познавательные возможности.Самая ранняя форма познавательной активности – любознательность.

Важным условиемобеспечивающее этот уровень познавательной активности, это – насыщенная предметно-развивающая среда ,а так же возможность практической деятельности в ней, именно такая среда будет стимулировать развитие ребёнка и провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности в ней. Я преобразовала предметно-развивающую среду: внесла наглядный материал - яркий ,крупный ,привлекающий внимание детей,отвечающий требованиям гос. стандартов-доступность, эстетичность, многофункциональность , пополнила пособиями, развивающими играми. Я оборудовала уголок экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские  интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. В содержание уголка входит: отдельно друг от друга расположено оборудование для опытов с песком ,воздухом ,водой ;коллекции детей, ,коллекции разных видов бумаги ,ткани ;театр "запахов" природный и бросовый материал, различные крупы, Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) провоцируют их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Предметно-развивающая среда должна выступать мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности.Только с учётом таких требований развивающая среда будет стимулировать познавательную деятельность детей, способствовать поисково- мыслительным способностям.

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры. При помощи родителей была оформлена игротека. Познавательные игры «Чей малыш», «Где чей дом», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото», « «Домино», пазлы  и мн. др., вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь. Значительное место уделяю играм с правилами. Главный принцип отбора игр, по моему мнению, - они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

 Понимая необходимость развития памяти, логического мышления, воображения, внимания, я изготовила ряд развивающих игр, которые предлагаю детям. Это «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», «Волшебные огоньки», «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», «От большого к маленькому», «Танграм», «Четвёртый лишний» и др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.

Считая необходимым для развития познавательной активности такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение в «Уголоке природы ,познания», обновила и добавила новые методические пособия -Лепбук ,"Домик листовичков" , разные виды панно "Лес","Мир животных" ,"Домашние животные", "Транспорт","Овощи","Фрукты" ,календарь наблюдений за погодой, копилка природного материала.

.Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. На развитие познавательных способностей влияет наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Поэтому моя роль ,как роль воспитателя - вызвать интерес у детей, создать состояние увлечённости ,умственного напряжения ,направить усилия на освоение знаний ,умений и навыков- всё это связать с практической деятельностью Этого можно достичь при правильно подобранном материале оьтрпн,методов и приёмов, форм организации деятельности .Поэтому в работе с детьми стараюсь подбирать и использовать эффективные методы и приёмы для обучения детейс учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, содержания учебного материала.

Методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием - это часть метода и направлен на решение более узкой учебной задачи..В педагогической практике существуют такие методы как :словесные, наглядные ,практические, игровые.

В младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам, - в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов.Все методы в процессе работы использую в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий познавательный интерес.

Игра являются ведущим методом развития познавательной активности детей.Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

Поэтому организуя познавательную деятельностьигровой методпомогает мне создатьигровую ситуацию,внестиигровых персонажейдля нахождения и решения познавательных вопросов.Создавая проблемную ситуацию,я считаю необходимо как можно чаще задавать детям проблемные вопросы,чтобы у ребенка развить детскую инициативу,дать возможность ребёнку строить свои гипотезы и предположения, даже не смотря на то что предположения бывают не всегда правильными. Анализирую их вместе с детьми, помогаю понять их своюошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка, поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение.Проблемные ситуации,с элементами игры использую в разных видах совместной деятельности -на занятиях (приход гостя ,просьба оказания помощи сказочному герою - пример :»Обращаюсь к детям -Лесовичок в гости нас пригласил, но забыл указать дорожку к себе. Как же нам поступить,Как правильно найти нужную нам дорожку? Посмотрите, здесь кто-то прячется под кустом. А чтобы узнать кто там, нам с вами надо загадку отгадать.

«Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку»

Дети: Это заяц!

Заяц: Здравствуйте, ребята, куда путь держите?

Дети: К дедушке Лесовичку! В волшебный лес.

Воспитатель: Что-то ты Зайчик такой грустный?

Заяц: Бегать по лесу совсем не могу. Меня и волк и лиса сразу замечают.

Воспитатель: Дети, как помочь Зайчику, что ему посоветовать?

Дети: Поменять белую шубку на серую.

В ходе занятия я снова ставлю перед детьми вопрос-Как вы думаете, теперь зайчику будет легче жить. Давайте проверим, (помещаю зайца на темный фон) Да, действительно его уже не так видно.

Заяц: Спасибо вам дети за помощь! - использование таких игровых проблемных ситуаций позволяет детям выдвигать и проверять множество идей и предложений, находить пути решения.»

Во время наблюдений на прогулке задаю вопросы стимулирующие мыслительную активность детей-почему вы узнали что наступила осень.

Дети моей группы легко отзываются на общение,охотно идут на контакт,отвечают на вопросы ,выдвигают свои умозаключения.Это еще раз доказывает,что правильно продуманныевопросы,создание ситуации ,включение детей на решениепроблемы,вовлечение детей в игру-развивает мыслительную активность детей

В формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – метод экспериментирования.

Чем разнообразней и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: :  ребенок действует сам, а не остается в роли наблюдателя, самостоятельно выделяет и ставить проблему, которую необходимо решить; предлагает возможные варианты решения; исследует предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

В настоящее время я взяла тему по самообразованию:"Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста".

Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам:  жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

Работая более углублённо над этой темой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире развивается речь, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности;

- полученные знания запоминаются надолго и хорошо усваиваются детьми.

Моя задача, как взрослого,как педагога-помочь детям, потому, что дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Метод экспериментирования идеален в этом отношении -он создаёт условия для сенсорного развития в ходе ознакомления детей с явлениями и объектами окружающего мира. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

В процессе исследовательской деятельности я стараюсь решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей я выбрала проведение элементарных опытов,создала картотеку опытов в процессе которых формируются элементарные понятия и может использоваться обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, бросовый и природный материал, детские игрушки и др.)В процессе исследований формируются следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.

Изучив практические и теоритические сведения о детской экспериментальной деятельности, а так же проанализировав требования программы,мною были выполнены, согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми, следующие требования к проведению опытов:

- эксперимент должен быть непродолжительным по времени;

- речевое сопровождение;

- учет индивидуальных различий (темп работы, утомляемость), а так же возрастных особенностей детей;

- необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу;

- максимальная простота приборов;

- однозначность получаемых результатов;

- показ только существенных сторон явления или процесса;

- отчетливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Для поддержания интереса к экспериментированию проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Каркуши. Она маленькая, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». Интересно было наблюдать, как  дети ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет. Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями.

В свободной деятельности детей использую упражнения и проблемные ситуации, которые затрагивают разнообразные объекты  природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то .Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым Я подвожу и побуждаю детей к их умозаключениям, выводам.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

Ещё одним из методов, способствующих развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста. является метод проектной деятельности.Это метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества,метод который позволяет включить в себя методы дополняющие друг друга направленные на решение одной цели.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.Проекты могут быть— игровые, творческие, познавательные

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, Вовлечение детей в проектную деятельность началось в моей группе с проекта "Чистюльки" направленного на решение проблемы-как недостаточные знания детей о здоровом образе жизни. , отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены: работа сдетьми проходила через все виды деятельности .Проект был закончен презентацией и музыкальным развлечением"Девочка чумазая"В результате проектной деятельности у детей

-повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма;

-устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;

-расширились представления о своем теле и организме;

Включая метод проектов в свою работу расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. На этом работа сдетьми черезпроектную деятельность не будет преостановлена.Я планирую создание таких проектов как "Дикие и домашние животные","Осень".

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, оказывает положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

И мне еще раз хочется подчеркнуть, что своевременное и полноценное формирование познавательных интересов в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.

Подводя итоги своей работы, я хочу еще раз подчеркнуть,что формирование познавательных интересов является одним из важнейших условий развития и становления личности дошкольника- и достигнуть хорошего результата можно путем различных эффективных методов и форм обучения. Только тогда, ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области